Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика памяти и её виды.





Введение.

Старший дошкольный возраст представляет собой период интенсивного развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития.

У детей дошкольного возраста можно выделить два основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного материала. Это прежде всего деятельность по активному овладению речью. В дошкольном возрасте ребенок особенно активно овладевает формами родного языка. В эту деятельность по овладению новыми формами слов и их сочетаний и включается запоминание, на этой же основе часто происходит и воспроизведение.



Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

Цель исследования: Выявить особенности развития памяти старших дошкольников.

Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста.

 

3.

Предмет исследования: особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

На основе исследования литературы по данной теме предлагаю следующую гипотезу для проведения исследования: в старшем дошкольном возрасте преобладает произвольная образная память.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности развития произвольной образной памяти старших дошкольников.

2.Определить с помощью методики динамику процесса заучивания.

Экспериментальной базой исследования является ДШИ «Родник» г. Москвы. В исследование приняли участие дети подготовительной группы 6-7 лет в количестве 15 человек.



4.

Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Общая характеристика памяти и её виды.

Психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранять­ся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следовпрошлого опыта. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение . Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сензитивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это, намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание. Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием.По механизму выделяют логическое и механическое запоминание.По результату- дословное и смысловое.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать ин­формацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что намять занимает особое место среди психических познавательных процессов. Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из не­скольких частных процессов,



5.

связанных друг с другом. Память необходима чело­веку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти.

Одно из них- деление памяти по времени сохранения материала:

- Кратковременная

- Оперативная

- Долговременная.

Другое – по преобладающему в процессах запоминания , сохранения и воспроизведения материала анализа.

- Двигательная

- Зрительная

- Слуховая

- Словесно-логическая

- Эмоциональная .

Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Оперативная память - это память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно. Долговременная память - рассчитана на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный. Она не

6.

связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют и от человека довольно сложных форм движений.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - это такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со

7.

стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.

Произвольная память - это запоминание и воспроизведение требует от человека волевых усилий. Она специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессий, особенно художников и конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно на некоторое время закрываем глаза или отвлекаем внимание от рассмотрения, для того чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить смысл. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий пси­холог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мыш­ления. Так, например, он установил, что срав­нительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.

8.

Г.Эббингауз также установил, что при пристальном вни­мании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в даль­нейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запомина­нии длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было от­крытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запо­минанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установле­но, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20 % от об­щего числа первоначально выученных слогов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.