Глава 2. Экспериментальное исследование памяти в старшем
Дошкольном возрасте.
Описание методов.
В данной работе исследовались дошкольники в количестве 15 человек подготовительной группы ДШИ «Родник» . Отбор испытуемых проходил путём случайной выборки. Характеристика по полу следующая 30% мальчиков и 70% девочек .
Методика №1.
Целью данного исследования является изучение уровня развития произвольной, образной памяти.
При подготовке исследования было сделано 8 карточек размером 4,5х5 см. с изображением чайника , пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20х27,5 см. разделённую на 24 клетки(размер каждой клетки 4,5х5 см.)
Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно- идентичное, второе –отличающееся какой-нибудь деталью, третье -схожее лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих 3 изображениях должно быть одинаковым.
Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Перед ребёнком располагалась карта и обращаясь к нему по имени объяснялось: «Я тебе буду показывать маленькие картиночки, ты запомни , что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывалась карточка в течении 1 секунды . После каждого предъявления ему давалась возможность найти такое же изображение на карте.
За верный ответ т.е. если ребёнок показал идентичное изображение , ему присваивалось- 3 балла. Если ребёнок показывал изображение схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла, ну а если ребёнок показывал совершенно другое изображение тогда он получал – 0 баллов. Результаты экспериментатор заносил в протокол.
Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 24 балла. Было принято, то что при результате от 0 до 16 баллов его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти; при результате от 17 баллов и до 20 баллов у ребёнка - средний уровень памяти; при результате в 21 балл и выше у ребёнка - высокий уровень.
Методика №2.
«12 слов».
Цель: определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи. Данная методика проводится в 2 этапа.
Детям зачитывается 12 слов после чего они сразу же должны повторить те слова которые они запомнили. Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком. Ряд слов для заучивания:
· Дерево
· Кукла
· Вилка
· Цветок
· Телефон
· Стакан
· Птица
· Пальто
· Лампочка
· Картина
· Человек
· Книга
Первый этап:«Сейчас я тебе прочту 12 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» я зачитываю четко слова, после чего ребёнок сразу же повторяет то что запомнил.
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями я просто говорила: «Еще раз».
Оценка результата
· 10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
· 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.
· 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.
· 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.
· 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток
· 0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
· 10 баллов - очень высокий.
· 8-9 баллов - высокий.
· 4-7 баллов - средний.
· 2-3 баллов - низкий.
· балл - очень низкий.
Методика №3.
Целью данной методики является определение произвольности памяти.
Детям будут задаваться вопросы на которые нельзя будет отвечать ни «да» ни «нет». Список вопросов:
1.Ты хочешь идти в школу?
2.Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3.Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?
5. Ты любишь гулять?
6.Ты хочешь учиться?
7.Ты любишь болеть?
8. Ты любишь играть?
9.Ты сейчас спишь?
10.Ночью солнышко светит?
11.Ты любишь ходить к врачу?
12.Доктор стрижет детей?
13.Коровы умеют летать?
14.Тебя зовут Гриша (или нет)?
15.Зимой бывает жарко?
16.Ты ходишь на работу?
17.Конфеты бывают горькими?
18.Трава белого цвета?
Проведение исследования.
Данная методика проводится индивидуально с каждым ребёнком. «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить. Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и слово «нет».Я задаю вопросы ребёнку и он сразу же отвечает на вопросы.
Оценка результата.
«Мычание» не считается за ошибку, но если оно продолжительно, то необходимо остановить ребенка и напомнить ему об этом. За ошибки считаются слова «да» и «нет», за которые начисляется по 1 баллу (за каждую).
· 0 - 2 балла - высокий уровень произвольности.
· 3 - 4 балла - средний уровень произвольности.
· 5 и более - низкий уровень произвольности.
Качественный и количественный анализы.
Методика №1.
Таблица1. Изучение уровня развития произвольной, образной памяти.
