Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА





 

Психология творчества - это область знания, изучающая созидание человеком нового, оригиналь­ного в различных сферах деятельности: в науке, технике, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве. Особый раздел психологии творчества образует изучение творческой деятель­ности детей.

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей на всех стадиях развития мировой культуры. На ранних этапах изучения творчества общество еще не имело пот­ребности в овладении механизмом творчества. Исследователи ограничивались описанием этого процесса, усматривая в нем в большинстве случаев свободу проявления человеческого духа, не связанную объективными законами и не поддающиеся каким-либо воздействиям.

Психология творчества как специальная наука начала складываться на рубеже Х1Х - XX вв. Она вырастала из “теории творчества”, существенно отличаясь от своей предшественницы. Вопросы теории и "психологии" творчества во многих работах начала XX столетия рассматривались совместно. Такое рассмотрение формально объединялось общим названием - "теория и психология твор­чества". На этом этапе развития психология творчества не была сферой знания систематически рассматривающей определённую сторону твор­чества с точки зрения изучения специфических закономерностей (психологических особенностей).



Психологи описывали обстоятельства создания великих творений во всей их полнокровности и целостности. Источниками исходных данных были биографии, автобиографии, мемуары и др. литературные произведения, содержащие самопризнание выда­ющихся людей - художников, ученых, изобретателей. Результаты исследований касались природы творчества - фаз творческого процесса.

Выделялись фазы:

- сознательного труда, бессознательной работы, вдохновения и др. - спобности к творчеству;

- качества творческой личности (выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции) необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость;

- особенности интеллекта (интуиция, могучая фантазия; выдумка, дар предвидения, обширность знаний и др.);



- особенности характера (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособ­ность);

- особенности мотивации и ценностных ориентаций (непреодолимое стремление к творческой деятельности, удовлетворение от самого процесса творчества.

Однако в психологии творчества как научной дисциплине еще не было средств проникновения в сущность описываемых явлений: психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением. Центральным звеном творчества признавалась бессознательная работа, но ее природа считалась мировой загадкой. Новый толчок развитию психологии творчества дала развивающаяся экспериментальная психология (В.Вундт). Активные методы исследования стали проникать в изучение проблем творчества (тесты, анкетирование). Типичным стало изучение отдельных сторон, моментов творческой деятельности. Выявлялись эмпирические закономерности с помощью которых удавалась решать некоторые практические задачи.

Явления творчества психология начала исследовать с различных сторон. Появилась эмпирическая многоаспектность. Психология творчества стала превращаться в

конгломерат знаний, который включал в себя философские, социологические, психологические, педагогические, технические в прочие идеи. Можно сказать, что на данном этапе (30-е) годы это была наука эмпирического типа психологического знания. В середине XX в. в связи с научно-технической революцией возникла резко выраженная потребность в систематическом, сознательном, преднамерен­ном управлении творческой деятельностью, прежде, всего в науке и технике. Возникла необходи­мость мотивировать творческую деятельность, cтимулировать успех творческого акта, отбирать кадры, использовать возможность автоматизации умственного труда, формировать творческие коллективы.



Однако старый тип эмпирического знания, в пределах которого рассматривался способ “глобального воздействия на предмет исследования без четкой внутренней структуры, не мог удовлет­ворить новую потребность. Общественная значимость психологии творчества породила изменения в ее статусе, престижности, вызвала к ней повышенный интерес. Особенно бурно психология творчества начала развиваться в 60-е годы ХХ в. В этот период создается ряд структурных научных подразделений специально занимающиеся этой проблемой. Так, при научном Совете по истории мировой культуры АН СССР создается комплексная комиссия по изучению художественного творчества. В институте естествознания и техники АН СССР организовывается сектор психологии научно-технического творчества. В институте психологии АПН СССР - лаборатория эвристики.

В конце 60-х годов был проведен первый Всесоюзный симпозиум по психологии научного и технического творчества на заседании которого участвовали представители различных областей знания: истории науки и техники, философии, социологии, логики, психологии, физико-математических наук, биологии, педагогики, кибернетики и др. Проводились и др. менее значимые симпозиумы и научные встречи. В это же время выходит наибольшее число крупных комплексных монографий.

