Общепрофессиональные компетенции
(ОПК-1)
знает: основные (ключевые) педагогические идеи выдающихся философов и педагогов прошлого;
владеет: способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
(ОПК-3)
знает:тенденции развития мирового историко-педагогического процесса;
владеет: способами ориентации в профессиональных источниках.
Компетенции в области педагогической деятельности (ПК-10)
знает: основные (ключевые) педагогические идеи выдающихся философов и педагогов прошлого.
владеет: первоначальными навыками популяризации ключевых педагогических идей прошлого.
Объем раздела и виды учебной работы
Общая трудоемкость раздела составляет 2 зачетных единицы. Всего 72 часа. Аудиторные занятия 32 (лекции 12, сем. практ. 20) часа, в том числе интерактивных занятий 4 часа. Самостоятельная работа 40 часов.
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
| |
| | | В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| | |
| | | В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Составление конспектов первоисточников
|
|
|
|
|
| Составление таблиц, схем
|
|
|
|
|
| Подбор игрового материала
|
|
|
|
|
| Ведение историко-педагогического словаря
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации: зачет по БаРС
|
|
|
|
|
| Подготовка к экзамену
|
|
|
| | |
|
|
|
|
| 5.1. Содержание раздела «История педагогики и образования» дисциплины «Педагогика»
№
п/п
| Раздел дисциплины
Тема
| Лек-ции
| Семинар. и практ.
занятия
| СРС
| Всего час
| |
| История педагогики и образования
|
|
|
|
| | Часть 1. История педагогической практики и
развития педагогической мысли в Древнем Мире
|
|
|
|
|
| 1.1.
| Место истории педагогики и образования в системе современного педагогического знания.
|
|
|
|
| | Зарождение воспитания в первобытном обществе
|
|
табл.
|
| | 1.2.
| Воспитание, школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока (Междуречье, Древний Иран, Древняя Индия, Древний Китай).
|
|
|
табл.
|
| | 1.3.
| Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции
|
|
|
табл.
|
| | 1.4.
| Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древнем Риме
| | Часть 2. Школа и педагогические идеи в Средние века и эпоху Возрождения
|
|
|
|
|
| 2.1.
| Воспитание и школа Западной средневековой цивилизации. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения, Реформации и Контрреформации.
|
|
|
конс
|
| | 2.2.
| Философско-педагогическая мысль Средневекового Востока
|
|
|
конс
|
| | 2.3.
| Педагогика Древней Руси.
|
|
|
|
| | Часть 3 Развитие школы и педагогической мысли в Новое и Новейшее время
|
|
|
|
|
| 3.1.
| Педагогика Западной Европы начала Нового времени и Просвещения (XVII- XVIII вв.)
|
|
|
конс
|
| | 3.2.
| Просвещение и педагогическая мысль в России в XVIII в.
|
|
| 2.
конс
|
| | 3.3.
| Основные идеи классической педагогики Запада Х1Х в.
|
|
|
|
| | 3.4.
| Новые подходы к воспитанию и обучению в Западной Европе в конце Х1Х начале ХХ вв.
|
|
|
конс
|
| | 3.5
| Школа и педагогика в России в Х1Х в. (до 90 годов).
|
|
|
конс
|
| | 3.5.
| Великий русский педагог К.Д.Ушинский и современная школа
|
|
|
|
| | 3.6.
| Педагогические направления и идеи в России на рубеже Х1Х - ХХ вв.
|
|
|
|
| | Часть 4. Школа и педагогика в России в ХХ в.
|
|
|
|
|
| 4.1.
| Школа и педагогика советского периода (1917 – до Великой Отечественной войны).
|
|
|
|
| | 4.2.
| Школа и педагогика советского периода (вторая половина ХХ века)
|
|
|
Реф.
|
| |
| Всего:
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | Содержание раздела
Модуль 1. История педагогической практики
и развития педагогической мысли в Древнем Мире
Введение. Место истории педагогики и образования в системе современного педагогического знания
Тема 1.1. Зарождение воспитания в первобытном обществе (первобытной эпохе)
Воспитание в первобытном обществе. Происхождение воспитания. Характер воспитания в первобытном обществе. Отличительные особенности воспитания на каждой стадии первобытно-общинного строя. Возникновение организационных форм обучения и воспитания. Воспитание как наследование опыта. Направленность воспитания в условиях земледельческо-скотоводческой экономики (VI -VII в.в.). Обычаи, традиции, обряды, приметы - как средства воспитания.
