МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы
2-е издание
Пенза 2009
УДК 65.015 (075.8)
ББК 65.050.2 я73
Рекомендовано Редсоветом университета
Составители: д.э.н., проф. С.Д. Резник,
к.э.н., Э.В. Кондратьев,
к.э.н., А.В. Малышев,
И.С. Чемезов.
Рецензент: к.э.н., проф. С.Ш. Левина
Персональный менеджмент: Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы / С.Д. Резник, Э.В. Кондратьев, А.В. Малышев, И.С. Чемезов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Пенза: ПГУАС, 2009. – 40 с.
В учебно-методическом пособии рассматривается процесс подготовки курсовой работы от выбора темы до ее защиты. Раскрывается общая методология научного творчества, излагается подготовка к научному исследованию, описывается методика написания и правила оформления курсовой работы, рассматривается порядок ее публичной защиты. В качестве приложения даются образцы отдельных элементов курсовой работы.
Разработано на кафедре «Менеджмент» и предназначено для использования студентами специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080111 «Маркетинг», 080502 «Экономика и управление на предприятии» по отраслям (строительство и транспорт), 270115 «Экспертиза и управление недвижимостью» очной и заочной форм обучения.
© Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2009 г.
© Резник С.Д., Кондратьев Э. В., Малышев А.В., Чемезов И.С.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……...…4
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХРАБОТ……..…..6
1.1. Общие требования к подготовке и защите курсового работы………………….6
1.2. Подготовка к написанию курсовой работы и методы отбора материалов …..7
Выбор темы курсовой работы и ее утверждение………………………………….7
Формирование замысла работы……………...……………………………………8
Составление плана работы…………………………………………………..…….8
Поиск литературы и источников…………………………………………………..9
Отбор и работа с литературными источниками………………………………….9
Руководитель курсовой работы…………………………………………………..10
2. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………….……11
2.1. Язык и стиль изложения………………………………………………………...11
2.2.Требования к содержанию курсового проекта………………………………….12
2.3.Темы курсовых работ………………………………………………………………16
2.4.Требования к оформлению курсовой работы………………………………...18
Оформление текстового материала……………………………………………..18
Иллюстративный и вспомогательный материал………………………...……..19
Оформление библиографического аппарата…………………………….….…..22
3.ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……….…………..……..25
3.1.Система управления курсовым проектированием…………………………......25
Тематика курсового проектирования……………………………………..….......26
Индивидуальные задания на курсовую работу и проведение консультаций...26
3.2. Защита курсовой работы……………………………..…………………………....27
Доклад на защите курсовой работы…………………………………….………...28
Оценка курсовой работы …………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………...………………………………………..33
ПРЕДИСЛОВИЕ
В процессе подготовки квалифицированных управленческих кадров в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства значительная роль уделяется дисциплине «Персональный менеджмент». Это вполне закономерно, ведь эффективный менеджер должен прежде всего уметь организовать себя, а потом уже вверенный ему коллектив. От того, насколько успешно студенты-менеджеры освоят техники рационального распоряжения своим временем и временем подчиненных, грамотной расстановки приоритетов, поддержания здоровья и высокой работоспособности, будет зависеть не только их личный успех, но и успех подразделения, всей компании.
Большой объем знаний, которые получают студенты во время обучения, разумеется, предполагает фундаментальность и полноту. В то же время, многие изучаемые в стенах вуза вопросы с высокой долей вероятности так и не будут использованы будущими специалистами в их профессиональной деятельности и жизни. Напротив, методы и техники персонального менеджмента могут быть использованы сразу же, закрепляясь в поведении и полезных привычках, приобретая характер навыков и помогая работать над чем бы то ни было эффективнее, освобождая время для того, чтобы посвятить его семье и дорогим людям, развитию, отдыху и различным не связанным с основной работой полезным занятиям.
