Сделай Сам Свою Работу на 5

Современное состояние архивного дела в России

Затрагивая вопрос об организации архивного дела в современной России, следует указать на то, что в настоящий момент в стране существует три типа архивов и органов управления ими, соответствующих трем уровням организации управления государством:

· федеральные;

· субъектов Федерации;

· муниципальные.

Параллельно с ними существуют ведомственные архивные службы, некоторым из которых предоставлено право долговременного (депозитарного) хранения документов Архивного фонда страны, например, архиву Российской академии наук (РАН).

Хотя значительную часть архивных учреждений современной России составляют государственные архивы, тем не менее одной из отличительных особенностей системы архивной службы является разнородность их состояния. В Российской Федерации в настоящий момент насчитывается 14 федеральных архивов. Федеральный статус этих учреждений определяет не только порядок финансирования работ, проводимых в рамках данных архивов, но и оплату труда архивных служащих. Их финансирование осуществляется из государственного бюджета Российской Федерации по разделу «Государственное управление». Финансирование всех остальных государственных архивных учреждений России осуществляется из региональных бюджетов, что ставит некоторые архивы на грань физического существования в связи с острой нехваткой финансовых ресурсов в бюджетах многих областей, республик, краев, округов Российской Федерации. Подробно организация и численный состав Федеральной архивной службы России по состоянию на ноябрь 2003 г. представлены на Рис. 1. и в Табл. 1 соответственно.

 

 

 


Рис.1. Организация архивной отрасли в Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2003 г.

Таблица 1

Статистические сведения об архивных учреждениях Российской Федерации (по состоянию на ноябрь 2003 г.)[37]

 

Вид учреждения Объем документов (млн единиц хранения) Численность работников по основной деятельности (чел.)
Органы управления архивным делом  
Федеральные архивы 39,8
Государственные архивы субъектов РФ 125,2
Муниципальные архивы (архивные отделы муниципальных образований) 36,1
Всего 20,1 12173*

*Численность вспомогательного персонала – 1562 чел.

Общая численность работающих – 13823 чел.

В течение 2000—2003 гг. внимание органов государственной власти и управления к деятельности Федеральной архивной службы России значительно возросло. Следствием этого стал рост финансирования федеральных архивных учреждений, что позволило начать разрабатывать планы по развитию системы государственных архивов. Это развитие связано с укреплением их инфраструктуры, начиная от модернизации пожарно-охранной сигнализации, компьютеризации основных архивных процессов и заканчивая восстановлением работ по страховому копированию документов Архивного фонда России.

Годы экономического кризиса (с1992 по 2000 г.) не были окрашены для отечественных архивов только в темные тона. В ряде направлений архивной деятельности, таких, как использование архивных документов, создание публичного научно-справочного аппарата к ним, отечественное архивное дело, по общей оценке российских и зарубежных пользователей, бурно развивалось, как ни в какое другое время.

На сегодняшней организации архивного дела в России отразились особенности переходного периода в истории российского государства. Во многом система архивных учреждений и управления архивным делом сохранила многие черты прежней советской системы, но приобрела и некоторые новые, ранее ей не присущие. Однако многие изменения, которые произошли в организации работы в российских архивах, не имеют легитимной основы, поскольку ныне действующие «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», принятые в июне 1993 г., устарели в своей значительной части. Как отмечает руководство Федеральной архивной службы в лице В. П. Козлова, необходимость разработки нового закона «Об архивном деле в Российской Федерации» стала очевидна уже к концу 1990‑х гг. