Сделай Сам Свою Работу на 5

Наблюдение, как метод сбора эмпирической информации.





Наблюдение- это метод преднамеренного и целенаправленного восприятия явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение.

Главная проблема наблюдения как метода – обеспечение как можно большей объективности информации об объекте.

Субъект – исследователь.

Объект – респондент, как отдельная единица, социальная группа (педагоги, семья), отдельные процессы и явления.

Основные требования:

1. Однозначность целей и замысла.

2. Системность методов наблюдения.

3. Объективность

4. Возможность контроля результатов наблюдения путем повторного наблюдения или путем эксперимента.

Виды наблюдений:

1. Неструктурированное наблюдение

2. Структурируемое (контролируемое)

3. Полевое

4. Лабораторное

5. Внешнее (не включенное)

6. Внутреннее (включенное)

7. Систематическое

8. Случайное

 

Неструктурированное – не имеет четкого плана, не определены элементы изучаемого объекта, редко ставятся проблема измерения единиц наблюдения. Как правило это интуитивное наблюдение.

Структурированное – предполагает разработку системы документов и параметров, характеризующих элементы объекта. Имеется четкий план. Учет установок наблюдателей относительно природы изучаемого явления.



Не включенное – исследователь находится вне объекта, не вмешивается в течение событий.

Внутреннее – социолог участвует в изучаемых явлениях, взаимодействует с работниками, может влиять на процесс.

Полевое – проводится в естественной для данного объекта среде.

Лабораторное – организуется искусственная среда.

Систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой целей исследования.

 

Технология метода:

1 этап.

Определение задач наблюдения.

2 этап.

Выявления объекта и предмета наблюдения.

3 этап.

Выбор оптимального способа наблюдения

4 этап.

Определение способа регистрации (фиксации) наблюдения. Фиксируются на карточках в звуко-, видеозаписях, кино- и фотодокументах.

5 этап.

Контроль за наблюдением

6 этап.

Обработка и интерпретация информации

7 этап.

Составление отчета

 

Недостаток метода: влияние личностных характеристик наблюдателя на фиксацию результата




Анализ документов и их роль в социологическом исследовании. (взял с лекций)

 

Документ в социологическом исследовании – «предмет», специально созданный человеком для хранения и передачи информации.

Классификация документов:

1) По способу фиксации информации:
- письменные;
- фонетические;
- иконографические.

2) По форме изложения:
- статистические (выраженные в числовой табличной форме);
- вербальные (качественная информация. Полученная на основе эвристических методов).

3) По общей значимости:
- официальные;
- неофициальные;
- общественные документы;
- личные документы.

 

Структура анализа документа как метода:

1) Что представляет собой документ?

2) Кто автор и какова цель создания документа?

3) Каковы надежность документа и достоверность сведений?

4) Достаточно ли данных для решения исследовательской задачи или необходимо привлекать другие документы?

 

Выделяют две технологии анализа документов: традиционная и контент-анализ.

Под традиционным, классическим анализом «понимается всё многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе сопределённой точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае... Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его тол­кование. Традиционный анализ документов даёт возможность социо­логу проникнуть в глубь изучаемых явлений, выявить логические свя­зи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с опре­делённых нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Вместе с тем слабостью традиционного анализа документов является субъективизм: как бы ни был. добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, пре­дельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степе­
ни будет объективной, «его» интерпретацией.



Сущ­ность контент-анализазаключается в подсчёте того, как отражены в некотором информационном массиве (тексте, микрофонном материале и т.п.) интересующие исследователя смысловые единицы. Наиболее сложный и ответственный для исследователя момент – наметить эти смысловые единицы. Это могут быть социальная принадлежность упоминаемых в тексте персонажей, определённые эпитеты, характери­стики, качества личности, порядок перечисления государственных, политических деятелей, позитивная или негативная позиция автора по отношению к тому или иному вопросу. Могут выделяться различные виды субъекта (объекта) действия; группа, личность, ролевая функция, орган общественной организации, партия, толпа и т.д.

Одно и то же смысловое содержание может быть выражено с по­мощью разных языковых средств. Значит, исследователь должен сформулировать их конкретные эмпирические показатели.

В основу счёта в контент-анализе чаще всего кладут частоту упо­минаний единицы счета. Кроме того, считают число строк или минут эфирного времени, отданных данной смысловой единице, площадь газетной полосы, Для специалиста-аналитика также важны такие вещи как шрифт публикации, место на газетной полосе или в теле-, радио­новостях, тональность в которой подаётся материал и т.д. Чем тщательнее была проведена подготовка к контент-анализу, сформулирова­ны системы чётких правил, подготовлена математическая программа анализа, текстовой информации, тем глубже, объективнее будет иссле­дование.

 


Эксперимент, как метод сбора эмпирической информации.

Особая разновидность наблюдения – метод эксперимента. Явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

Виды эксперимента:

1. Качественный – устанавливает наличие или отсутствие предполагаемых явлений

2. Измерительный (количественный) – устанавливает численные параметры какого-либо свойства( свойств).

3. Мысленный – устанавливает наличие логических цепочек теоретического явления

4. Социальный – устанавливает возможность внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления.

Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Использование эксперимен­тального метода требует:

1) Наличия чётко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данной теоретиче­ское суждение может быть представлено в виде эмпирически про­веряемых утверждений.

2) Наличия объекта, допускающего:

· возможность описания системы переменных, детерминирую­щих его поведение;

· возможность количественных и качественных измерений воз­
действующих на него управляющих факторов и изменения его
деятельности и поведения;

· контроль воздействующих факторов, состояния объекта и ус­ловий во время проведения эксперимента.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу (или группы), воздействовать на неё определёнными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователя. В самом общем виде эксперимент включает два этапа: экспери­ментальное воздействие и наблюдение за последствиями такого воз­действия. Модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью же эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влия­ния независимой переменной на зависимую.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.