|
РОЛЬ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В структуру памяти входят три основных процесса — запечатления, сохранения-забывания и воспроизведения полученной информации.
Каждый из процессов выполняет свою функцию в разных видах памяти — двигательной, тактильной, зрительной, слуховой, эмоциональной, и имеет свою специфику в механизмах формирования, хранения и воспроизведения. Память формирует человека. Его самосознание, чувство Я, базируется на знании своего имени, истории своей жизни, поведения в разных ситуациях. Вся структура учебной и профессиональной деятельности, в том числе и художественно-творческой, так или иначе, базируется на памяти. Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей к конкретному виду профессиональной деятельности.
Память лежит в основе интеллектуального развития, требующего знания мыслительных операций и умения пользоваться ими. То же самое касается знания и понимания законов творчества, его главных операций и целей. Память является первой ступенью формирования творческого сознания, включающего в себя знание прошлого опыта, усвоения информации, мыслей и идей настоящего, интеграции их в предвидении необходимого будущего.
Вместе с тем память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произведений других авторов порождают невольный плагиат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаблонов, которые подсказывает память.
Память и творчество находятся в сложных взаимоотношениях. Каждый из процессов памяти — запечатления, хранения информации и воспроизведения, — имеет свою специфику в формировании художественно-творческих способностей. Поэтому знание этих законов является обязательным для развития памяти, которая лежит в основе и восприятия, и воображения, и мышления. Запечатление отличается от запоминания тем, что оно происходит непроизвольно и у каждого человека помимо его воли и желания. Запечатление состоит из двух основных процессов: кратковременной памяти — первичной отработки в мозгу поступившей информации от анализаторных систем и перевода ее в долговременную память.
В кратковременной памяти идет их систематизация и минимизация для перевода в долговременную память. Скорость перевода из кратковременной памяти в долговременную очень индивидуальна и эту первую характеристику памяти надо знать каждому.
Однако несмотря на индивидуальные особенности в скорости усвоения материала, каждый вид памяти имеет свои закономерности запечатления.
Двигательная память, направленная на формирования навыков ходьбы, письма, рисования, лепки и пр., формируется под влиянием начальной стадии обучения и дальнейшей систематической тренировки. При отсутствии подкрепления навыка или необходимости его репродуцировать достаточно длительное время он исчезает и требует повторного времени для обучения и тренировки.
Запечатление объектов внешнего мира идет на неосознаваемом, непроизвольном и произвольном, осознаваемом уровне. В памяти человека хранится вся воспринятая им информация, однако она выходит в сознание только в состоянии гипноза, в сновидениях человека или при раздражении нейронов коры во время операции на мозге.
Осознанное запечатление предметной среды подчиняется закону силы и частоты повторений. Сила воздействия определяется не просто физической силой самого объекта, а тем, насколько он сопровождается новизной, оригинальностью, выходит за рамки привычного. Особенно этот закон памяти проявляется с появлением произведений художников, дающих новое направление в искусстве как по содержанию, так и по форме, которое тут же начинают тиражировать.
Запечатление событий, особенно социально и эмоционально значимых для каждого, происходит также непроизвольно. Поэты, композиторы, художники интегрируют их в образы, создают произведения, организующие и направления поведение людей. Личные события, поворотные и жизненно-значимые, запоминаются на всю жизнь и служат своеобразной «единицей отсчета» в биографии. Память лежит в основе человеческого Я. Поэтому при потере памяти человек теряет свое Я.
Память на события в чужой жизни, трагические случаи, также непроизвольна, но всегда носит субъективный оттенок. Запечатление идей, мыслей, прочитанных или услышанных в, словесной форме происходит непроизвольно в зависимости от их содержания, частоты повторения, и главное, от совпадения с собственным мировоззрением, интересами, поисками.
Непроизвольное запечатление услышанных или прочитанных мыслей и идей происходит у творческих людей в зависимости от содержания и оригинальности самих идей. Творческая память открыта опыту в разных областях, не ограничена доминированием некоторого одного направления. Все новое, нестандартное, моментально привлекает их внимание и откладывается в памяти, чтобы затем преобразоваться в собственное новое виденье реальности.