Имя ребёнка
| Возраст
| Количество баллов.
| Алёна
| 6,9
|
| Анна
| 6,3
|
| Алексей
| 6,5
|
| Борис
| 6,9
|
| Вера
| 6,2
|
| Кирил
| 6,8
|
| Людмила
| 6,5
|
| Мария
| 6,1
|
| Марина
| 6,5
|
| Максим
| 6,5
|
| Наталия
| 6,7
|
| Ольга
| 6,3
|
| Полина
| 6,7
|
| Павел
| 6,4
|
| Яна
| 6,9
|
| Показатели по группе
| 6,5
|
|
Низкий уровень- 3 ребёнка.
Средний уровень- 4 ребёнка.
Высокий уровень – 8 детей.
Методика №2.
Таблица 2. Определение динамики процесса заучивания.
Имя ребёнка
| Возраст
| Количество баллов.
| Алёна
| 6,9
|
| Анна
| 6,3
|
| Алексей
| 6,5
|
| Борис
| 6,9
|
| Вера
| 6,2
|
| Кирил
| 6,8
|
| Людмила
| 6,5
|
| Мария
| 6,1
|
| Марина
| 6,5
|
| Максим
| 6,5
|
| Наталия
| 6,7
|
| Ольга
| 6,3
|
| Полина
| 6,7
|
| Павел
| 6,4
|
| Яна
| 6,9
|
| Показатели по группе
| 6,5
|
|
Средний уровень- 3 ребёнка
Высокий -5 детей
Очень высокий -7 детей
Методика №3.
Таблица 3. Определение произвольности памяти.
Имя ребёнка
| Возраст
| Количество баллов.
| Алёна
| 6,9
|
| Анна
| 6,3
|
| Алексей
| 6,5
|
| Борис
| 6,9
|
| Вера
| 6,2
|
| Кирил
| 6,8
|
| Людмила
| 6,5
|
| Мария
| 6,1
|
| Марина
| 6,5
|
| Максим
| 6,5
|
| Наталия
| 6,7
|
| Ольга
| 6,3
|
| Полина
| 6,7
|
| Павел
| 6,4
|
| Яна
| 6,9
|
| Показатели по группе
| 6,5
|
|
Высокий уровень-12 детей
Низкий уровень -3 ребёнка
Интерпретация полученных данных.
Методика №1.
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. Три ребенка из пятнадцати обнаружили низкий уровень развития произвольной образной памяти, четыре ребёнка показали средний уровень, и восемь детей раскрыли высокий уровень развития образной памяти. И по этим результатам мы можем сделать вывод о том что в старшем дошкольном возрасте произвольно образная память является уже сформированной и развитой.
Методика №2.
Три ребёнка из пятнадцати показали средний уровень, пять детей высокий и семь детей показали очень высокий уровень развития динамики процесса заучивания. Анализ результата показал то что у детей старшего дошкольного возраста преобладает высокий уровень динамики процесса заучивания. Это связано с тем, что действия ребенка, направленные на сознательное запоминание или припоминание отчетливо выделяются в деятельности в 6 - 7 лет. В ходе применения данной методики было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста чаще используют при запоминании повторение, нежели ассоциативные связи.
Это говорит о том, что дети здоровы. У них хорошо развита слуховая память. Но есть дети, у которых кривая имеет форму «плато». Это говорит не о том, что они умственно отсталые, а просто у них отсутствует заинтересованность, наблюдается эмоциональная вялость. Хотя следует отметить, что на последней попытке практически все дети воспроизвели ряд из 12 слов.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что у детей хорошо развито непосредственное запоминание.
Методика №3.
Двенадцать детей показали высокий уровень и остальные три ребёнка показали низкий уровень развития произвольной памяти. Как уже было отмечено, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным к 6 - 7 годам, что и подтверждают результаты данного исследования: у детей старшего дошкольного возраста преобладает высокий уровень произвольности памяти. В большинстве случаев этому способствует стремление ребенка обнаруживать и использовать логические связи в материале.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|