Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 1. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕСА.





ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ.

Цель летней полевой практики - закрепление студентами знаний по пройденному теоретическому курсу ботаники. Достигается это путем наблюдения и изучения живых растений непосредственно в природе.

Первая задача, которая встает перед студентом на практике - это знакомство с разнообразием видов растений, населяющих территорию, ее флорой.

В соответствии с программой студенты должны изучить отдельные растения и их группы, получить конкретные представления об основных жизненных формах, онтогенезе, возрастных и сезонных изменениях морфолого-анатомической структуры растений, способах размножения и расселения растений, о распределении их в зависимости от экологических условий.

Изучение биологии отдельных растений и их приспособлений к среде обитания способствует пониманию принципов охраны природной флоры, рационального использования, способов выращивания растений в культуре, вырабатывает диалектико-материалистическое мировоззрение. Одновременно с этим обязательно знакомство с видом растения как биологической единицей.



Число видов только высших растений, обитающих в изучаемом районе, обычно исчисляется несколькими сотнями. За период практики студент должен научиться различать 200-250 видов. Для этого, конечно, недостаточно просто видеть и называть растения. Нужен детальный разбор признаков, отличающих одни виды от других. Наиболее полный анализ диагностических признаков видов растений содержится в определителях, поэтому работа с определителями (полное определение или уточнение деталей) продолжается в течение всей практики.

В процессе флористической работы (сбор, определение, описание растений) студенты знакомятся с понятиями некоторых систематических единиц (семейство, род, вид), увязывая с каждой из них представление о конкретном растении и соответствующем комплексе отличительных признаков.

Работа по определению растений позволяет выявлять сходные виды и устанавливать общие для них признаки - родовые и более высоких таксонов (семейств). Таким образом, студенты знакомятся с классификацией растений и овладевают элементами систематики.



Наблюдая растения в природе, студенты обращают внимание на особенности их местообитаний, выявляют приуроченность видов к определенным условиям среды, степень зависимости от этих условий, типичные приспособления к ним, реакции на изменение среды обитания. Складываются представления об экологических группах растений и экологических свойствах отдельных видов.

Специальную задачу на практике составляет изучение морфологиеского строения растения, определяющего его жизненную форму, т.е. строение его побеговых и корневых систем. При этом важно видеть жизненную форму не как застывшую структуру, а как динамическую систему, изменяющуюся во времени и в пространстве. Это значит, надо научиться находить такие признаки строения, которые свидетельствовали бы об изменениях структуры в течение сезона (рост надземных и подземных побегов, заложение и развитие почек, отмирание частей и т.д.) и более длительных отрезков времени. Изучение жизненной формы в ее динамике наряду с пониманием экологических свойств позволяет увидеть растение как живое существо в составе живой природы в известной мере судить о "поведении" растений в конкретных условиях.

Эколого-морфологическое изучение растений лежит в основе всех мер охраны растительных объектов и рационального сбора растительного сырья, борьбы с сорными растениями, использования растений на корм и многих других сторон природопользования.

Практическое использование растительных группировок данной местности, знакомство с методами изучения их дает студентам общее представление о геоботанике. Летняя практика по ботанике способствует не только усвоению студентами учебного материала, но и приучает их научно мыслить, расширяет кругозор знаний по биологии и помогает приобрести некоторые навыки применения ботанических знаний в их дальнейшей агрономической деятельности.



ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

 

Летняя учебная практика является завершающим этапом изучения курса ботаники и проводится перед экзаменом за второй семестр (систематика, экология, геоботаника и география растений).

Учебно-полевая практика включает в себя следующие формы работы: экскурсии группы (подгруппы) студентов под руководством преподавателя, камеральную (в лаборатории) обработку собранных материалов (описание и определение растений, их морфологический анализ, анатомическое изучение и пр.), ведение дневников, выполнение самостоятельных наблюдений и исследований по индивидуальным занятиям, составление ботанических коллекций (гербария), участие в природоохранительных мероприятиях. В конце практики проводится зачет.

Дневник практики ведет каждый студент, в нем ежедневно записывает проделанную работу во время экскурсии и в лаборатории. Все записи должны быть сделаны тщательно и аккуратно.

 

 

ОТЧЕТНОСТЬ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ.

В конце практики проводится итоговое занятие и зачет. Материалом к зачету для студента служат дневник, в котором должны быть все таблицы, которые предлагаются по каждому выполняемому студентами заданию и систематический гербарий. Систематический гербарий включает не менее 10 видов растений, хорошо высушенных, смонтированных на гербарных листах подобранных по семействам, определенных до вида и правильно этикетированнных. Кроме того, должен быть представлен список видов растений, содержащихся в гербарии; названия растений должны быть указаны на русском и на латинском языках. При сдаче зачета студент должен ответить на теоретические и практические вопросы по материалам, затронутым в процессе летней учебной практики, иметь представление об основных экологических и биологических особенностях растений, с которыми ознакомились во время практики, знать основные их систематические признаки и практическое значение, а также русские и латинские названия растений гербария.

 

СБОР И ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБЬЕКТОВ.

Изучение растений, их морфологический анализ, определение, составление гербария и прочие работы - невозможно без растительного материала: приходится выкапывать целые растения или их части, срезать побеги и ветви, при этом наносится ущерб и окружающей растение среде. Очень важно заботиться о том, чтобы повреждения были минимальными. При этом придерживаются следующих правил:

1) проводят сборы в таких местах, где вмешательство в растительный покров в наименьшей мере отразится на хозяйственном его использовании;

2) в качестве рабочего места при записях, закладке гербария и других работах используют обочины дорог, межи, тропинки, вырубки в лесу;

3) забирают из естественных местообитаний растительной массы не больше чем это необходимо для решения конкретной задачи;

4) по возможности проводят наблюдения на живых растениях, стараясь меньше их повреждать.

Приступая к работе, следует иметь список редких и охраняемых видов, узнавать эти растения в природе, так как на лабораторных занятиях знакомились с их обликом и признаками (гербарий, стенды). Надо заранее выяснить также, есть ли охраняемые участки, памятники природы, где сбор растений полностью запрещен. В ходе экскурсий и самостоятельных наблюдений могут быть выявлены виды, не вошедшие в список охраняемых, но находящиеся в данных условиях под угрозой, а также местообитания, требующие охраны и пр. Все это должно учитываться и при сборе растительного материала.

 

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИКИ.

Практические занятия по ботанике проводятся по определенной тематике.

1. Растительность леса

2. Растительность луга.

3. Растительность болота.

4. Сорная растительность.

5. Ядовитые и вредные растения.

6. Культурные растения.

 

В зависимости от ряда условий очередность выполнения тем и заданий в период практики может изменена. В процессе ботанических экскурсий студенты под руководством преподавателей прорабатывают ежедневно одну или две темы.

БОТАНИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ.

ТЕМА 1. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕСА.

Лес является растительным сообществом, состоящим главным образом из деревьев и кустарников, однако в нем не все древесные растения имеют одинаковое значение. Вид, играющий основную роль в сложении леса, называют лесообразующим. В зависимости от лесообразующих растений различают формации леса - лес еловый, лес сосновый (бор), лес широколиственный (дубрава) и т.д. В лесные ассоциации входят виды различных экологических и жизненных форм, в том числе и травянистые растения.

В районе прохождения практики по ботанике находятся в основном смешанные леса.

 

Задание . Растения смешанного леса и их экологические особенности.

Необходимо обратить внимание на различные виды растений, ознакомиться с их экологическими особенностями, отметить конкретные условия местопроизрастания каждого из них, ознакомиться с ярусным распределением надземных частей и записать в таблицу

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.