Сделай Сам Свою Работу на 5

Институциональные барьеры из другого источника





Традиционно к институциональным барьерам относят:
- систему лицецзирования деятельности фирм;
- систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности, который может приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли;
- затраты собственников фирмы, связанные с процедурой прекращения ее деятельности и банкротства;
- сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, которая является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции: высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, дестимулирует вход в отрасль потенциальных конкурентов.
Структурная трактовка институциональных барьеров характеризует ограничения конкуренции в основном со стороны формальных институтов. Однако в современных экономических условиях большое значение приобретают также неформальные хозяйственные институты, которые затрудняют доступ на рынки, влияют на ценообразование и в конечном итоге приводят к значительным потерям в эффективности рыночного механизма. В силу этого более адекватной современной экономической действительности представляется классификация институциональных барьеров в экономике на формальные, или административные, и неформальные барьеры.
Существование формальных институциональных барьеров есть прямое следствие интервенционистской государственной экономической политики. Такие барьеры создаются государственными министерствами и ведомствами на различных уровнях властной вертикали.При этом необходимо различать двойственность функциональной роли государства, с одной стороны, как участника рынка или организации, преследующей свои цели, в том числе получение прибыли от экономической деятельности, а с другой стороны, как института, основная задача которого заключается в установлении правил и норм поведения субъектов рынка и контроле за их выполнением. Государство как институт - это огромный комплекс различного рода ограничений и правил, обеспечивающих процесс государственного регулирования и представляющих собой результат законотворчества исполнительной и законодательной властей различного уровня.
Целью введения таких ограничений или институтов является стремление государства к усилению контроля за уплатой налогов, оборотом товаров и услуг, проникновением на рынок некачественной или фальсифицированной продукции и т. д. Таким образом, побудительные стимулы для создания различного рода правил на рынке оказываются положительными и несут созидательный, а не разрушительный импульс. Но на пути своего воплощения они обрастают различными противодействиями и в результате превращаются зачастую в правила с двусмысленной трактовкой, что для экономики даже более неблагоприятно, чем полное отсутствие правил. В итоге формируются институты, которые не только не способствуют развитию экономики, но создают базу для всевозможных злоупотреблений со стороны аппарата чиновников.
Если же законы органов власти не допускают послаблений и двоякого толкования, то чаще всего они усложняют порядок регистрации, лицензирования и плодотворной деятельности предприятий, что также пагубно сказывается на динамике экономики в целом.
Одним из таких барьеров является институт лицензирования предпринимательской деятельности. В августе 2001 г. Государственной Думой России был принят закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». До принятия этого закона на территории России осуществление более тысячи видов предпринимательской деятельности требовало лицензирования на федеральном уровне или уровне субъектов федерации. Новым законом число лицензируемых видов деятельности значительно снижено, более чем на 140.





 



***

Условно барьеры входа на рынок подразделя­ют на барьеры чистого преимущества и страте­гические барьеры. Стратегические барьеры — это в своей основе барьеры рыночного характе­ра; барьеры чистого преимущества — факторы, которые дают действующим на определенном рынке предпринимательским субъектам конку­рентное преимущество, не обусловленное высо­ким уровнем эффективности или качеством то­вара. Наиболее известными в этой области явля­ются административные барьеры.

Большая часть таких барьеров облечена в пра­вила (стандарты здравоохранения и безопасно­сти) и не направлена на ограничение конкурен­ции, но может, тем не менее, служить существен­ным препятствием для входа на рынок. Даже пра­вила, введенные в целях безопасности и защиты потребителей, могут при несправедливом их применении со стороны органов власти приве­сти к ограничению конкуренции. Эта проблема особенно актуальна в России, так как лицензии предоставляются нередко без объективной оцен­ки рыночной ситуации или технологических воз­можностей заявителя, а размеры арендной платы за предоставленное в пользование муниципаль­ное имущество нередко вводятся произвольно или по принципу селективной защиты интересов отдельных хозяйствующих субъектов [1].

Административное регулирование условий обращения продуктов или услуг, цен или тари­фов — нередкое явление со стороны муниципаль­ных органов власти, нарушающее конкурентные условия локального рынка. Если цены на опре­деленном рынке регулируются или контролиру­ются, то как результат наблюдается сдерживание появления новых рыночных субъектов.

Государственные и муниципальные креди­ты, дотации, бюджетные и внебюджетные суб­сидии, различного рода преференции остаются барьером для входа на рынок предприятий мало­го бизнеса.

Необходимость осуществления государствен­ной регулятивной функции в определенных сфе­рах экономического развития общества неоспо­рима. В современных кризисных условиях про­водится широкий спектр мероприятий государ­ственной поддержки банкам, системообразую­щим промышленным предприятиям. Принят ряд существенных мер институционального ха­рактера, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.

***

7. Институциональные барьеры

Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем до­ходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, вы­раженных в потере части потенциальной прибыли.

К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнес­ти затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекра­щения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и свя­занные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важ­нейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высо­кий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит фактором, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.

Другой тип барьеров - барьеры, вызванные страте­гическим поведением фирм, действующих на рынке.

^ Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим про­никновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбыто­вой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.