При разработке проблем творчества в 60-е годы были сформулированы основные черты комплексного подхода, требующего консолидации многих наук. То есть психология творчества из науки сосредоточившей в себе всю проблематику творческой деятельности превратилась в одну из наук, изучающих творчество как комплексную проблему.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

ТВОРЧЕСТВА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Анализ развития вопросов научного творчества в отечественной психоло-гии показывает, что тенденция этого развития выражается в постепенном движении от эмпирического описания к выработке представлений об иссле-дованиях творчества, как комплексной проблеме в движении по линии диф-ференциации, выявления различных по своей природе закономерно­стей, детерминирующих творчество. В контексте общего подхода к иссле-дованию психологии творчества интересует также вопрос о центральном звене проб-лемы творчества – ее фокуса вокруг которого группируются все прочие звенья, благоприятствующие функционированию центра.

Представление о центральном звене в психологии творчества шло по противоречивому пути: в раннем периоде такое звено тесно связывалось с интуицией, с бессознательной работой. Позднее его содержание было изме-нено и отнесено к сфере сознания: однако в последнее время намечается движение в обратном направлении - к признанию известной роли в кульмина-ционном пункте творческого процесса неосознаваемых явлений.

Пионерами зарождающейся в России психологии творчества были не психологи. Она начала скла­дываться и развиваться в трудах ученых, зани­мающихся теорией словесности, историей литературы и искусства. Предпосылкой к развитию этого направления послужили философско-лингвистические работы А.А. Потебни, изучавшего вопросы развития грамматического строя языка. Специальную направленность на изучение общих проблем психологии, творчества и наиболее резко среди его последователей выразили Овсяннико-Куликовский и его ученик Лезин – составитель и редактор сборников «Вопросы теории и психологии творчества» (1907-1923) гг. В этих работах был намечен своего рода классический эталон психологии творчества, выделены узловые проблемы, ставшие затем традиционными.

Наиболее рельефными в них заняли проблемы: природа творчества и критерии творческой деятельности, методы исследования, процессы творчества, творческие способности и качества личности. Сущность творчества связывалась с законами управляющими вселенной и представляющими собой проявления ритма. Последователи Потебни, исходя из его определения искусства как сгущения мысли, поставили в первое десятилетие XX в. на передний план модный в то время принцип, называемой законом экономии сил в мышлении. Творчество трактовалось сообразно этому принципу – как особый вид экономии мысли. Центральное звено механизма творческой деятельности связывалось с интуицией, бессознательной работой. Основным средством экономизирования считался язык, спресовывающий мысли, благодаря бессознательной работе.

В процессе мышления в сознании держится только значение слова: арти-куляция, и, что особенно важно грамматическая форма слова не осознаются, а осуществляется автоматически. Это последнее обстоятельство, по их мне-нию, и является важнейшим условием для освобождения умственной силы в них накопленной. Потебнисты были весьма единодушны в понимании мето-дов исследования. Они полагали, что судить о процессе творчества, о качествах личности можно лишь на основе самонаблюдения. Процесс творчества расчленялся на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения.

Труд необходим для наполнения сферы сознания содержанием, которое должно затем перерабатываться бессознательной сферой. Он также необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения.

Вдохновение представляет собой не что иное как “перекладывание” из бессознательной сферы в сознание уже готового вывода. Важнейшая способность творца (художника или ученого) – гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью,

впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствования, предугадывания. Специфические качества творческой личности связывались с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью, субъективностью, обширностью знаний и т.д.

Своеобразная позиция понимания твор­чества представлена в трудах В.М. Бехтерева, в его взгляде на творчество с рефлексологической точки зрения. Творческую ситуацию - проблему - Бехтерев трактовал как раздражитель. Собственно творчество есть не что иное, как реакция на такой раздражитель. В своем продуктивном выражении оно выступает как результат окончательного разрешения этой реакции. Однако ряд существенных недостатков, свойственных всей рефлексологии, привел к тому, что идеи В.М. Бехтерева не получили должного развития.

В этот период предпринимались и др. попытки приложения к про6лемам психологии творчества, в частности, физиологических закономерностей. Особую настойчивость проявил представитель Павловской школы В.В. Савич. Творчество определялось им как образование новых условных рефлексов с помощью ранее приобретенных связей.

