Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 5. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Культурными растениями называют такие растения, которые возделываются для удовлетворения различных потребностей человека. Все возделываемые растения произошли от диких форм. Основными факторами окультуривания явились условия возделывания и отбор. Основой отбора служила индивидуальная наследственность и изменчивость растений.

Среди культурных растений имеются однолетние, двулетние, и многолетние растения. Во время своего развития они проходят несколько фаз, называемых фазами вегетации, или фенологическими фазами. Культурные растения чрезвычайно разнообразны по ботаническому составу, по положению в филогенетической системе. Они относятся не только к различным семействам и порядкам, но и к различным классам.

Наибольшие посевные площади в мировом земледелии заняты культурными растениями из семейства мятликовые. Широко распространены как пищевые и кормовые растения представителей семейства бобовые. В качестве плодовых растений возделывают розанные и камнеломковые. Овощи человек получает главным образом от растений семейства капустных, пасленовых и сельдерейных. Свекла столовая - из семейства маревых. В качестве прядильных культур используются виды из семейства леновых и коноплевых. Культурные растения имеются и среди других покрытосеменных растений.

 

ЗаданиеОзнакомиться с представителями семейств культурных растений. Установить их характерные особенности в строении вегетативных и генеративных органов.

Семейство мятликовые.

По значению для человека это семейство стоит на первом месте. В соответствии с характером использования растения сем. мятликовые подразделяется на 2 группы:

1) хлебные злаки, используемые в пищу человеком и на корм животным,

2) кормовые травы, возделываемые только в качестве кормовых растений.

С представителями второй группы мы уже частично познакомились при изучении луговой растительности, поэтому в настоящем задании основное внимание должно быть уделено группе хлебных злаков.



Из вегетативных органов наибольшее значение в систематике мятликовых имеет строение листа, по которому можно различать виды злаков до образования соцветий.

Сорвите по 1 растению имеющихся на поле растений семейства мятликовых и определите роды этих растений.

Обратите внимание на строение их соцветий. Определите количество цветков в колоске. Установите фенологические фазы.

 

 

Семейство бобовые.

Растения из семейства бобовые характеризуются высоким содержанием белка в семенах (17-50%) и в зеленой массе (15-25%).

Обьясните, с какими биологическими особенностями это связано. Определите виды культурных растений семейства бобовые, возделываемых на опытном поле, используемых в качестве пищевых и кормовых растений, ознакомтесь с их характерными особенностями и строением вегетативных и генеративных органов; установите фенологические фазы.

 

Семейство капустные.

Определите роды и виды культурных растений семейства капустных. Соберите плоды возделываемых видов и опишите их отличительные особенности. Определите хозяйственное их использование (пищевые, кормовые, медоносные).

Семейство пасленовые.

Установите характерные морфолого-биологические особенности культурных растений семейства пасленовых. Определите их видовое название. Ознакомтесь с внутривидовым разнообразием наиболее ценных растений этого семейства.

Ознакомтесь с представителями других семейств, произрастающих на опытном поле, опишите морфологические признаки их вегетативных и генеративных органов.

 

ТЕМА . СОРНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ.

Сорную растительность составляет особая группа растений, которые произрастают на обрабатываемых почвах среди культурных растений или в других местах, где наблюдается хозяйственная деятельность человека.

В зависимости от условий, созданных человеком, сорные растения делят на три группы.

Сорняки, которые селятся на почвах, обработанных независимо от того, заняты ли почвы посевами культурных растений (поле, огород, цветник, питомник) или подготавливается под посевы (пар), или были недавно под ними (залежь). Растения этой группы называют сорнополевыми или сегетальными ( от лат. segetalis - растущий среди хлебов).

Ко второй группе относят придорожные сорные растения. Это растительность обочин дорог и тропинок, лужаек вблизи домов, выгонов. Приспособленность этих растений к неблагоприятным условиям (вытаптыванию человеком и животными, выщипыванием домашней птицей и скотом) выражается в низкорослости, в упругости стеблей и в небольших размерах растений. Листья чаще всего прижаты к земле в виде розетки или мелкие, сильно рассечены.

Придорожным сорнякам свойственна большая изменчивость в различных условия существования. Обратите внимание, как в зависимости от условий изменяется форма листьев одуванчика, размеры листьев и листовой розетки, высота цветоноса.

Третья группа сорных растений - это пустырные или рудеральные сорняки - встречаются по малохоженым местам, по откосам, межам, на пустырях, по откосам железных дорог, у заборов, скотных дворов. Обладая характерными систематическими признаками, растения пустырей в то же время отличаются совокупностью приспособительных черт. Им свойственны высокие прямостоячие стебли, крупные, жестские, часто очень колючие листья, иногда со жгучичими волосками. Многие из них содержат ядовитые, горькие или пахучие вещества, делающие их несьедобными для животных.

Задание. Ознакомиться на экскурсии с видовым составом сорнополевых растений, с биологическими и экологическими их особенностями. Пройти по намеченному маршруту, включающему по возможности большее количество посевов полевых культур,сада. Все виды сорняков собрать, изучить и данные записать в таблицу

 

ЗаданиеОзнакомиться с экологическими особенностями придорожных сорных растений. Определить их видовой состав и приспособительные особенности отдельных видов. Все данные записать в таблицу

 

Задание. Ознакомиться с экологическими особенностями пустырных (рудеральных) растений. Выявить их видовой состав и характеристику приспособительных особенностей отдельных видов. Все данные записать в таблицу 12.

