Сделай Сам Свою Работу на 5

Эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Поэмы Гесиода





СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

· Историческое и художественное значение античной литературы.Исторические и социальные условия развития греческой и римской литературы. Гуманизм – отличительная черта греческой литературы. Периодизация. Влияние античной литературы на европейскую, в том числе русскую.

· Греческая мифология и песенный фольклор. Мифология – почва и арсенал греческого искусства. Миф и его природа. Боги. Мифологические герои.

· Героический эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера.Понятие героического эпоса. Миф о Троянской войне. Содержание поэм. Художественные особенности гомеровского эпоса. Гуманизм Гомера. Гомеровский вопрос. Русские переводы поэм Гомера.

· Дидактический эпос. Творчество Гесиода. Исторические условия. «Труды и дни». «Теогония» Значение творчества Гесиода.

· Классическая лирика. Элегия. Ямб. Мелика.Поэзия и музыка. Жанры лирической поэзии. Декламационная лирика. Представители элегии и ямба. Мелическая поэзия. Алкей. Сапфо. Анакреонт. Анакреонтическая поэзия. Хоровая лирика. Пиндар.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД



· Фольклорные истоки греческой драмы, театр.Великие Дионисии. Происхождение греческой драмы и её виды. Устройство греческого театра, особенности постановок.

· Античная трагедия. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Историческая обстановка. Эсхил – «отец трагедии». Трагедия «Персы». Основной конфликт трагедии «Прометей прикованный». Статичность и обобщённость образов. Трилогия «Орестея». Утверждение идей афинской государственности. Проблема вины и возмездия, личной ответственности человека за свои поступки. Взаимодействие личной воли человека и объективных сил внешнего мира (воли богов). Поэтика Эсхила. Софокл – «любимец богов».Трагедия «Царь Эдип». Особенности композиции, мифологическая основа. Мотив рока. Трагедия «Антигона». Сущность конфликта между Антигоной и Креонтом. Поэтика Софокла. Еврипид – «философ на сцене». Трагедии «Медея», Ипполит». Своеобразие конфликта. Углубление художественного выражения психологии человека: изображение внутреннего мира, борьбы чувств. Противоречие между мифологической формой и содержанием трагедии. Поэтика Еврипида.



ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ И РИМСКИЙ ПЕРИОДЫ

· Греческая комедия. Комедии Аристофана.Фольклорные истокикомедии (карнавальное начало) иеё общественно-политический характер. Аристофан – «отец комедии». Изображение отвлечённо-типического в индивидуально-пластической форме. Комедии «Мир». «Лисистрата», «Всадники», «Облака», «Лягушки». Пародийное мастерство Аристофана. Художественные приёмы, язык комедий.

· Менандр – крупнейший представитель новоаттической бытовой комедии.Создание комедии характеров («Третейский суд», «Брюзга»). Психологические типы, данные в динамике. Движущие силы комедии – характер человека, его природа и случай.

· Учение Аристотеля об искусстве и поэзии.«Поэтика» Аристотеля –теоретическое осмысление практического опыта, накопленного греческой литературой. Теория подражания: «мимесис». Учение о трагедии. Катарсис и споры о нём.

· Литература периода римского владычества. Лонг. Плутарх. Лукиан. «Дафнис и Хлоя» Лонга как любовный роман. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха как жанр литературной биографии. Сатирическое творчество Лукиана, его влияние на литературу последующих времён.

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

· Своеобразие римской литературы. Связьс греческой литературой.Практицизм. Психологизм. Периодизация. Эпоха устного творчества. Жанры римского фольклора. Сатурналии.

· Римский театр эпохи Плавта.Связь театра Плавта с греческой новоаттической комедией. Приёмы комбинации, буффонады, нарушения сценической иллюзии. Отражение римской действительности в комедиях «Клад», «Хвастливый воин». Комедии Теренция: сюжеты, греческий колорит, нравственно-этиеская проблематика («Братья»).



· Ораторское искусство. Цицерон. Ораторское мастерство Цицерона. Трактаты об ораторском искусстве, политике, этике, природе и искусстве. Эпистолярное наследие Цицерона.

· Лукреций. Жанровое своеобразии поэмы Лукреция «О природе вещей». Жанр и источники поэмы Лукреция. Особенности композиции. Язык поэмы.

· Римская поэзия. Творчество Катулла.Катулл и «неотерики». Мир лирического героя Катулла. Основные мотивы поэзии. Художественные открытия поэзии Катулла. Цикл, посвящённый Лесбии.

ЭПОХА ИМПЕРИИ

· Литература периода принципата. Вергилий. Гораций. Овидий.«Буколики» и «Георгики» Вергилия. Художественное своеобразие «Энеиды»: мифологическая основа, жанр и композиция. Поэзия Горация.Эподы. Сатиры. Послания. Оды. Гораций – теоретик римского классицизма. Творчество Овидия.Любовная лирика. Поэма «Метаморфозы» – художественная обработка мифов о превращениях. Сюжетно-композиционная организация. Жанровое богатство поэмы.

· Античная сатира. Луцилий. Марциал. Ювенал. Луцилий – отец жанра сатиры. Литературная деятельность Марциала. Обличительные и философско-морализаторские сатиры Ювенала.