Междисциплинарная область вопросов, которые рассматриваются в курсе персональный менеджмент, концентрирует внимание на целенаправленном и последовательном применении испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело справляться с трудностями как на работе, так и в личной жизни.
Курсовая работа – один из ключевых и наиболее эффективных методов освоения профессиональных компетенций обучающимися. В процессе выполнения курсовой работы студенты получают возможность не только более глубоко изучить интересующую их проблему, но и исследовать ее проявление на практике, а также самостоятельно определить перечень мероприятий по устранению выявленных слабых мест, сформулировать творческие выводы.
Данное учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре «Менеджмент» Пензенского ГУАС с целью повышения эффективности освоения студентами указанной дисциплины. Использование данного издания, как думается, позволит повысить качество выполнения курсовых работ по дисциплине и в целом положительно повлияет на качество подготовки и конкурентоспособность будущих специалистов по направлению «Менеджмент организации».
ВВЕДЕНИЕ
Курсовое проектирование является важнейшей составляющей внеаудиторной работы со студентами. Этот этап играет ключевую роль в актуализации теоретических знаний студента и приобретении им практического опыта самостоятельной исследовательской работы.
Курсовое проектирование рассматривается как подготовительный этап к заключительной части обучения - подготовке дипломного проекта. Исходя из этого, построена система, обеспечивающая единство подходов и требований к курсовому и дипломному проектированию.
В свете практической направленности обучения студентов, основным критерием курсового и дипломного проекта становится решение реальных задач, что выражается следующими условиями:
Реальность исследования. Курсовой проект выполняется только на реальной основе для конкретных организаций. Ориентация студента на самостоятельный поиск работы мотивирует его предлагать потенциальному работодателю свой вариант решения производственной задачи. В случае удачного решения - студент получает хороший шанс на трудоустройство.
Структура курсового проекта предусматривает следующие разделы: введение, теоретико-методический, аналитический и проектно-рекомендательный разделы, заключение и приложения. Это позволяет уже на этой стадии прививать навыки грамотного построения и проведения исследования в рамках общих требований к дипломному проекту.
Теоретическая база курсового проекта. Уже на этом этапе предъявляются особые требования к библиографическому списку. Приветствуется использование источников монографического характера и публикаций в ведущих специализированных журналах России и зарубежья, а также использование ресурсов сети Internet. Учебники и учебные пособия должны занимать лишь незначительную часть библиографического списка, и использоваться в основном на стадии теоретического анализа основных определений и концепций для построения собственной теоретической базы исследования.
Методическая разработанностьрешаемой проблемы. Это условие содержит два аспекта. Во-первых, курсовой проект - это полигон для отработки методики исследования. Поэтому требования к качеству методического обеспечения такие же, как и в дипломном проекте. Во-вторых, для студента, который еще на младших курсах определился со своей будущей темой исследования, работа над курсовыми проектами становится целенаправленной поэтапной реализацией задач дипломного проекта, связанных с дисциплинарными аспектами проблематики дипломного проекта.
Активное участие студента в инновационных проектах кафедры и вуза. Задача вуза не только готовить специалистов для производства, но и отбирать потенциально одаренных, склонных к научной деятельности студентов, способных впоследствии стать достойными учеными и педагогами. Для этой категории студентов курсовое проектирование может быть связано с разработкой прикладных проблем собственного вуза или исследовательских проблем, связанных с кандидатскими или докторскими исследованиями аспирантов и преподавателей.
Обязательное электронное сопровождениеработы. Многие вузы России, при условии обеспеченности учебными компьютерными кабинетами-лабораториями, переходят на обязательное компьютерное оформление дипломных и курсовых проектов. К сожалению, в большинстве своем, это означает лишь набор текста на персональном компьютере и распечатку его на принтере. Современный уровень электронного сопровождения предполагает наряду с набором текстового материала учет следующих аспектов:
• использование при решении задач или на этапе внедрения электронных таблиц, баз данных, систем проектирования товарных потоков и информационных систем предприятия;
• подготовка «итогового продукта» своей курсового проекта: схемы, слайды, страничка на Internet-сайте;
• обеспечение мультимедийной презентации.