 

ТЕМА . ЯДОВИТЫЕ И ВРЕДНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Ядовитыми растениями называются такие, которые, попадая в организм человека или животных, иногда даже в незначительных количествах, способны вызвать серьезные нарушения физиологических процессов и даже явиться причиной смерти.

Ядовитые свойства растений связаны с тем, что в различных органах их образуются и накапливаются ядовитые химические вещества - алкалоиды, глюкозиды, токсины, органические кислоты и др.

Особенностью растительных ядов является способность их концентрироваться в определенных органах человека или животных, поражать важнейшие жизненные центры организма. Незначительные количества таких растительных ядов, как например, конина, никотина, соланина, вызывают паралич нервных центров, сердца и органов дыхания, центров головного и спинного мозга. Сапонины, которые часто обнаруживаются у растений семейства гвоздичные и первоцветные, являются ядами крови, так как растворяют красные кровяные тельца.

Глюкозиды, свойственные многим растениям различных семейств, являются также весьма опасными веществами для жизни животных, особенно когда они поедают свежие растения на пастбище или в виде скошенной зеленой травы.

 

Задание. Ознакомиться с видовым составом ядовитых и вредных растений по гербарию на кафедре,

затем со встречающимися во время прохождения практики, собрать их для гербария.

В дневник записать видовой состав ядовитых и вредных растений (таблица 13).

 

ГЕРБАРИЗАЦИЯ РАСТЕНИЙ.

Растения для гербария собирают в сухую погоду. Выбирают типичные растения со всеми вегетативными органами и цветками и, по возможности, с плодами. Растения, цветущие до появления листьев, собирают дважды - с цветками и с листьями ( мать и мачеха). Двудомные растения должны быть представлены мужскими и женскими экземплярами. У деревьев и кустарников срезают веточки с цветками и листьями.

Травянистые растения выкапывают с небольшой частью корневой системы, осторожно отряхивая от земли. При наличии у растений толстых корневищ или луковиц их разрезают и оставляют тонкую продольную пластинку.

Подготовленные растения тут же на месте закладывают

в гербарную папку. В один лист "рубашки" помещают 2-3 растения одного вида. Лучший экземпляр в дальнейшем оформляют на гербарный лист.

Высокорослое растение перед закладкой разламывают или же перегибают. Растения тщательно расправляют.

Затем заполняют черновые этикетки, которые "закладывают" в рубашки одновременно с растениями. На этикетке простым карандашом пишут название семейства, рода и вида, место произрастания, место нахождения (область, район, точное место) а также дату сбора данного растения.

Если растение неизвестно студенту, то в этикетке оставляют свободное место для названия и подробно записывают место произрастания.

Название же растения определяют по определителю на месте или по возвращении в лабораторию, для чего срывают несколько цветков и закладывают их в бумагу или собирают в букетики.

Собранные растения надо засушить так, чтобы сохранить их естественную окраску. Лучше всего сушить растения в гербарной сетке, которую можно заменить двумя листами фанеры.

Растения в бумажных "рубашках" закладывают в гербарную сетку последовательно, делая прокладку из фильтровальной бумаги, гигроскопической ваты или газет. Затем сетку прочно стягивают ремнем или веревкой. Заполненную и связанную сетку подвещивают, ставят в сухое место или на сквозняке.

Бумажные прокладки необходимо ежедневно менять, так как они становятся влажными.

Высушенное растение (оно не провисает при поднятии и не ломается легко) монтируют на лист плотной белой бумаги (формат 42 х 28 см). На лист обычно монтируют одно растение, но можно помещать и несколько растений одного вида, если они мелкие.

Растения на гербарном листе располагают так, чтобы нижний правый угол был свободен, куда приклеивают постоянную этикетку.

Гербарий до сдачи хранится в сухом помещении.

 

Особое внимание следует обратить на вопросы связанные с характеристикой семейств. Используя учебную литературу, студент, при изложении этого вопроса должен придерживаться следующего плана:

1. К какому отделу, классу и порядку относится семейство.

2. Указать жизненные формы.

3. Количество видов обитающих на земном шаре.

4. Особенности корневой системы.

5. Положение и форма стеблей.

6. Расположение и форма листьев.

7. Типы соцветий.

8. Описать строение цветка и указать его формулу.

9. Типы плодов.

10. Привести список видового состава семейства на русском и латыни.

Например, семейство бобовые:

. Pisum sativum - горох посевной

Vicia cracca - мышиный горошек

и т.д. См. список растений в конце

 

О формулах цветков.

При изучении семейств цветковых растений и их отделов необходимо уметь составить и написать формулу цветка. План строения цветка выражается в формуле при помощи букв, цифр и условных знаков. Буквенные обозначения происходят от латинских названий частей цветка.

P (Perigonium) - простой околоцветник

Ca (Calyx) - чашечка

Co (Corolla) - венчик

А (Androeceum) - тычинки, андроцей

G (Gynoeceum) - плодолистики, пестик, гинецей

о - обоеполый цветок

о - мужской цветок

о - женский цветок

Å - правильный цветок (актиноморфный)

/ - неправильный цветок (зигоморфный)

 

После буквенных обозначений ставится число членов цветка. Скобки обозначают сращение частей цветка. Положение завязи обозначается чертой. Знак бесконечности обозначает множественность числа частей цветка.

Пример формулы цветков:

 

Лютик едкий - Å о Са5 Со5 А¥ G¥

Горох посевной - / о Са (5) Со 1+2+(2) А(9)+1 G 1

Яблоня домашняя - Å о Са (5) Со 5 А ¥ G (5)

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.