Сделай Сам Свою Работу на 5

Глоссарий (основные термины и понятия)





Автономные решения– решения, принимаемые руководителем индивидуально, без непосредственного взаимодействия с группой (организацией), но при обязательном учете позиций ее членов.

Авторитарный стиль управления– стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.

Авторитет– влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, знаний, личностных достоинств.

Активность– одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности и обусловливающая ее эффективность.

Альтернативы принятия управленческих решений– любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Антиципация– форма опережающего отражения действительности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.



Атрибуция каузальная – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция– процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аут-управленческие члены группы (организации)– индивиды, ни прямо, ни косвенно не привлеченные для партисипативного осуществления управленческих функций.

Аффект– максимально выраженное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резкими изменениями важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями психической и моторной деятельности.

Аффилиация– стремление человека к взаимодействию с другими людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Баланс властей– соотношение, устанавливающееся в процессе управления между властью руководителя и властью подчиненных.

Бюрократия– тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы.



Вербальный– имеющий непосредственное отношение к знаковому и, прежде всего, словесному (устному и письменному) материалу, а также к процессам оперирования с ним.

Вертикальное разделение труда– разделение и координация усилий выполнения составляющих работу компонентов (управления и производства). Вертикальное разделение создает уровни управления.

Власть– возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Власть, основанная на вознаграждении– власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность.

Власть, основанная на принуждении– влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать, его, затруднить удовлетворение его потребностей.

Внешняя мотивация– совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее.

Внутренняя мотивация– совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Внушение– процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием его активного понимания, а также анализа и оценки на основе прошлого опыта.

Выученная беспомощность – психическое состояние, а также фиксированная форма поведения человека, в основе которых лежит стойкое убеждение в предопределенности результатов поведения внешними факторами, а не своими усилиями и действиями.



Гетерархия– принцип управления сверхсложными системами, при котором их функционирование регулируется двумя или более паритетными (равными по значимости) управляющими центрами.

Глубина (высота) иерархии– число иерархически соподчиненных уровней управления в организационной системе.

Горизонтальное разделение труда– разделение работы в организациях на составляющие компоненты, между которыми не устанавливаются отношения иерархической соподчиненности.

Группа– два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Группа руководителя– группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.

Групповое мышление (Groupthink)– тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Действие– основной структурный компонент деятельности; представляет собой произвольную, преднамеренную опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели.

Делегирование– передача задач и прав исполнителю, который принимает на себя ответственность за них.

Демократический стиль управления– стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.

Децентрализация – параметр организации, показывающий, в какой мере функции по ее управлению распределены по ее иерархическим уровням.

Деятельность– форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.

Дивергентное мышление– тип мышления, основанный на развитой способности к поиску и нахождению множества вариантов решения проблемы при четко заданных исходных посылках.

Дивизиональная структура– тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых линейно функциональные структуры перестают быть эффективными. Включает в себя ряд скоординированных дивизионов, каждый из которых строится как функциональная структура.

Дистресс– дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний.

Дифференциация структуры– степень разделения организации на структурные звенья; включает горизонтальную и вертикальную дифференциацию.

Диффузия ответственности– явление распределения общей ответственности за результат между членами группы, в итоге чего личная ответственность каждого из них становится существенно меньше исходной.

Доминантность– свойство личности, состоящее в способности и потребности оказывать влияние на других, подчинять их себе, занимать лидерские позиции в группе.

Единоначалие– принцип построения организаций, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним. Он в свою очередь несет всю полноту ответственности за функционирование системы в целом.

Законная власть– влияние, основанное на праве итрадиции. Исполнитель знает, что руководитель имеет юридическое и нормативное право отдавать приказания и верит в необходимость подчинения им.

Заражение– процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, происходящий либо помимо смыслового воздействия, либо дополнительно к нему. Наиболее выражено в групповых взаимодействиях, где оно приобретает характер циркулярной реакции.

Зона неуправляемости– совокупность организационных задач, сфер деятельности организации, а также ее членов, находящихся вне возможностей руководителя оказывать на них управленческое воздействие.

Идентификация– когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектом, группой, образцом.

Идиосинкразический кредит– разрешение группы на девиантное (отклоняющееся от групповых норм) поведение, предоставляемое отдельным ее членам. Он тем больше, чем выше групповой статус индивида изначимее его вклад в прошлые достижения группы.

Иерархические структурытип организаций, характеризующийся многоуровневым управлением, жестким соподчинением уровней и незначительным объемом управления на каждом из них.

Имидж организации– сложившийся во внешней среде организации ее образ, основанный преимущественно на ее специфических позитивных особенностях.

Ин-управленческие члены группы (организации)– индивиды, прямо или косвенно привлеченные к партисипативному осуществлению управленческих функций.