Тема 1. 2. Воспитание, школа и педагогические идеи Древнего мира.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока (Междуречье, Древний Иран, Древняя Индия, Древний Китай). Различные типы школ в государствах древнего Востока (Египте, Древнем Китае, Индии).
Становление воспитательной практики в древности (в Древней Греции и Древнем Риме). Спартанская и Афинская системы воспитания: цели, задачи, содержание, методы. Зарождение гуманистической традиции воспитания в практике афинской школы. Воспитание и школа в Древнем Риме.
Философско-педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение педагогической теории в Древней Греции. Педагогическая деятельность и взгляды софистов. Содержание образования. Мысли Демокрита о воспитании. Педагогическая деятельность и взгляды Сократа, Платона, Аристотеля.
Педагогическая мысль в Древнем Риме Взгляды на воспитание М.Ф. Квинтилиана, М.Т.Цицерона, Л.А.Сенеки.
Становление теоцентрической парадигмы педагогики.
Модуль 2. Школа и педагогические идеи в Средние века
Тема 2. 1. Воспитание и школа Западной средневековой цивилизации. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения, Реформации и Контрреформации
Укрепление первой (теоцентрической) научной парадигмы педагогики. Становление и сущность христианской педагогической традиции. Влияние церковной культуры на развитие образования. Идеалы воспитания. Типы церковных школ, цель, содержание и методы обучения. Учебники. Светские школы. Ученичество. Рыцарское воспитание. Сочинения по вопросам воспитания. Средневековые университеты.
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения. Школы В. да Фильтре и Гуарино Гуарини. Педагогические взгляды Боэция, А. Алкуина, Ф. Аквинского, М. Монтеня, Ф. Рабле, Т. Мора, Э. Ротердамского, Т. Кампанеллы. Первые «ростки» анрпропоцентрической парадигмы в эпоху Возрождения.
Влияние Реформации и Контрреформации на образование и воспитание. Педагогические идеи М.Лютера.
Тема 2.2. Практика образования и философско-педагогическая мысль Средневекового Востока
Исламская традиция в воспитании. Практика школьного образования и педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока (Абу –Али Хусейн ибн-Сина (Авиценна), Абу Насра аль-Фараби. Абу Хамида аль-Газали). Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Тема 2.3. Педагогика Древней Руси
Воспитание у восточных славян Y1-1Х вв. Просвещение в Киевской Руси в X -XIII в.в. Влияние взаимодействия языческой культуры восточных славян и христианской культуры на древнерусскую педагогику. Крещение славян и развитие школы.
Училища грамоты. Ученье книжное. Первые женские училища (при Андреевском монастыре 1086 г. и в Полоцке 1143 г.). Киевско-Печерский монастырь как центр образования. Задачи и средства обучения.
Историки о древнерусских училищах: “Повесть временных лет”, “История Российская”, В. Татищева, “Жития святых”. Обучение пению в школах грамоты на Руси в XI -XIII вв.
Памятники педагогической литературы XI -XIII в.в. (“Поучение В. Мономаха детям”, Изборник Святослава, “Пчела” и др.).
Просвещение, школа и педагогическая мысль на Руси в XIII -XVII в.в. Развитие просвещения в период татаро-монгольского нашествия. Состояние просвещения в русских княжествах. Мастера грамоты. Традиции семейного воспитания. Просвещение на Украине и в Белоруссии. Борьба украинского и белорусского народов за сохранение национальной культуры. Братские школы. Киевская академия. Памятники педагогической литературы этого периода XIII -XVII в.в.
Модуль 3. Развитие школы и педагогической мысли в Новое и Новейшее время
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|