Сделай Сам Свою Работу на 5

Традиционная теория групп (социологическая)





утверждает, что частные группы и ассоциации функционируют согласно принципам, кардинально отличающимся от тех, которые управляют отношениями между фирмами на рынке или отношениями между налогоплательщиками и государством.

Традиционная теория групп развивается в двух направлениях:

- каузальном,

- формальном.

Каузальное направление

частные организации и группы существуют повсеместно, и эта повсеместность является результатом фундаментальной человеческой склонности к вступлению в ассоциации.

Формальный вариант

традиционного взгляда на группы не исходит из инстинкта или тенденции объединения в группы, но подчеркивает универсальный характер групп.

Любая группа или организация, большая или малая, действует для получения коллективного блага, которое по своей природе будет выгодно всем членам группы, что является фундаментальной причиной возникновения групп. Хотя можно признать, что малые группы во многих случаях успешнее обеспечивают коллективные блага.

Большие группы. Производство коллективных благ

l государство,

l профсоюзы,

l большие корпорации и т. п.



группы индивидов с общими интересами обычно пытаются воплощать в жизнь эти общие интересы, по крайней мере, в сфере действия объективных экономических законов.

Если участники большой группы рациональным образом пытаются максимизировать свое индивидуальное благосостояние, они не станут прилагать никаких усилий для достижения общегрупповых целей до тех пор, пока на них не будет оказано давление, или каждому из них не будет предложен индивидуальный мотив к подобному действию, не совпадающий с общим интересом группы, мотив, реализуемый при условии, что члены группы возьмут на себя часть издержек по достижению общей цели.

Сочетание личных и общественных интересов в одной организации, по мнению М. Олсона, наводит на параллель с рынком совершенной конкуренции.

В рамках этой модели признается факт, что фирмы, максимизирующие прибыль, могут действовать против собственных интересов, будучи группой. Важно обратить внимание на то, что, хотя все фирмы заинтересованы в повышении цен на продукцию отрасли, каждая из них в отдельности хочет перенести бремя издержек по осуществлению этой задачи на другие фирмы, так как ни одна из фирм не хочет уменьшать собственный объем производства.



Под коллективным (общественным) благом

понимается «любой товар или услуга, которые удовлетворяют следующему требованию: если их потребляет любой индивид Xi из группы X1,.. Xi,…Xn, то их могут потреблять и все остальные члены группы

Причинами являются:

1. Существование проблемы «безбилетника», которая выступает следствием из второго условия производства общественных благ.

2. Чем больше группа, тем выше будут организационные издержки для обеспечения производства общественных благ, что служит препятствием для создания производства таких товаров или услуг и, даже если они все-таки производятся, издержки каждого индивида будут выше выгод от создания данных общественных благ.

Важную роль в институциональном регулировании на уровне больших групп играют этические нормы

Индивид предпочитает мир, где никто, включая его самого, не лжет, миру, в котором все, кроме него самого, говорят правду.

Оптимум обеспечения коллективного блага для малой группы (Модель М. Олсона)

Малые группы во многих случаях оказываются гораздо более эффективными и жизнеспособными, чем большие группы.

Индивиды создают какую-либо малую группу (организацию) также для достижения возможности получать коллективное благо.

Если существует такое количество блага, которое можно получить при достаточно низких издержках, и если индивид в соответствующей группе выиграет от приобретения его за свой счет, тогда существует вероятность, что такое благо будет произведено



Оптимальное количество группового блага, предназначенного для индивида, можно достичь, когда изменение выгоды всей группы, умноженное на долю индивида, равняется изменению общих издержек группы по достижению этого блага.

Коллективное благо

Будет обеспечено, если издержки по добыче коллективного блага настолько малы по сравнению с выгодой для группы, что общая выгода превышает общие издержки настолько же, насколько она превышает выгоду отдельного индивида

Избирательные стимулы. Институциональные инновации как фактор рентоориентированного поведения групп специальных интересов

Работы М. Олсона: продолжает традицию исследования результатов коллективного взаимодействия при достижении общих целей при производстве коллективных (групповых) благ.

В неоклассической экономике мэйнстрима эта проблема практически не рассматривалась, ее анализ содержится отчасти в трудах экономистов - представителей неоинституционализма, например, Дж. Коммонса, а также социологов Г. Зиммеля, М. Вебера.

Хайек: работы посвящены вырождению демократии в борьбе за прибыли между конкурирующими группами.

Согласно моделям М. Олсона и Финди-Уилсона

государство рассматривается как дискриминирующий монополист, который обеспечивает производство порядка, назначая различные цены разным группам населения в зависимости от переговорной силы

Под группами специальных интересов

обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага

Избирательные стимулы

– это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет

Государственная монополия:

Функции институционального инноватора могут брать на себя группы с особыми интересами при условии у них наличия избирательного стимула

Политическая Элита

Группа со сходными политическими и экономическими интересами, которая выступает как самостоятельный агент на “институциональном (политическом) рынке” той или иной страны

Рентоориентированное поведение

Выгоды связаны с процессами распределения собственности, а, следовательно, и доходов.

Такие действия являются стратегической формой влияния на “институциональный рынок”, что означает получение одной из групп специальных интересов распределительных преимуществ.

Исторически возникновение неперсонализированных правил и договорных отношений означает становление государства, а вместе с ним и неравного распределения силы принуждения.

Это создает возможность для тех, кто обладает большей силой принуждения, толковать законы в собственных интересах независимо от того, как это скажется на общественной производительности.

Начинают приниматься и соблюдаться законы, которые отвечают интересам властных структур, а не те, которые снижают совокупные трансакционные издержки.

Институциональные барьеры, роль групп специальных интересов

Конечной целью государственного регулирования экономики выступает достижение компромисса между эффективностью и социальной справедливостью

Проблема снижения административных (формальных) институциональных барьеров не может быть решена без всестороннего исследования мотивации заинтересованных групп.

Снижение административных барьеров

  1. Инициация изменения формальных институционально-правовых ограничений на федеральном уровне
  2. Изменение нормативной базы в регионах
  3. Мероприятия по дерегулированию и поддержке малого бизнеса

Через создание новых организаций общество, начинающее свое развитие, в конечном итоге приходит к такой же организационной структуре как и другие длительно стабильные общества

Действия групп специальных интересов могут приводить к деволюции групп, отражающих всеохватывающие интересы, к деволюции институтов

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.