Индивидуальная управленческая концепция– система устойчивых взглядов, складывающихся у руководителя под воздействием деятельности и носящая индивидуализированный характер относительно сути, приемов, методов и форм управления, а также его целей и задач, стиля и условий, требований к подчиненным и отношения к ним.

Инновационная функция– одна из основных функций управления, содержанием которой является обеспечение развития системы. Существует три основные сферы инновационных процессов: совершенствование технологии, кадровое развитие, организационные инновации.

Интегральные способности– мезоуровень в структуре общих способностей личности: по степени обобщенности они расположены между общими и специальными способностями; включают в свой состав способности к целеполаганию, прогнозированию, принятию решений, самоконтролю, толерантность к неопределенности и др.

Интеллект– основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта.

Интерес– эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к ним; форма проявления познавательной потребности.

Интернальный тип руководителя– руководитель, предпочитающий брать на себя ответственность за события собственной жизни, а также за исполнение возложенных на него обязанностей.

Интерференция– снижение качества исполнения действий, функций управления в результате их совмещения во времени и наложения их друг на друга.

Интрапунитивная реакция– тип реагирования личности на состояние фрустрации, характеризующийся внутренней направленностью («уход в себя»), самообвинением и порождающий состояние депрессии.

Интуиция– процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения.

Канал связи– любое средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, электронной, экспрессивной.

Клиентурное поведение– поведение, характеризующееся активными двусторонними коммуникациями работников с конечными потребителями продукции организации на основе взаимной выгоды.

Клика– разновидность неформальных групп в рамках формальной организации, характеризующаяся преобладанием либо внеорганизационных интересов, либо корпоративной замкнутостью. Может подразделяться на подклики меньшего объема.

Когнитивные психические процессы– один из классов психических процессов; обеспечивающих познание внешней и внутренней среды личности. Включает процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти и мышления.

Когнитивные стили– индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.

Когнитивные структуры– индивидуально-своеобразные формы организации личностью своего интеллектуального (ментального) опыта, лежащие в основе его упорядочивания и регулирующие познавательную активность личности.

Коллегиальные решения– тип решений, реализуемых в непосредственном контакте членов группы друг с другом, а также в условиях ее иерархической организации.

Коммуникативная компетентность– обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативные процессы– класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.

Коммуникативный цикл– завершенный процесс коммуникативного обмена, начиная от возникновения намерения (интенции) к высказыванию и кончая получением, обратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.

Коммуникация– 1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функций управления («связующая функция»), обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организаций на основе обмена информацией между ее членами.

Компетентность– интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сфррмированносги системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать.

Конвергентноемышление – тип мышления, основанный на развитой способности к быстрому и правильному нахождению единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных условиях деятельности.

Конгломератная структура– тип организационных структур, характеризующийся сочетанием в одной организации одновременно двух или более видов их построения (иерархических, органических, свободных).

Контагиозность– феномен межличностной перцепции, при котором, в частности, управляемая группа склонна к сходному восприятию руководителя и к сходным ответным реакциям на управленческие воздействия.

Континуум управления– иерархия основных типов руководящих должностей, включающая три основных уровня управления – руководителей высшего, среднего и низового звена.

Контроль– 1) процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей; 2) один из регулятивных (интегральных) процессов психики, обеспечивающий непрерывный мониторинг за психической деятельностью и исполнительской активностью.

«Контроль опасности»– стратегия поведения в критических ситуациях, основанная на стремлении обеспечить личную безопасность посредством объективного преодоления ситуации.

«Контроль страха»– стратегия поведения в критических ситуациях, при которой теряется контроль за событиями и внимание полностью переключается на стремление обезопасить себя.

Конфликт– столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием.

Конформность– тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало их ожиданиям и их стереотипам поведения. Фиксируется в соответствующем личностном свойстве – конформизме.

Коррекция– процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений – в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.

Креативность– одна из общих способностей личности, состоящая в возможности порождения новых, оригинальных идей и способов решения задач, а также – в потребности личности в этом.

Кристаллизованный интеллект– совокупность знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации, являющаяся мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит личность.

Кружок качества– группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на его повышение. Является также одним из средств партисипативного управления, способом мотивационного обогащения труда.

Либеральный стиль руководства (попустительский)– стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя.

Лидер организациичеловек,эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.

Лидерство– отношение доминирования и подчинения, влияния и следованияв системемежличностных отношений в группе (организации).

Линейные полномочия–полномочия, которые передаются от начальника непосредственно к подчиненному и далее к другим подчиненным.

Личностные инвестиции– мера вложения личностью в процесс и результаты труда своих индивидуальных ресурсов – усилий, способностей, мотивации, ответственности.

Личностный смысл– индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.

Максимизационное поведение– поведение руководителя, связанное с тенденцией включать в деятельность наднормативные ситуации принятия решения в целях поддержания или повышения своего профессионально-организационного статуса.