Произвольное запоминание касается главным образом того материала, который не обладает теми качествами, которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими, интересными, индивидуально значимыми, но продиктованы внешней необходимостью, либо индивидуальной значимостью. Согласно основной формуле психического развития, полноценное развитие разных сторон познавательных процессов лежит в основе гениальности.
Развитие памяти базируется на развитии интеллектуальных способностей. Поиск индивидуальных средств для запоминания способствует также самопознанию своих природных качеств, укрепляет веру в свои возможности и способности.
Помимо всего, произвольное запоминание материала неосознанно включает в себя цель и время воспроизведения. Если материал запоминается с целью сдачи экзамена или зачета, назначенных на определенное время, то после этого, даже при хорошей отметке, он уходит из памяти.
Как показывают эксперименты, установка на время воспроизведения играет большую роль. Если, например, испытуемый ориентируется на то, что он должен будет воспроизвести заученный материал через неделю, то он оказывается неспособным воспроизвести его ни раньше и ни позже, а только через неделю. Когда же человек говорит сам себе, что он запомнит какое-нибудь явление «на всю жизнь», то это и происходит.
Произвольное художественно-творческое запоминание Произвольное художественно-творческое запоминание наиболее успешно протекает, когда оно построено на законах непроизвольного запечатления. Все запоминать сложно и не нужно. Как и непроизвольное запоминание, которое фиксирует в памяти только яркое, необычное и необходимое, произвольное запоминание художника строится на принципе избирательности.Эта избирательность, прежде всего, должна определяться «языком» изобразительного искусства — умением видеть своеобразие линий, формы, цвета, взаиморасположения и естественной компановки предметов.
Специфика восприятия, например, художника, отличающего его от восприятия людей других профессий, заключается в том, что он направленно формирует у себя способность фиксировать в памяти своеобразие линий «жестких», «деревянных», «стеклянных», «нежных», «ласковых», «агрессивных», «радостных», передающих характер, сущность, эмоциональный ритм и состояние тех или иных объектов.
То же касается фиксации в памяти всех вариантов формы, тектонических, весовых, отношений между частями самого предмета, легкостью, прочностью, устойчивостью формы в целом по отношению к другим. То же касается цветовой гаммы.
Особенно это необходимо при передаче движущихся объектов, которые нельзя рисовать с натуры. И.К .Айвазовский, который писал все свои морские пейзажи по памяти, говорил, что человек, не сохраняющий впечатлений от живой природы, может быть только ее копировальщиком: «...сто движений живых стихий неуловимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры». Эти профессиональные черты памяти тренировались большинством художников осознанно.
Второй принцип — усиление впечатлений от объекта. Художник может самый простой, неяркий объект усилить для запечатления в памяти не только его самого, но и зрителей. Достаточно вспомнить «Башмак» В. Ван Гога, который вызывает целый поток ассоциаций с конкретными образами человека, общими законами жизни, вызывают идентификацию с неизбежным чувством одиночества в старости.
Именно по такому принципу происходит произвольное усиление раздражителя для запоминания и автоматическое формирование образной памяти: человек идентифицируется с деревом (чаще всего с дубом), а дерево с характером человека, в конкретном видят всеобщие законы, соотносят с тем, что у всех может
вызвать идентичные эмоции.Для произвольного запоминания важна также систематизация. Объем кратковременной памяти ограничен. Человек не может удержать в памяти больше 7 плюс-минус 2 единицы, если они не объединены в более крупные единицы. Система — всегда предполагает выделение основополагающей функции и отличия от другого аналогичного явления или объекта. Наконец, для произвольного запоминания материала необходима обязательная ориентация на воспроизведение. Поэтому задумка организует и процесс произвольного запоминания, и поиск. Художник ищет подходящие для выражения идеи типажи, складывает их на основе запечатленных деталей, прибавляя к работе с натуры. Зависит такое запоминание и от предполагаемого вида изобразительного искусства и назначения — для интерьера, фронтона дома, мозаичного выполнения, объемного изображения.