· Античная басня. Художественные особенности басни как литературного жанра.Басни Эзопа, Федра. Влияние античной басни на литературу последующих времён.

· Античный роман.«Сатирикон»Петрония как сатирико-бытовой приключенческий роман. Продолжение традиций «менипповой сатиры». Апулей. Роман «Метаморфозы» («Золотой осёл») Апулея – продолжение традиций новеллистического жанра.Источники, особенности композиции, язык романа.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.Историческое и художественное значение античной литературы.

2.Древнегреческая мифология и песенный фольклор.

3.Понятие героического эпоса. «Илиада» Гомера. Миф о Троянской войне. Содержание поэмы. Художественные особенности гомеровского эпоса. Гуманизм Гомера. Русские переводы поэмы.

4.Героический эпос. «Одиссея» Гомера. Содержание поэмы. Художественные особенности гомеровского эпоса. Гомеровский вопрос. Русские переводы поэмы.

5.Дидактический эпос. «Труды и дни», «Теогония» Гесиода. Значение творчества Гесиода.

6.Классическая лирика. Жанры лирической поэзии. Декламационная лирика. Представители элегии и ямба. Мелическая поэзия. Алкей. Сапфо. Анакреонт. Анакреонтическая поэзия. Хоровая лирика. Пиндар.

7.Происхождение греческой драмы и её виды. Устройство греческого театра, особенности постановок.

8.Античная трагедия как особый синтетический жанр. Трагедии Эсхила («Персы», «Прометей прикованный», трилогия «Орестея»). Поэтика трагедий Эсхила.

9.Трагедии Софокла («Царь Эдип», «Антигона». Поэтика трагедий Софокла.

10.Трагедии Еврипида («Медея», «Ипполит»). Своеобразие конфликта.

11.Фольклорные истоки греческой комедии и её общественно-политический характер.

12.Пародийное мастерство Аристофана. Художественные приёмы, язык комедий («Мир», «Лисистрата», «Всадники», «Облака», «Лягушки»).

13.Новоаттическая бытовая комедия. Комедии характеров Менандра(«Третейский суд», «Брюзга»).

14.«Поэтика» Аристотеля – учение об искусстве и поэзии.

15.Античный роман как жанр. «Дафнис и Хлоя» Лонга как любовный роман.

16.«Сравнительные жизнеописания» Плутарха как жанр литературной биографии.

17.Сатирическое творчество Лукиана, его влияние на литературу последующих времён.

18.Своеобразие римской литературы. Жанры римского фольклора.

19.Римский театр эпохи Плавта. Связь театра Плавта с греческой новоаттической комедией («Клад», «Хвастливый воин»).

20.Комедии Теренция: сюжеты, греческий колорит, нравственно-этическая проблематика («Братья»).

21.Ораторское мастерство Цицерона. Трактаты и эпистолярное наследие Цицерона.

22.Жанровое своеобразие поэмы Лукреция «О природе вещей». Особенности композиции и язык поэмы.

23.Римская поэзия. Творчество Катулла. Катулл и «неотерики». Основные мотивы и художественные открытия поэзии Катулла. Цикл, посвящённый Лесбии.

24.«Буколики» и «Георгики» Вергилия.

25.Художественное своеобразие «Энеиды» Вергилия: мифологическая основа, жанр и композиция.

26.Поэзия Горация (Эподы. Сатиры. Послания. Оды). Гораций – теоретик римского классицизма. Традиция «Памятника» в русской литературе.

27.Творчество Овидия. Любовная лирика. Поэма «Метаморфозы»: сюжетно-композиционная организация, жанровое богатство поэмы.

28.Античная сатира. Луцилий – отец жанра сатиры.

29.Литературная деятельность Марциала. Обличительные и философско-морализаторские сатиры Ювенала.

30.Античная басня. Художественные особенности басен Эзопа и Федра. Влияние античной басни на литературу последующих времён.

31.«Сатирикон» Петрония как сатирико-бытовой приключенческий роман. Продолжение традиций «менипповой сатиры».

32.Роман Апулея. «Метаморфозы» («Золотой осёл») – продолжение традиций новеллистического жанра. Источники, особенности композиции, язык романа.


ДФО

ПЛАНЫ практических занятий

Занятие 1

Греческая мифология

1. Миф и его природа. Место греческих мифов в мировой мифологии.

2. Мифология – «почва и арсенал» греческого искусства.

3.Основные циклы античных мифов.

4. Мифы о богах.

5. Мифы о героях.

6. Мифы о превращениях.

7. Самоотрицание мифа. Мифологические образы в античном искусстве и европейском искусстве нового времени.

8. Воплощение образов и мотивов античной мифологии в русской поэзии XVIII-XXI веков.

 

Занятие 2

Эпос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Поэмы Гесиода

1. Понятие героического эпоса. Эпосы разных стран и народов.

2. Миф о Троянской войне. Содержание «Илиады».

3. Содержание «Одиссеи». Художественные особенности гомеровского эпоса. Гуманизм Гомера.

4. Гомеровский вопрос. Русские переводы поэм Гомера.

5. Дидактический эпос. Поэмы Гесиода «Труды и дни», «Теогония».

Занятие 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.