Сделай Сам Свою Работу на 5

Из древнерусской литературы





 

Начало письменности у восточных славян и возник-новение древнерусской литературы. Культурные и лите-ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

 

«Повесть временных лет» как литературный памят-ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводыПретича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста-ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род-ной земле.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись (начальные пред-ставления).

 

Из литературы XVIII века

 

Михаил Васильевич Ломоносов.Краткий рассказо жизни писателя (детство и годы учения, начало лите-ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху-дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» —

научные истины в поэтической форме. Юмор слихотво-рения.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред-ставления).


Из литературы XIX века

 

Русские басни

 

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафон-тен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

 

Иван Андреевич Крылов.Краткий рассказ о басно-писце (детство, начало литературной деятельности)



«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы,жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк напсарне» — отражение исторических событий в басне,патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель-ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени-рование).

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Басня (развитие представ-лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

 

Василий Андреевич Жуковский.Краткий рассказ опоэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч-ник).

 

«Спящая царевна». Сходные и различные чертысказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур-ной сказки, особенности сюжета.

 

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада (начальные пред-

ставления).

 

Александр Сергеевич Пушкин.Краткий рассказ ожизни поэта (детство, годы учения).

 

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.



 

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме«Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже-тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю-жеты пушкинского произведения.

 

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты-рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народнымисказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо-стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и бога-


тыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш-кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

 

Русская литературная сказка

 

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под-земные жители». Сказочно-условное, фантастическое идостоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи-тельное содержание и причудливый сюжет произведе-ния. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагическийфинал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литературная сказка (на-чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю-жеты» сказок разных народов.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ опоэте (детство и начало литературной деятельности, ин-терес к истории России).

 

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо-родинского сражения (1837). Историческая основа сти-хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер-монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго-ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво-рения.



 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сравнение, гипербола, эпи-тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал-литерация (начальные представления).

 

Николай Васильевич Гоголь.Краткий рассказ о пи-сателе (детство, годы учения, начало литературной дея-тельности).

 

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вече-ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз-ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче-ского.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фантастика (развитие пред-ставлений). Юмор (развитие представлений).


 

Николай Алексеевич Некрасов.Краткий рассказопоэте (детство и начало литературной деятельности).

 

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта осудьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч-шую его судьбу

 

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок изпоэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

 

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль-ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни

крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Эпитет (развитие пред-

 

ставлений).

 

ИванСергеевичТургенев.Краткий рассказ о писа-теле (детство и начало литературной деятельности). // . «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепост-

 

ного права. Духовные и нравственные качества Гера-сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,

великодушие, трудолюбие. Немота главного героя —
символ немого протеста крепостных крестьян.  
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Портрет, пейзаж (началь-

ные представления). Литературный герой (начальные представления).

 

Афанасий Афанасьевич Фет.Краткий рассказ опоэте.

 

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр-кая, полная движения картина весенней природы. Крас-ки, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

 

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа-теле (детство, начало литературной деятельности).

 

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто-кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сравнение (развитие по-

 

нятия). Сюжет (начальное представление).

 

Антон Павлович Чехов.Краткий рассказ о писателе(детство и начало литературной деятельности).


 

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге-роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Юмор (развитие представ-лений)

 

Поэты XIX века о Родине и родной природе

 

Ф. И. Тютчев.«Зима недаром злится...», «Как веселгрохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль-ной. ». А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);И. С. Ни-китин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок);

 

А. Н. Майков.«Ласточки»;И. 3. Суриков.«Зима»(от-рывок). А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте-ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча-щихся)

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро-ения

 

 

Из литературы XX века

 

Иван Алексеевич Бунин.Краткий рассказ о писате-ле (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое иэтическое в рассказе. Кровное родство героев с бес-крайними просторами Русской земли, душевным скла-дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

 

Владимир Галактионович Короленко.Краткий рас-сказ о писателе (детство и начало литературной деятель-ности)

 

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч-ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со-страдание героев повести Образ серого, сонного горо-да Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек. Маруся. Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге-роев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони-мание — основа отношений в семье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Портрет (развитие пред-
ставлений) Композиция литературного произведения
(начальные понятия),

Сергей Александрович Есенин.Краткий рассказ опоэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтиче-ское изображение родной природы. Образы малой ро-дины, родных людей как изначальный исток образа Ро-дины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

 

Павел Петрович Бажов.Краткий рассказ о писате-ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастикав сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та-лант главного героя. Стремление к совершенному мас-терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона-ции сказа.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз-личное).

 

Константин Георгиевич Паустовский.Краткий рас-сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро-та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

 

Самуил Яковлевич Маршак.Краткий рассказ о пи-сателе. Сказки С. Я. Маршака.

 

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положи-тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест-венные особенности пьесы-сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у ры. Драма как род литературы

(начальные представления). Пьеса-сказка.

 

Андрей Платонович Платонов.Краткий рассказ описателе (детство, начало литературной деятельности).

 

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска-за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими-стическое восприятие окружающего мира.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фантастика в литератур-ном произведении (развитие представлений).

 

Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о пи-сателе (детство, начало литературной деятельности).

 

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовьк природе и ее понимание, находчивость в экстремаль-


 

ных обстоятельствах, Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы-тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Автобиографичность лите-ратурного произведения (начальные представления).

 

«Ради жизни на Земле...»

 

Стихотворные произведения о войне. Патриотиче-ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.

 

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла-фете...»] А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

 

Война и дети — обостренно трагическая и героиче-ская тема произведений о Великой Отечественной войне.

 

Произведения о Родине и родной природе И.Бунин.«Помню — долгий зимний вечер...»-,

А. Прокофьев.«Аленушка»;Д. Кедрин.«Аленушка»;

Н. Рубцов.«Родная деревня»,Дон-Аминадо.«Городаи годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя-тия окружающего мира и осмысление собственного ми-роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари-совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти-хотворениях.

 

Писателиулыбаются

 

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Ро-бинзон». Образы и сюжеты литературной классики как

темы произведений для детей.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Юмор (развитие понятия).

 

Из зарубежной литературы

 

Роберт Льюис Стивенсон.Краткий рассказ о пи-

 

сателе.  
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохране-
ния традиций предков.  
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие пред-
ставлений).  

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю-

 

чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже-ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. • • fyyi »

 

Ханс Кристиан Андерсен.Краткий рассказ о писа-теле.

 

«Снежная королева». Символический смысл фанта-стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер-да — противопоставление красоты внутренней и внеш-ней. Победа добра, любви и дружбы.

 

Жорж Санд. «О чем говорят цветы».Спор героевопрекрасном. Речевая характеристика персонажей.

 

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

 

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружбамальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи-вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше-ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си-туаций.

 

Изобретательность в играх — умение сделать окру-жающий мир интересным.

 

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении под-

 

ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар-ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст-венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


ШЕСТОЙ КЛАСС

 

Введение

 

Художественное произведение. Содержание и фор-ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.