Маргинальность– характеристика статуса личности и ее поведения, обусловленная ее принадлежностью одновременно к двум или более референтным группам.

Маркетинговая функция– одна из основных функций руководителя, состоящая в обеспечении сбыта конечных продуктов деятельности организации.

Матричная организация–тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной проектной группы несут ответственность за свою деятельность и перед своим линейным руководителем, и перед руководителем самой этой группы.

Медиаторная модель разрешения конфликта– стратегия поведения руководителя при разрешении межличностных конфликтов, при которой он принимает на себя роль посредника между конфликтующими сторонами и содействует сближению их позиций.

Межличностный стиль разрешения конфликтов руководителем– пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конфликтных ситуаций; сглаживание, конфликтов; искусственное форсирование; использование компромиссов; решение сути конфликтной проблемы.

Менеджерские характеристики– совокупность основных и наиболее типичных особенностей (личностных и социальных) «эффективного менеджера», выступающих в функции способностей к управленческой деятельности.

Менеджмент-аудит– исследование всех аспектов деятельности организации в целях разработки рекомендаций по изменению практики управления и выявлению сфер деятельности, в которых имеются наибольшие возможности сокращения расходов издержек производства.

Миссия – основная, глобальная цель организации, в которой она публично провозглашает свое видение собственного общественного предназначения.

Мобилизационная готовность памяти– интегральное свойство оперативной памяти руководителя, обеспечивающее быструю, точную и полную актуализацию информации прошлого профессионального опыта; адекватную содержанию управленческой ситуации.

Мотивационное обогащение труда– система методов и процедур, направленных на увеличение мотивационного потенциала деятельности исполнителей, насыщение ее мотивами различных типов и уровней.

Мотивационная система личности– целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов: потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.

Мотивация достижения– потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетворении всех иных потребностей. Рассматривается как метамотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов.

Мотивация самоактуализации– высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к возможно более полной реализации своего потенциала, в потребности самореализовать себя.

Мотивирование– одна из основных функций управления, состоящая в стимулировании исполнителей на достижение общих целей организации.

Неформальные организации1)спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействия для достижения определенных целей; 2) общая структура таких групп в пределах всей формальной организации.

Новаторско-аналитический стиль управления– стиль, характеризующийся открытостью и чувствительностью к новой информации и идеям, склонностью к инновациям, генерированием большого числа собственных идей и альтернатив, хорошей интеграцией коллективных действий, готовностью привлечь подчиненных к реализации управленческих функций.

Нормативно-одобренный способ деятельности– обобщенный и закрепленный должностными инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия регламентированный способ выполнения деятельности.

Обратная связь– 1) реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, понята ли переданная им информация; 2) средство обеспечения сличения реально достигнутого результата с идеально сформулированной целью.

«Обратное мышление» (hindsight)явление, состоящее в склонности людей считать, что в прошлом им наиболее правдоподобным казалось то, что в действительности произошло.

Обучаемость– одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков.

Общие способности– индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности. Включают интеллект, обучаемость, креативность, рефлексивность, активность, саморегуляцию.

Объем управления– число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

Оперативная единица (восприятия, памяти)– форма организации и структурирования перцептивной информации и мнемического опыта; комплекс информационных признаков системы управления, характеризующийся целостностью и осмысленностью. Воспринимается, сохраняется и вспоминается как нечто единое («многое, мыслимое как единое»).

Оперативный образ управляемой системы– целостное схематизированное представление об основных параметрах организации во всем комплексе их взаимосвязей и зависимостей. Характеризуется свойствами обобщенности, осмысленности, схематизированности, лаконичности, прагматичности, функциональной деформации и адекватности.

Операционная система организации– общая система производственных функций, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей, обеспечения и планово-контрольной.

Организационная культура– наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации.

Организационная структура– логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

Органическая структура– тип организационной структуры, позволяющий гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающийся от бюрократической (механистической) структуры.

Ответственность– принимаемые субъектом обязательства выполнять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также быть подвергнутым санкциям в случае их невыполнения.

Партисипативный стиль управления – стиль, характеризующийся привлечением исполнителей к реализации собственно управленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализации.

Персонификация– процесс трансформации групповых (организационных) целей, ценностей, интересов, мнений в индивидуальные.

Планирование– 1) процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разработкой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.

Плановые предположения– результаты процесса прогнозирования в виде определенных прогнозов будущего развития событий во внешней и внутренней среде организации.

Плоская структура– структура управления, имеющая малое число уровней управления и широкий объем управления на каждом из НИХ.

Поведение, ориентированное на контроль– стремление подчиненных вкладывать больше усилий в те области деятельности, которые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать деятельностью в тех областях, которые не являются объектом пристального контроля.

Политика– общие ориентиры для действий и принятия решений организацией, регулирующие выработку и реализацию ее планов.

