Наблюдение, как метод сбора эмпирической информации.
Наблюдение- это метод преднамеренного и целенаправленного восприятия явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение.
Главная проблема наблюдения как метода – обеспечение как можно большей объективности информации об объекте.
Субъект – исследователь.
Объект – респондент, как отдельная единица, социальная группа (педагоги, семья), отдельные процессы и явления.
Основные требования:
1. Однозначность целей и замысла.
2. Системность методов наблюдения.
3. Объективность
4. Возможность контроля результатов наблюдения путем повторного наблюдения или путем эксперимента.
Виды наблюдений:
1. Неструктурированное наблюдение
2. Структурируемое (контролируемое)
3. Полевое
4. Лабораторное
5. Внешнее (не включенное)
6. Внутреннее (включенное)
7. Систематическое
8. Случайное
Неструктурированное – не имеет четкого плана, не определены элементы изучаемого объекта, редко ставятся проблема измерения единиц наблюдения. Как правило это интуитивное наблюдение.
Структурированное – предполагает разработку системы документов и параметров, характеризующих элементы объекта. Имеется четкий план. Учет установок наблюдателей относительно природы изучаемого явления.
Не включенное – исследователь находится вне объекта, не вмешивается в течение событий.
Внутреннее – социолог участвует в изучаемых явлениях, взаимодействует с работниками, может влиять на процесс.
Полевое – проводится в естественной для данного объекта среде.
Лабораторное – организуется искусственная среда.
Систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой целей исследования.
Технология метода:
1 этап.
Определение задач наблюдения.
2 этап.
Выявления объекта и предмета наблюдения.
3 этап.
Выбор оптимального способа наблюдения
4 этап.
Определение способа регистрации (фиксации) наблюдения. Фиксируются на карточках в звуко-, видеозаписях, кино- и фотодокументах.
5 этап.
Контроль за наблюдением
6 этап.
Обработка и интерпретация информации
7 этап.
Составление отчета
Недостаток метода: влияние личностных характеристик наблюдателя на фиксацию результата
Анализ документов и их роль в социологическом исследовании. (взял с лекций)
Документ в социологическом исследовании – «предмет», специально созданный человеком для хранения и передачи информации.
Классификация документов:
1) По способу фиксации информации: - письменные; - фонетические; - иконографические.
2) По форме изложения: - статистические (выраженные в числовой табличной форме); - вербальные (качественная информация. Полученная на основе эвристических методов).
3) По общей значимости: - официальные; - неофициальные; - общественные документы; - личные документы.
Структура анализа документа как метода:
1) Что представляет собой документ?
2) Кто автор и какова цель создания документа?
3) Каковы надежность документа и достоверность сведений?
4) Достаточно ли данных для решения исследовательской задачи или необходимо привлекать другие документы?
Выделяют две технологии анализа документов: традиционная и контент-анализ.
Под традиционным, классическим анализом «понимается всё многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе сопределённой точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае... Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. Традиционный анализ документов даёт возможность социологу проникнуть в глубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определённых нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Вместе с тем слабостью традиционного анализа документов является субъективизм: как бы ни был. добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степе ни будет объективной, «его» интерпретацией.
Сущность контент-анализазаключается в подсчёте того, как отражены в некотором информационном массиве (тексте, микрофонном материале и т.п.) интересующие исследователя смысловые единицы. Наиболее сложный и ответственный для исследователя момент – наметить эти смысловые единицы. Это могут быть социальная принадлежность упоминаемых в тексте персонажей, определённые эпитеты, характеристики, качества личности, порядок перечисления государственных, политических деятелей, позитивная или негативная позиция автора по отношению к тому или иному вопросу. Могут выделяться различные виды субъекта (объекта) действия; группа, личность, ролевая функция, орган общественной организации, партия, толпа и т.д.
Одно и то же смысловое содержание может быть выражено с помощью разных языковых средств. Значит, исследователь должен сформулировать их конкретные эмпирические показатели.
В основу счёта в контент-анализе чаще всего кладут частоту упоминаний единицы счета. Кроме того, считают число строк или минут эфирного времени, отданных данной смысловой единице, площадь газетной полосы, Для специалиста-аналитика также важны такие вещи как шрифт публикации, место на газетной полосе или в теле-, радионовостях, тональность в которой подаётся материал и т.д. Чем тщательнее была проведена подготовка к контент-анализу, сформулированы системы чётких правил, подготовлена математическая программа анализа, текстовой информации, тем глубже, объективнее будет исследование.
Эксперимент, как метод сбора эмпирической информации.
Особая разновидность наблюдения – метод эксперимента. Явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Виды эксперимента:
1. Качественный – устанавливает наличие или отсутствие предполагаемых явлений
2. Измерительный (количественный) – устанавливает численные параметры какого-либо свойства( свойств).
3. Мысленный – устанавливает наличие логических цепочек теоретического явления
4. Социальный – устанавливает возможность внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления.
Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.
Использование экспериментального метода требует:
1) Наличия чётко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данной теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений.
2) Наличия объекта, допускающего:
· возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение;
· возможность количественных и качественных измерений воз действующих на него управляющих факторов и изменения его деятельности и поведения;
· контроль воздействующих факторов, состояния объекта и условий во время проведения эксперимента.
Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу (или группы), воздействовать на неё определёнными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователя. В самом общем виде эксперимент включает два этапа: экспериментальное воздействие и наблюдение за последствиями такого воздействия. Модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью же эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|