Сделай Сам Свою Работу на 5

Устное народное творчество





ЛИТЕРАТУРА

 

 

5—11 классы (Базовый уровень) 10—11 классы (Профильный уровень)

 

Под редакцией В. Я. Коровиной

 

Допущено Министерством образования и науки

 

Российской Федерации

 

9-е издание

 

Москва

 

«Просвещение»

 


 

УДК 372,8:82/821 ББК 74.26

П78

 

Авторы программы по литературе для 5—11 классов (базовый уровень):

 

В, Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина

 

Авторы программы по литературе для 10—11 классов (профильный уровень):

В. Я, Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин

 

Варианты примерного тематического планирования уроков в 5—11 классах (базовый уровень)

 

и в 10—11 классах (профильный уровень) подготовлены Н. В. Б е л я е в о й .

 

 

Предлагаемое переработанное и дополненное издание

 

программ под редакцией В. Я. Коровиной полностью соответ-ствует федеральному компоненту Государственного образова-

тельного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ

№ 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России

 

№ 1312 от 9 марта 2004 года). Учебники и учебные пособия,



соответствующие данным программам, издательство «Просве-щение» выпускает с 2006 года.

 

ISBN 978 - 5 - 09 - 016449 - 8© Издательство «Просвещение»,2002, 2005, 2006

 

© Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2006

Все права защищены


ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Классы

 

Базовый уровень

 

Пояснительная записка

 

Важнейшее значение в формировании духовно бога-той, гармонически развитой личности с высокими нрав-ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль-турных сведений, нравственно-эстетических представ-лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали-зировать художественные произведения, овладения бо-гатейшими выразительными средствами русского лите-ратурного языка.

 

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси-ческой и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных про-изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не-обходимыми для понимания включенных в программу произведений.



 

Расширение круга чтения, повышение качества чте-ния, уровня восприятия и глубины проникновения в ху-дожественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения ли-тературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интерес-ным, продуманным, воздействующим на ум и душу уче-ника, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитан-ного художественного произведения, развить потребно-сти в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

 

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.


Отсюда возникает необходимость активизировать худо-жественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

 

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко-торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до-стоянием отечественной и мировой литературы. Сле-довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси-ческими образцами мировой словесной культуры, обла-дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче-ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.



 

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чи-тателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и сво-бодно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте-ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих та-лантливых, чутких, обладающих творческим воображени-ем читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

 

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением ху-дожник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

 

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая


 

группа активно воспринимает прочитанный текст, но не-достаточно владеет собственно техникой чтения, вто-рая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худо-жественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произве-дений. В 9 классе изучение литературы идет на принци-пиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Гри-боедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лер-монтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмысле-нию прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

 

В 10—11 классах предусмотрено изучение художест-венной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков рус-ской литературы.

 

Объектом изучения литературы являются произведе-ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе-ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

 

Необходимость переработки и переиздания предла-гаемой программы была обусловлена изменением учеб-ного плана и переходом на базовый и п р о ф и л ь н ы й уровни изучения предмета в средней (полной) школе. Программа предполагает изучение литературы в стар-ших классах на базовом уровне. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ис-торическом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

 

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской


 

литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и
XX веков. S программе соблюдена системная на-

правленность: от освоения различных жанров фольк-лора в средних классах к проблеме «Фольклор и ли-тература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних клас-сах к изучению творчества поэта в целом; от зна-комства с отдельными сведениями по истории соз-дания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из клас-сов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест-ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

 

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, под-нимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и че-ловеческой жизни, роль и значение книги в жизни писа-теля и читателя и т. д.).

 

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ве-дущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — лите-ратура в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на ис-торико-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).

 

Чтение и изучение произведений зарубежной лите-ратуры желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса).

 

Авторы программы избегают жесткой регламента-ции, предоставляя право творческому учителю опреде-лить, какие произведения следует читать и изучить, ка-


кие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

 

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могуг свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотво-рении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют м е ж п р е д м е т н ы е и в н у т р и п р е д м е т - ные с в я з и к у р с а л и т е р а т у р ы , обращение к дру-гим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера-турных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

 

Анкетирование учащихся школ многих регионов Рос-сии показало, как важны иллюстрации для понима-ния изучаемого текста художественных произведений. Художественные тексты во всех учебниках-хрестомати-ях данной программы сопровождаются рисунками луч-ших художников -иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских ху-дожниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена ко-торых встречаются на страницах учебников-хрестома-тий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению пред-ставлений о биографии писателя, истоках его творчест-ва, жизненной основе его произведений послужат мате-риалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим за-головком «Читаем, думаем, спорим...».

Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, кон-спект урока, найти оптимальные формы работы по изу-чению художественного произведения или творчества писателя.

 

П р и н ц и п к о н ц е н т р и з м а , осуществляемый дан-ной программой, предполагает последовательное воз- * вращение к определенным авторам и даже иногда к од-


ному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, услож-нить анализ, раскрыть образ автора (например, по-знакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоно-сова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения сти-хотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Забо-лоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).

 

Авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дуб-ровский», «Сказка о мертвой царевне...»; И. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно иск-люченные из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубе-жья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их чи-тательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной ли-тературы.

 

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, ре-шая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. По-добный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого пе-риода и осознать, что развитие литературы — это жи-вое поступательное движение. Решению этих задач бу-дет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (особенно в програм-ме курсов 10—11 классов), к истории создания отдель-ных произведений, к литературным и фольклорным ис-токам художественных образов, к вопросам теории


 

литературы (от усвоения отдельных теоретико-литера-турных понятий к осмыслению литературных направле-ний, художественных систем).

 

Одним из признаков правильного понимания текста является в ы р а з и т е л ь н о с т ь ч т е н и я у ч а щ и м и - ся. Именно поэтому формирование навыков вырази-тельного чтения должно проводиться учителем в проду-манной системе: от осмысления содержания и прочте-ния строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чте-нию (в классе, школе, районе, городе). Именно поэто-му в учебники-хрестоматии включены рубрики о художе-ственном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (Яков Смоленский, Всеволод Аксенов, Васи-

лий Лановой) и воспоминания о чтении произведе-
ний русскими писателями-классиками XIX—XX веков
(А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяков-

ский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в Приложениях к программе Выбор предложенных текстов зависит от учителя и уча-щихся.

 

Серьезным результатом плодотворной работы учите-ля на уроках литературы является умение учащихся вер-но понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение резуль-татов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской рабо-ты в профильном классе и пр.), особое внимание важ-но обратить на с о в е р ш е н с т в о в а н и е р е ч и уча - щ и х с я , систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах. В учебниках и учебниках -хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь»,. «Будьте внимательны к слову» и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по разви-тию речи: словарная работа, различные виды переска-за, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин,


стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учите-ля, которое звучит на любом уроке литературы, являет-ся не только информативным, направляющим, вдохнов-ляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

У р о к и в н е к л а с с н о г о ч т е н и я имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение чи-тательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на осно-ве перенесения в сферу самостоятельного чтения опор-ных литературных знаний, читательских умений и на-выков.

 

В Приложении 1даны примерные списки произве-дений для заучивания наизусть.

 

В Приложении 2даны списки произведений, реко-мендованных для самостоятельного чтения.

В Приложении 3дано примерное тематическоепланирование в 5—11 классах.

 

Большую помощь учителю и учащимся окажут посо-бия «Читаем, думаем, спорим...», «Практикум», подго-товленные авторами учебников к каждому классу дан-ной программы.

 

Программа первого концентра (5—9 классы) рассчи-тана на 2 часа в неделю (5—8 классы) и 3 часа в неделю (9 класс).

 

Примерное планирование (см. Приложение 3) дает еще один вариант расчасовки (3 часа в неделю в 5— 8 классах) для школ, которые добавляют один час на ли-тературу из школьного компонента.

 

Планирование в 10—11 классах соответствует Ба - зисному учебному плану на базовом уровне обучения.


 

ПЯТЫЙ КЛАСС

 

Введение

 

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго-му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор-зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху-дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

 

 

Устное народное творчество

 

Фольклор — коллективное устное народное творче-ство.

 

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните-ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви-дуальное в фольклоре.

 

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы-бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклор. Устное народ-ное творчество (развитие представлений).

 

Русские народные сказки

 

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче-ские). Нравоучительный и философский характер ска-зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

 

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характереи поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели-чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся-каемой любви сердце, спокойная готовность жертво-вать собою ради торжества своей мечты — вот духов-ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба-бы -яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ-ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол-шебной сказки. Связь сказочных формул с древними


 

мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб-ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть-янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ-ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

 

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на-родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказка. Виды сказок (за-крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер-бола (начальное представление) . Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ-ления). Сравнение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.