Поиски естественно научных путей изучения творчества нашли отражение в книге С. О Груяенберга, подчеркнувшего необходимость разработки объек-тивных методов исследования, которых все еще психология творчества не имела.

20-е годы, особенно их первая половина, выделяются относительным изобилием исследований, связанных с проблемами научного творчества. (М.А. Блоха. Левинсон - Лессинг – о роли фантазии в научном творчестве и мн. др. ). Характерная особенность названного периода и исследований творчества - отчётливая выраженность фокуса проблемы - ее центрального звена. Считалось, что фокусом творчества, ее центральным звеном является понятие интуиции, теснейшим образом связанное с понятием бессознательной работы.

В начале 30-х годов представление о центральном звене проблемы стало меняться. Понятие "интуиция”, “бессознательное” попали под огонь критики. Эти понятия — в то врёмя были выведены за грани отечественной психологической науки. Центр тяжести психологических проблем творчества перемистился на вопрос о том, в какой мере творчество есть сознательный труд (С.Л. Рубинштейн”. Кривая публикаций по психологии творчества резко упала и подъём начался только с середины 50-х годов. Существенной вехой на этом пути стал доклад А.Н. Леонтьева “Опыт экспериментального исследования мышления” В центре внимания вновь оказался недавно утерянный вопрос о том специфическом звене мыслительной деятельности, которое придаёт её отчётливо выраженный творческий характер – момент нахождения принципа, идеи решения, хотя само понятие “интуиция” пока не называлось. Вскоре понятия «интуиция», "неосознаваемое», вновь появилось в изданиях.

Важный вклад в дифференциацию подхода к проблемам психологии творчества, в частности, научного, внес Б.М. Кедров. В центр проблемы им было включено научное открытие. Анализ работ по психологии творчества названного периода

говорит о том, что психология творчества не собирательное название, под которым объединяются все материалы изучения процесса творчества, а есть область знания, исследующая одну из его сторон, движение которой подчинено психологическим закономерностям.

5. Теории творчества. В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.

1) Психоаналитическая теориятворчества (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества (прежде всего – художественного) воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация.

Другим положением теории З. Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по З. Фрейду, – самая «творческая» часть психики.

К. Юнг утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. Юнг выделял в человеке два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. «Каждый творческий человек – это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески личное, с другой – это внеличный человеческий процесс. Творческое живет и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого он забирает нужные соки. Аналитическая психология называет это явление автономным творческим комплексом, который в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню, своей силе. на правах вышестоящей инстанции мобилизует Я на службу себе»

Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это рок, не подвластный сознанию и воле человека.

2) С позиций гештальтпсихологии творчество – это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению (Келлер, 1930; Wertheimer, 1945).

3) Когнитивная теориятворчества Дж. Келли рассматривает творчество как альтернативу банальному. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть

и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь – это творческий исследовательский процесс.

4) Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии.Оптимистический взгляд на природу человечества, характерный для гуманистической психологии, относится и к пониманию природы и роли творчества.

Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Он полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности.

К представителям гуманистической психологии относятся К. Роджерс и А. Маслоу, а также Р. Мэй, Д. Морено. Их взгляды на природу творчества весьма близки, но каждый тем не менее освещал разные аспекты данного вопроса.

К. Роджерс, например, считал, современный уровень развития науки и техники выдвигает требование непременной творческой адаптации к новому миру, а само творчество является неотъемлемой частью самоактуализации человека.

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может быть скрыто под слоем психологических защит.

К. Роджерс определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил:

1) экстенсиональность (открытость новому опыту);

2) внутренний локус оценивания;

3) способность к необыкновенным сочетаниям.

Внешними условиями творчества являются:

1) психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание);

2) психологическая свобода самовыражения. Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отъединенности»).

По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» Способность к творчеству является врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в

процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.

Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.

Теория развития творческой личности(Г. С. Альтшуллер). С точки зрения автора этой теории, способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности.

Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства.

Главное – не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.

Рассмотренные теории и концепции, «несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, не являются исчерпывающими и полностью охватывающими проблему творчества. Исследователи ставят и разрабатывают проблему с позиций собственной методологии, на вполне определенном специфическом языке и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одном или нескольких ее аспектах» (2006, с. 30).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.