Сделай Сам Свою Работу на 5

Высшие чувства и динамика развития эмоций.





В определении чувств "высшими" отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия "высокие чувства", поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.). За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане. Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.

Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, их совместная борьба за достижение общественной цели.

Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание - осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.



Оно включает в себя и формируется на основании:

1. Знание родного языка, истории своей страны и национальной культуры;

2. Осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов;

3. Ментальности.

Ментальность охватывает особенности национального мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера.

Положительными чертами ментальности являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.

Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.



Чувство чести. Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь - это признание обществом достижений личности.

Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.

Чувство достоинства проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.

Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью. Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.

Интеллектуальные чувства. Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувства нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности. Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность.



Эстетические чувства. К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельности. Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности. В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности.

Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.

Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные стороны, есть чувство смешного, комического. Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей. Раскрытие личностью этого несоответствия и переживания, отношение ее к ней - это основные моменты, характеризующие чувство комического.

Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.

Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.

Динамика эмоций – те закономерности, по которым протекают и развиваются эмоциональные процессы. Такой аспект практически не рассматривается в современных концепциях эмоций, так как они рассматривают эмоциональную сферу как систему независимых реакций на определённые условия и ситуации. Наиболее чётко динамика эмоций прослеживается в концепциях В.Вундта и Б.Спинозы. В этих концепциях подчёркивается взаимодействия эмоциональных процессов в их генетическом и ситуативном развитии. Динамика эмоций в рисунках: K"L"J"…"N Даже если рассматривать эмоции, как изолированные реакции на определённые воздействия, естественно встаёт вопрос о том, обнаруживают ли эти реакции некоторые временнóе развитие, или остаётся без изменения. Вундт. Он рассматривал этот вопрос в отношении специфического класса эмоций – аффектах. Вундт считал, что развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания и что специфический характер, «форма» этого изменения собственно и отличает один аффект от другого. Подавляющее большинство обычных «умеренных» эмоциональных переживаний согласно Вундту не являются автономными, так как, возникнув, они вливаются в общий поток других переживаний, взаимодействуют и видоизменяются. Вундт показал как пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений переживаемых одновременно(например, восприятие архитектурного ансамбля), так и временная суммация переживаний, следующих друг за другом (например, восприятие музыкального произведения). (подробнее см. вопрос № 31). Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых (см. Спиноза, билет № 30). В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более сложное образование иногда можно найти элементы связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций, порождать и обусловливать друг друга, является ещё одним моментом, характеризующим их динамику (закономерности порождения одних эмоций другими см. у Спинозы, билет № 30). Изучение отдельных эмоциональных реакций, может привести к пониманию эмоционального поведения, важнейшей детерминантой которого является взаимосвязанных реакций, их способность изменяться, порождать друг друга. В полном своем виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждое из её ветвей означает потенциальную возможность её дальнейшего развития отвечающего наличной ситуации. Такая организация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим возможность гибкого адаптивного поведения. В представлениях об обусловленности эмоций друг другом особое место занимает положение о взаимопорождении оценивающих (удовольствие – неудовльствие) и побуждающих (желание, влечение) переживаний. Значение этих простых положений (неприятное порождает желание от него избавиться) заключается в том, что их принятие или отвержение решается вопрос об отношении эмоций и мотивации, в конечном счёте – о «выходе» эмоций в действие. В итоге, динамика эмоций заключается в: ü Временное развитие (по Вундту) ü Суммация эмоций в более сложные эмоциональные образования (Вундт, Декарт) ü Пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений во времени и пространстве. Способность эмоций порождать и обусловливать друг друга (Спиноза).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.