Сделай Сам Свою Работу на 5

Речь.речевой состав.основные функции речи.





Установление взаимосвязей

Мыслительные действия. Их этапы. Основные операции мышления.

Мыслительные действия-действия с объектами,отображаемые в образах , представлениях и понятиях о них.

Этапы- в начале действие происходит опираясь на воспроизведение материальных предметов ,либо их изображение

-оно совершается в плане речевого действия

-действия выполняются мысленно с помощью внутр.речи

-действия автоматизируются,обобщ. И сворачиваются

Мысленные действия и практические действия связаны с конкретным материальным предметом.

Операции мышления:

1)сравнение

2)анализ – мысленное разделение объектов сознания ,выделение в них частей,сторон,элементов ,признаков и свойств.

3)синтез-мысленное объединение отдельных частей,сторон,аспектов,свойств в единое целое и качественно новое.

4)абстрагирование- мысленное отделение одинх свойств и признаков предмета от других а также самих предметов которым они свойственны

5)обощение

6)классификация-группирование объектов,св-в и т.д

7)систематизация- упорядочивание знаний на основе общих признаков группы предметов.

Общим механизмом деятельн мышления является аналитическ-синтетич работа больших полушарий головного мозга.



 

3.Формы мышления и их характеристика. (+фото)

Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.Понятие и слово тесно связаны.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках.бывают истинными и ложными,частными и общими,простыми и сложными.



Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».

Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение– это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.

Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.

Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.



 

Классификация и основные особенности мышления.

По степени развернутости:

1)интуитивные

2)дискурсивные

По характеру решения задач

1)теоретические

2)Практические

По степени новизны:

1)продуктивные

2)репродуктивные

По форме мышления:

1)наглядно-действенные (первично и характерно детям)

2)наглядно-образное мышление

3)абстрактное (словесно-логич мышление соверш в логич форме с помощью понятий и не нуждается в восприятии предметов)

Индивидуальные особенности мышления:

1)критичность – способность не попадать под влияние чужих мыслей

2)гибкость

3)широта-способность охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний

4)последовательность-умение придерживаться логической последовательности и обосновнности

5)скорость мышления-способность быстро разобраться в сложной ситуации

 

Речь.речевой состав.основные функции речи.

Изучением процесса происхождения и значения слов и грамматических форм в языках разных народов занимаются представители языкознания – языковеды, лингвисты.

Речь один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.

Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

В отличие от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.

Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

Элементы речи:

1)словесный запас-совокупность слов в каждой отдельной речи, бывает активным и пассивным

2)грамматика – правила склонения,морфология, правила построения предложений,синтаксис.

 

Функции речи:

1)коммуникативная – раскрывает общение между людьми,передачу инфции).имеет два уровня.первый-характерен для животных,-второй для человека

2)регулятивная – проявляется в сознательных формах психической деятельности к которой относятся высшие психические функции:мышление,память воля и тд.

3)Программная – построение смысловой программы ,различных предложений и переходе от замысла к внешнему проговариванию.

4)сигнификативная – обозначающая – в слове фиксируются объекты реальности и общественно-исторический опыт.

5)содержательная-речь способствует формулированию мысли и передачу содержательного сообщения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.