Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность социологического исследования.





Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.

Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.

Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:



· Поведение индивидов, социальных групп;

· продукты человеческой деятельности;

· вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для получения:

· полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

· надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

· репрезентативной, информации.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

 

 


 

Виды и этапы социологического исследования.



 

Разработка методического инструментария социологического исследования.

  1. Программа социологического исследования
  2. Методы социологического исследования

 

Этапы социологического исследования:

  1. Подготовительный этап.

Разработка программы социологического исследования, инструментарий, составляется рабочий план исследования, определяются объекты и единицы исследования, рассчитывается выборка.

  1. Полевой этап

Сбор эмпирического материала и информационных сведений с помощью избранных методик

  1. Аналитический

Количественная и качественная обработка полученной информации, анализ и обобщение результатов исследования

 

Каждый из этапов характеризуется относительной самостоятельностью. Деятельность внутри каждого этапа разделяется на более дробные сегменты, регламентируется специфическими нормативными требованиями (например, издается приказ на создание группы, которая будет участвовать в определенных мероприятиях), имеет собственные критерии для оценки качества исполнения и результата.

Отдельные этапы могут осуществляться параллельно.

 

Подготовительный этап.

  1. Программирующий
  2. Информационный

 

Программирующий – разрабатывают вопросы методологии, методики и техники социологического исследования. В результатах – программа социологического исследования.

Информационный – применение методов и техники для получения достоверных репрезентативной информации. Результат – эмпирическая социологическая информация.

 

Аналитический этап.

Анализ информации, ее обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляционных и причинно-следственных связей.



 

Результат – выводы по проблеме исследования.

 

Практический этап.

Разработка практических рекомендаций и социальных технологий.

Результат – модель практического преобразования социального объекта.

 

Функции социологического исследования.

  1. Методологическая
  2. Гносеологическая
  3. Моделирующая
  4. Программирующая
  5. Нормативная
  6. Организационная
  7. Эвристическая

 


 

Методология социологического анализа.

Методология — это система знаний о способах достижения нового знания. В широком смысле методология данной науки включает в себя теорию, общенаучные и специальные методы исследования ее предмета, в узком смысле — систему методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения

Разумеется, эта процедура включает в себя отдельные приемы, способы, методы работы с эмпирическими данными или с социологической информацией.

Эмпирической социологией, в отличие от теоретической социологии, обозначается та часть социологии, где знание о социальной реальности доказательно и последовательно получается на основе использования эмпирических данных или социологической информации. Обратите внимание! Доказательно и последовательно.

Социологической информациейназываются любые эмпирические данные, которые содержат информацию о социальной реальности: социальных явлениях, социальных процессах, социальных общностях, социальных институтах, социальных системах, социальных группах и других социальных феноменах.

На наш взгляд, важно, что в методологии анализа данных как области методологии социологических исследований следует выделить структурно, как минимум, следующие взаимосвязанные части:

1. Типы данных в контексте различия исследовательских задач, приемов, способов, методов работы социолога с этими типами (данные типа “государственная статистика”; данные, полученные посредством вопросников “простой” структуры; данные, полученные посредством вопросников “сложной” структуры; данные об использовании бюджета времени, текстовые данные разного вида).

2. Приемы, подходы к сбору данных, к измерению в различных исследовательских ситуациях (одномерное и многомерное шкалирование; формирование индексов; ранжирование; проективные техники и т. д.).

3. Восходящая стратегия анализа данных. Логика и методы проверки описательных гипотез. Поиск эмпирических закономерностей, начиная с простых и заканчивая сложными для формирования объяснительных гипотез.

4. Нисходящая стратегия анализа данных. Логика и методы проверки объяснительных гипотез в социологических исследованиях, исходя из обозначения “основного языка анализа данных”.

Типологический анализ, факторный анализ, причинный анализ как языки анализа данных или метаметодики анализа данных.

 


 

Понятие программы социологического исследования. Ее основные разделы.

Программа социологического исследования - это теоретико-методологическая основа осуществляемых социологом процедур исследования (это сбора, обработки и анализа информации). Это документ, в котором изложены основные методы, методики и принципы исследования.

Функции:

  1. Методологическая – определение целей, задач, проблемы и принципов исследования.
  2. Методическая – разработка логического плана и инструментария к исследованию.
  3. Организационная – распределение обязанностей и определение характера и структуры каждого вида деятельности.

Структура программы.

  1. Методологический раздел
  2. Методический раздел

 

Методологический включает в себя:

  1. Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Научная проблема должна достаточно точно отображать то противоречие, которое возникает в процессе функционирования и развития социальных структур. В ней фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации данных действий.
  2. Цели и задачи исследования. Цель предопределяет ориентацию исследования теоретическую или прикладную. Количество задач зависит от масштабности исследования и объема целевых установок исследования. Оптимальное количество задач 3-5.
  3. Объект и предмет исследования. Характеризуются количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно временной определенности.
  4. Системный анализ объекта исследования. Это построение концептуальной модели объекта, в которой раскрывается весь комплекс внутренних и внешних элементов и связей изучаемого объекта. При этом объект рассматривается с двух сторон: как отдельная часть целого и как целое, состоящее из частей.
  5. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Сопоставление основных понятий с другими смежными, близлежащими понятиями (теоретическая интерпретация), и сопоставление этих понятий с данными наблюдений или эксперимента.
  6. Операционализация понятий – это специфическая научная процедура, которая связывает в единое целое проблемы образования понятий, техники изменения и построения показателей, перевод понятий в данные показатели, перевод показателей в переменные, согласно выбранных шкал, перевод переменных в индексы, оценка индекса (на надежность и обоснованность).
  7. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это научно-обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, о механизме их функционирования и развития. Гипотезы могут быть научными и рабочими, первичными (выдвигаются до полевого исследования) и вторичными (после полевого исследования), могут быть гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Могут быть описательные (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительные (предположения о причинно следственных связях), прогностические (предположения о возможных вариантах развития или изменения процесса).

 

Методический:

  1. Стратегический план исследования. По характеру данный план может быть поисковым, описательным или экспериментальным. Поисковый разрабатывается, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В процессе поискового плана формулируется проблема и определяется основной набор средств. Описательный разрабатывается, когда существуют данные по проблеме, и исследователь может сформулировать описательную гипотезу. Исследование по описательному плану упорядочивает известные факторы и устанавливает соотношение. Экспериментальный план разрабатывается, когда возможно сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – установить причинно следственные связи объекта, раскрыть его структуру, выявить причины, обуславливающие его функционирование и развитие.
  2. Выбор исследовательской стратегии. Существует 3 вида исследовательских стратегий:

(a) Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на примере определенного объекта, который является представителем целого класса подобных объектов.

(b) Трендовые или повторные направлены на изучение изменений определенной социальной группы, как единой целостности.

(c) Когортные исследования – изучение специфических совокупностей в течение определенного времени.

  1. Обоснование и формирование выборки. Выборка - это процедура отбора множества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений. Существует определенные правила отбора (выборочный метод). Все единицы социального исследовании составляют генеральную совокупность.
  2. Разработка методического инструментария. Включает в себя подготовку первичного материала (массив данных, полученных при помощи всех методов сбора) и плана его обработки (выбор соответствующих математических, статистических и общенаучных методов ее обработки, технических средств обработки, место и персоналий обработки).
  3. Рабочий план исследования (организационный) – документ, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается перечень необходимых работ, указывается что, кому и когда делать, определяется место и время исследований, устанавливаются сроки и ответственные.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.