Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели и задачи изучения модуля

Модуль является завершающим в 10 классе, что в целом связано с логикой изложения материала, поскольку основной целью изучения обществознания в 10 классе было показать сложность и многообразие общественного развития как результата совокупной деятельности людей. Поэтому первая и четвертая тема делают акцент на развитии общества в целом, но только акцент, поскольку что мы стараемся в процессе анализа не разделять личность и общество. Вторая и четвертая темы уделяют больше внимания повседневной жизни человека, что позволяет сделать изучаемые вопросы более доступными для школьников и удачно сочетать теорию с жизненным опытом учеников. Основные вопросы данной темы: «Почему я поступаю так, а не иначе? Почему я думаю так, а не иначе?». Подросток живет, взрослеет среди множества других людей, которых он может знать лично, а может только видеть в экране телевизора или читать о них. Как молодой человек познает мир, какие формы и средства использует, неизбежно влияет на то, как он будет действовать в этом мире. Поэтому тема познавательной деятельности является завершающей в изучении основных принципов устройства и изменения общества. Теоретические формулировки данной темы дополняются достаточно интересной практической работой для учеников, которая может как предшествовать, так и завершать разбор теоретических положений об особенностях познавательной деятельности. Так, например, изучению формального и неформального образования может предшествовать постановка проблемы необходимости образования в виде рассуждений о благополучных «троечниках» и «отличниках-неудачниках».

 

3. Проблемное полеПодросток взрослеет среди множества других людей, он может знать их лично, а может только видеть в экране телевизора или читать о них. Как молодой человек познает мир, какие формы и средства использует, неизбежно влияет на то, как он будет действовать в этом мире. СМИ и СМК могут давать информацию, которая окажется более привлекательной, нежели предоставляемая формальным средним образованием. Возможно, она будет казаться подросткам более полезной. Как в таком случае будут формироваться схемы, способы освоения социальной информации, перевода последней в систему личностного знания?

 

Содержание модуля (12 часов, из них практических – 8)

Общественное и индивидуальное сознание. Мораль. Нравственная культура. Религия. Искусство. Право. Философия. Наука. Виды познавательной деятельности. Научное и ненаучное познание. Формы познавательной деятельности. Сенсуализм. Рационализм. Основная цель - определение важности данных систем видения мира и соответствующих способов познавательной деятельности для старшеклассников.

 

Мировоззрение человека в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Мировоззрение: что в него входит и как оно развивается (установки, ценностные ориентации, представления, убеждения). Религиозное мировоззрение. Научное мировоззрение. Основная цель – понимание исторических изменений систем видения мира и соответствующих способов познавательной деятельности. Определение факторов изменения мышления и мировоззрения индивида.

Понятие истины, ее критерии. Абсолютная и относительная истина. Агностицизм. «Идолы» Ф. Бэкона. Проблемы определения истины в условиях новой информационной культуры (М. Кастельс). Мышление и его типы. Особенности мышления современного человека. Социологическое и социальное мышление (З. Бауман). Коллективное бессознательное. Ментальность как основа мировосприятия (школа «Анналов). Мифы современного человека.

Основная цель – как мы определяем истинность получаемой информации? Как можно развивать способность критически относиться к получаемой информации?

Массовая культура и ее влияние на познавательную деятельность индивида.СМИ и СМК как источники информации: его достоинства и ограничения. Основная цель – выделить плюсы и минусы массовой культуры современного общества, определить ее влияние на современного подростка.

Образование: обязанность или право (общественная значимость и личностный смысл). Образование в информационном обществе. Концепция непрерывного образования. Потребность в непрерывном образовании в современном обществе. Формальное и неформальное образование (Д. Дьюи). Основная цель – понять, как образование меняется в современном обществе.

5. Описание процесса изучения модуля (включает в себя порядок рассмотрения тематики модуля с учетом возможных межпредметных связей,, набор практических занятий, задания, разработанные с учетом дифференцированного обучения)

Набор практических занятий

1. Групповая дискуссия: «Как мы живем и думаем?» Должен ли современный человек постоянно рефлексировать по поводу окружающего его общества или нет (должен ли каждый быть социологом)? (З. Бауман).

2. Групповая дискуссия: «Являюсь ли я субъектом, творцом собственной жизни». Что я могу определять в собственной жизни? Проблема субъектности. Мой социальный статус: настоящее и будущее.

3. Исследовательская работа: «Куда пойти учиться и зачем?» Предварительно учащиеся подготавливают обзор рынка труда и услуг в сфере профессионального образования. Последующее обсуждение строится как с сугубо учебной целью, так и с целью оптимизации профессионального выбора. Обсуждение может быть выстроено вокруг ответов на вопрос: почему сегодня большинство молодых людей стремятся получить высшее образование?

4. Групповая дискуссия или сочинение: «Любовь в современном обществе». Семья или свободная жизнь без обязательств: что выбираем?

5. Исследовательская работа: «Как СМИ влияют на нашу жизнь?». Предварительно учащиеся подготавливают обзора по СМИ, разделившись на группы по разным видам СМИ. В обзор входят популярность, содержательные аспекты и т.п. Обсуждение может проходить в виде групповой дискуссии или конференции.

6. Исследовательская работа «Особенности культурной жизни моего города (поселка, деревни)». В содержание работы может входить обзор возможностей проведения досуга, развития личности, среды общения.

7. Групповая дискуссия: «Проблемы молодежи и с молодежью в современном обществе». Примерные направления обсуждения - образ молодого человека; проблемы жизненного выбора; контркультурные практики и т. д .

8. Групповая дискуссия: «Религия в моей жизни». Плюсы и минусы религиозного образования и воспитания.

9. Исследовательская работа: «Ментальность российского человека». Ценности россиян: индивидуализм или коллективизм? Сбор информации с помощью анализа СМИ, интервью с последующим обсуждением.

  1. Результаты изучения модуля (контроль со стороны учителя и учеников) Указываются способы подведения результата.

 

7. Используемая литература (список источников)

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методические рекомендации для учителей по применению инновационных технологий изучения обществознания с использованием разработанного модуля

 

Методические рекомендации содержат:

1. Актуальность изучаемого модуля, определение его последовательности в рамках изучаемой дисциплины.

2. Описание основных положений образовательного модуля.

3. Описание проблемного поля и доказательства его необходимости для раскрытий сущности тематики модуля.

4. Демонстрация возможностей проблемного обучения посредством описания средств актуализации представлений самих учеников через обсуждение каких-либо вопросов и проблем, более эффективного освоения теории при анализе практических проблем на основе разработанного образовательного модуля.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Примерные критерии оценки работы практикантов

 

Требования к образовательному модулю:

 

· полностью решены образовательные, воспитательные и развивающие задачи;

· использованы оптимальные методы и приемы работы с учетом использования проблемного и дифференцированного обучения;

· формируются соответствующие умения по изучаемой тематике;

· созданы условия для максимально возможной самостоятельной деятельности учащихся;

· предполагается использование различных средств обучения (визуализация, привлечение дополнительных источников и т.д.)

 

Требования к составлению методических рекомендаций:

Рекомендации в обязательном порядке:

· демонстрируют возможности проблемного и дифференцированного обучения;

· понятны другим педагогам;

· вызывают профессиональный интерес;

· могут быть использованы в деятельности других учителей.


 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.