Попустительский стиль управления– см. Либеральный стиль управления.

Потребность– один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Практически-социальный интеллект– специфический симптомокомплекс интеллектуальных качеств, наиболее соответствующих требованиям управленческой деятельности. Характеризуется доминированием свойств практического мышления, его конвергентного типа, а также функций вербального и кристаллизованного интеллекта.

Предприниматель– человек, который идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

Представительская функция– одна из функций руководителя, при осуществлении которой он наделяется правом выступать от имени организации в целом при осуществлении внешних коммуникаций.

Принятие управленческого решения– любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений.

Прогнозирование– 1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение, возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный – опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа– результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям, а также синхронизированную между ними повремени.

Проектная структура– временная организационная структура, формирующаяся для достижения конкретной, четко очерченной цели.

Производственно-технологические функции– совокупность функций руководителя, связанных с управлением операционной подсистемой организации.

Профессиограммауправленческой деятельности – подробная и систематизированная характеристика содержания, условий, требований деятельности, а также, тех психологических условий, которые необходимы для ее эффективного осуществления.

Псевдоавторитет– собирательное понятие для обозначения ряда неадекватных личностных установок при реализации руководителем своих властных полномочий.

Психические состояния– понятие, использующееся для условного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы, подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности.

Психограмма руководителя– важнейшая часть профессиограммы, состоящая из перечня основных качеств личности, необходимых для ее эффективного осуществления (профессионально-важных качеств), а также из перечня требований; к профессиональным знаниям и управленческим умениям.

Психологические свойства деятельности– совокупность основных характеристик деятельности, включающая свойства целенаправленности, мотивированности, осознаваемости, произвольности, предметности, активности, адаптивности, системности.

Психотерапевтическая функцияруководителя – одна из управленческих функций, принадлежащая к группе кадровых функций и направленная на обеспечение оптимального (комфортного) организационного климата. Реализуется в основном посредством индивидуальных бесед руководителя с подчиненными.

Реактивное сопротивление личности– специфическая форма реагирования личности на внешние воздействия, имеющая противоположную по отношению к ним направленность.

Реализуемость– одно из важнейших свойств любых продуктов управленческой деятельности (целей, планов, решений и др.), состоящее в возможности их осуществления в данных конкретных обстоятельствах и при наличии конкретных ресурсов (материальных, кадровых, организационных, временных).

Регулятивные психические процессы– процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Включают процессы целеполагания, антиципации, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции и обозначаются термином «интегральные процессы психической регуляции деятельности».

Репродуктивный стиль управления– стиль, характеризующийся стремлением к максимальной опоре при осуществлении управленческих функций на прошлый профессиональный опыт и решением управленческих задач по типу репродукции одного из вариантов, содержащихся в нем.

Референтная группа– любая реальная или воображаемая группа, со стандартами и нормами которой идентифицирует себя индивид. Выполняет две основные функции – нормативную и оценочную.

Рефлексия– процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции.

Риск– сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности (или организации).

Ролевая дифференциация– процесс и результат разделения обязанностей между членами группы (организации) при достижении целей совместной деятельности.

Руководство организацией– способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Самодетерминированность– личностное свойство «эффективного менеджера», состоящее в преобладании устойчивых внутренних диспозиций в качестве основных мотиваторов поведения и управленческих воздействий.

Самоконтроль– один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности.

Сдвиг риска– явление повышения степени рискованности принимаемых решений в условиях группы по сравнению с индивидуальными решениями.

Скалярная цепь– иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ (обозначается также как «цепь команд»).

Слухи– специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории.

Совместная деятельность– деятельность двух или более людей, имеющих общую цель.

Социабельность – свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду и основывающееся на сочетании способности и потребности кустановлению межличностных контактов.

Социальная ингибиция– тенденция снижать показатели индивидуальной исполнительской деятельности, а также качества психической деятельности в условиях группового окружения.

Социальная фасилитация – облегчающее, т.е. усиливающее влияние социальных факторов на качество исполнительской деятельности индивида и показатели его психического функционирования.

Социотехническая система– система, включающая два взаимосвязанных компонента – людей и технологию. Родовое понятие по отношению ко всем организационным системам.

Специальные способности– 1) индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 2) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов.

Способности– индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности».

Среда косвенного воздействия– внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее.

Среда прямого воздействия– внешняя среда, факторы которой оказывают немедленное и прямое воздействие на организацию.

Статус– понятие, обозначающее либо нормативно регламентированное (формально устанавливаемое), либо неформально сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в групповой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них.

Стиль управления– система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование– набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Страхи на рабочем месте– стабильные негативные эмоциональные состояния, возникающие как ответ на реальную или потенциальную угрозу блокирования основных профессиональных мотивов личности.

Стресс– состояние повышенной эмоциональной н

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.