Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Экспериментальное исследование памяти в старшем





Дошкольном возрасте.

Описание методов.

В данной работе исследовались дошкольники в количестве 15 человек подготовительной группы ДШИ «Родник» . Отбор испытуемых проходил путём случайной выборки. Характеристика по полу следующая 30% мальчиков и 70% девочек .

Методика №1.

Целью данного исследования является изучение уровня развития произвольной, образной памяти.

При подготовке исследования было сделано 8 карточек размером 4,5х5 см. с изображением чайника , пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20х27,5 см. разделённую на 24 клетки(размер каждой клетки 4,5х5 см.)

Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно- идентичное, второе –отличающееся какой-нибудь деталью, третье -схожее лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих 3 изображениях должно быть одинаковым.

Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Перед ребёнком располагалась карта и обращаясь к нему по имени объяснялось: «Я тебе буду показывать маленькие картиночки, ты запомни , что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывалась карточка в течении 1 секунды . После каждого предъявления ему давалась возможность найти такое же изображение на карте.



За верный ответ т.е. если ребёнок показал идентичное изображение , ему присваивалось- 3 балла. Если ребёнок показывал изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла, ну а если ребёнок показывал совершенно другое изображение тогда он получал – 0 баллов. Результаты экспериментатор заносил в протокол.

Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 24 балла. Было принято, то что при результате от 0 до 16 баллов его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти; при результате от 17 баллов и до 20 баллов у ребёнка - средний уровень памяти; при результате в 21 балл и выше у ребёнка - высокий уровень.

 

Методика №2.

«12 слов».

Цель: определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи. Данная методика проводится в 2 этапа.



Детям зачитывается 12 слов после чего они сразу же должны повторить те слова которые они запомнили. Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Ряд слов для заучивания:

· Дерево

· Кукла

· Вилка

· Цветок

· Телефон

· Стакан

· Птица

· Пальто

· Лампочка

· Картина

· Человек

· Книга

Первый этап:«Сейчас я тебе прочту 12 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» я зачитываю четко слова, после чего ребёнок сразу же повторяет то что запомнил.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями я просто говорила: «Еще раз».

Оценка результата

· 10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

· 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.

· 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.

· 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.

· 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток

· 0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

· 10 баллов - очень высокий.

· 8-9 баллов - высокий.

· 4-7 баллов - средний.

· 2-3 баллов - низкий.

· балл - очень низкий.

 

Методика №3.

Целью данной методики является определение произвольности памяти.



Детям будут задаваться вопросы на которые нельзя будет отвечать ни «да» ни «нет». Список вопросов:

1.Ты хочешь идти в школу?

2.Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3.Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

5. Ты любишь гулять?

6.Ты хочешь учиться?

7.Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9.Ты сейчас спишь?

10.Ночью солнышко светит?

11.Ты любишь ходить к врачу?

12.Доктор стрижет детей?

13.Коровы умеют летать?

14.Тебя зовут Гриша (или нет)?

15.Зимой бывает жарко?

16.Ты ходишь на работу?

17.Конфеты бывают горькими?

18.Трава белого цвета?

Проведение исследования.

Данная методика проводится индивидуально с каждым ребёнком. «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить. Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и слово «нет».Я задаю вопросы ребёнку и он сразу же отвечает на вопросы.

Оценка результата.

«Мычание» не считается за ошибку, но если оно продолжительно, то необходимо остановить ребенка и напомнить ему об этом. За ошибки считаются слова «да» и «нет», за которые начисляется по 1 баллу (за каждую).

· 0 - 2 балла - высокий уровень произвольности.

· 3 - 4 балла - средний уровень произвольности.

· 5 и более - низкий уровень произвольности.

Качественный и количественный анализы.

Методика №1.

Таблица1. Изучение уровня развития произвольной, образной памяти.

Имя ребёнка Возраст Количество баллов.
Алёна 6,9
Анна 6,3
Алексей 6,5
Борис 6,9
Вера 6,2
Кирил 6,8
Людмила 6,5
Мария 6,1
Марина 6,5
Максим 6,5
Наталия 6,7
Ольга 6,3
Полина 6,7
Павел 6,4
Яна 6,9
Показатели по группе 6,5

 

Низкий уровень- 3 ребёнка.

Средний уровень- 4 ребёнка.

Высокий уровень – 8 детей.

Методика №2.

Таблица 2. Определение динамики процесса заучивания.

Имя ребёнка Возраст Количество баллов.
Алёна 6,9
Анна 6,3
Алексей 6,5
Борис 6,9
Вера 6,2
Кирил 6,8
Людмила 6,5
Мария 6,1
Марина 6,5
Максим 6,5
Наталия 6,7
Ольга 6,3
Полина 6,7
Павел 6,4
Яна 6,9
Показатели по группе 6,5

 

Средний уровень- 3 ребёнка

Высокий -5 детей

Очень высокий -7 детей

Методика №3.

Таблица 3. Определение произвольности памяти.

Имя ребёнка Возраст Количество баллов.
Алёна 6,9
Анна 6,3
Алексей 6,5
Борис 6,9
Вера 6,2
Кирил 6,8
Людмила 6,5
Мария 6,1
Марина 6,5
Максим 6,5
Наталия 6,7
Ольга 6,3
Полина 6,7
Павел 6,4
Яна 6,9
Показатели по группе 6,5

 

Высокий уровень-12 детей

Низкий уровень -3 ребёнка

Интерпретация полученных данных.

Методика №1.

Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. Три ребенка из пятнадцати обнаружили низкий уровень развития произвольной образной памяти, четыре ребёнка показали средний уровень, и восемь детей раскрыли высокий уровень развития образной памяти. И по этим результатам мы можем сделать вывод о том что в старшем дошкольном возрасте произвольно образная память является уже сформированной и развитой.

Методика №2.

Три ребёнка из пятнадцати показали средний уровень, пять детей высокий и семь детей показали очень высокий уровень развития динамики процесса заучивания. Анализ результата показал то что у детей старшего дошкольного возраста преобладает высокий уровень динамики процесса заучивания. Это связано с тем, что действия ребенка, направленные на сознательное запоминание или припоминание отчетливо выделяются в деятельности в 6 - 7 лет. В ходе применения данной методики было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста чаще используют при запоминании повторение, нежели ассоциативные связи.

Это говорит о том, что дети здоровы. У них хорошо развита слуховая память. Но есть дети, у которых кривая имеет форму «плато». Это говорит не о том, что они умственно отсталые, а просто у них отсутствует заинтересованность, наблюдается эмоциональная вялость. Хотя следует отметить, что на последней попытке практически все дети воспроизвели ряд из 12 слов.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что у детей хорошо развито непосредственное запоминание.

Методика №3.

Двенадцать детей показали высокий уровень и остальные три ребёнка показали низкий уровень развития произвольной памяти. Как уже было отмечено, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным к 6 - 7 годам, что и подтверждают результаты данного исследования: у детей старшего дошкольного возраста преобладает высокий уровень произвольности памяти. В большинстве случаев этому способствует стремление ребенка обнаруживать и использовать логические связи в материале.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.