Защита курсовых проектов.Студенты получают возможность выступить перед аудиторией, публично представить и защитить свои разработки. При этом выступающие получают навыки общения с аудиторией, а слушатели - новые знания и возможность сделать для себя выводы для следующих выступлений. Кроме того, подобные выступления - элемент подготовки к защите дипломного проекта и более важным выступлениям в будущей практической деятельности.
Основными целямикурсового проекта являются:
Систематизация, углубление и закрепление теоретических и практических знаний студентов, полученных в процессе аудиторных занятий по избранной специальности.
Развитиеумений и навыков самостоятельной творческой деятельности и технологий работы со специальной литературой,
Овладение основами методологии научного исследованияпри решении определенных вопросов. Именно поэтому в курсовом проектировании на первое место выдвигается требование обязательного выполнения настоящих рекомендаций.
В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения курсового проекта должен решить следующие задачи:
1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее научную и практическую ценность и значение.
2. Четко обозначить проблему, грамотно поставить цель и задачи исследования.
3. Адекватно поставленным задачам выбрать метод исследования и подготовить собственную методику исследования, включающую описание процедур сбора, обработки и анализа необходимых данных.
4. Усовершенствовать свои базовые теоретические знания по выбранной теме в процессе изучения первоисточников (монографий, статей в научных журналах и сборниках, нормативно-технической документации), атакже справочной литературы по избранной теме.
5. Грамотно провести сбор необходимой для решения задач курсового проекта информации (статистический материал, данные полевых исследований), согласно разработанной методике на примере конкретного объекта исследования (обычно организация).
6. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации. Аргументировано изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
7. На основе проведенного теоретического анализа и практического исследования сделать собственные выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности работы предприятия.
8. Выполнить расчет экономической эффективности внедрения предлагаемых мероприятий.
9. Оформить курсовой проект в соответствии с нормативными требованиями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
1.1. Общие требования к подготовке и защите курсового проекта
Курсовой проект (работа) выполняется студентами в процессе изучения теоретического курса. Выполнение работы и оценка ее преподавателем является обязательным условием для допуска к экзамену.
Задание к курсовому проекту выдается студентам на практических занятиях или во время прослушивания обзорных лекций.
Тема курсового проекта определяется совместно с преподавателем, ведущим в группе практические занятия. Для охвата всей тематики курса число студентов ограничивается по отдельным темам (например, на одну тему – не более трех студентов). Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Возможно выполнение комплексных тем рабочей группой (2-5 чел.) студентов. В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы.
В курсовом проекте следует самостоятельно разработать план, раскрыть содержание поставленных вопросов, а также сформулировать основные выводы и предложения по рассматриваемой тематике.
Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке; определяет структуру работы; составляет план исследования и сроки выполнения по этапам; определяет перечень необходимой литературы и другие материалы (статистические отчеты, результаты экспериментов на предприятиях и т.п.). Иногда, для обеспечения рациональной работы студентов к каждой предлагаемой теме приводится список рекомендуемой для использования литературы.
На качество курсового проекта существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных предприятия, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсового проекта.
Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д., цель которых сделать более наглядными, а, следовательно, понятными и доступными ее выводы.
Курсовой проект подписывается студентом и руководителем работы на титульном листе с указанием даты.
Выполненный студентом курсовой проект распечатывается на листах формата А4, аккуратно переплетается или скрепляется скоросшивателем и вместе с электронной версией документа на одном из носителей информации предоставляется научному руководителю. Проверка работы осуществляется в срок до 10 дней преподавателем – руководителем работы, который дает обоснованное письменное заключение по работе.
Курсовой проект должен быть защищен до сдачи экзамена. На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания преподавателя и вопросы участников защиты. Окончательная оценка курсового проекта выставляется по итогам защиты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|