Все перечисленное организует процесс произвольного запоминания и передает его на хранение в долговременную память, включает в дальнейший процесс переработки.
Хранение информации идет в зависимости от характера запечатления. Основным показателем уровня развития интеллектуальных и творческих операций является скорость и свернутость их протекания, когда новая задача решается так же быстро, как и хорошо знакомая. Именно эти способы действия, как и инстинктивные движения, хранятся в памяти, поскольку базируются на естественных задатках мозга к интеллектуальной и творческой деятельности.
Для хранения в памяти знаний очень важную роль играет их внешняя или внутренняя необходимость или востребованность. Случайные впечатления, незначимая информация, материал, прошедший через
сознание, подвергаются своеобразной перестройке во время хранения его в памяти. Происходит забывание всего мелкого, несущественного, а сохраненный в памяти материал обобщается, подводится под типическое и всеобщее. Об этом красноречиво говорят опыты. Испытуемому показывают картину и просят запомнить, что на ней изображено, чтобы затем передать ее содержание словами второму, второй должен третьему и т. д. Такая передача услышанной информации от испытуемого к испытуемому показывает всю динамику искажения и замещения в памяти одних деталей на другие. Убирается все случайное, не типическое и замещается типичным и обычным.
Они, как правило, связаны с переживаниями положительных или отрицательных эмоций и вытесняются в подсознание. Чем больший объем индивидуальных и самых разнообразных впечатлений хранится в подсознании, тем больший материал может быть включен в творческий процесс.
В подсознании, работа которого наглядно просматривается во сне, происходит постоянный творческий процесс с хранящимся в памяти материалом, его перестройка, комбинация, соединение несоединимого. Такая работа направлена на своеобразное «доучивание», приобретение жизненного опыта.
Именно в подсознании часто происходит решение проблем, делаются открытия, рождаются замыслы, которые выходят в сознание в виде внезапного «озарения»,
«инсайта», порождающего вдохновение. Поэтому одним из показателей творчества является «близость подсознания».
Работа подсознания, однако, задается сознанием. И если сознание хаотично, разболтанно, не имеет направленности на решение проблем, то так же работает подсознание. Для того чтобы подсознание помогало творчеству, необходимо ставить перед ним четкие вопросы и задачи. Тогда оно включается в направленный поиск и выдает в сознание готовые решения, результаты внутреннего поиска.
Таким образом, не только запечатление, запоминание является творческим процессом, но и процесс хранения его в памяти. Воспроизведение в памяти необходимого материала является «продуктом» способа и характера его запечатления и хранения. Непроизвольное воспроизведение характеризуется тем, что помимо воли или желания человека, в его памяти навязчиво всплывают все одни и те же картины эмоционально значимых событий. Непроизвольно происходит узнавание и ассоциативное воспроизведение прошлого опыта — по смежности (совпадение по месту и времени), по сходству и по контрасту.
Произвольное воспроизведение — припоминание, строится от знакомого, общего, к конкретному и единичному. Поэтому отработка общих схем при запоминании столь эффективна.
Специфика творческой памяти — заключается в том, что она сочетает в себе единение всеобщего и конкретного. Ко всеобщему относятся те действия и операции, которые могут привести к появлению нового за счет изменения, преобразования и комбинации в момент воспроизведения и могут наполняться разным конкретным содержанием. Благодаря первичной обработки воспринимаемого материала, в нем сохраняется самое важное, существенное, новое и нестандартное. Именно такая комбинация существенного, нестандартного материала, сохраненного в памяти способствует появлению «надситуативных» неожиданных и точных решений творческих задач. Например, задание изобразить индивидуальное творчество, одни студенты решали как простую иллюстрацию процесса (стояние за мольбертом), в то время как другие вкладывали в эту тему ироничные и отдаленные ассоциации.
Таким образом, количество запечатленного материала и установление ассоциативных связей между разными, отдаленными явлениям являются основной характеристикой творческой памяти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|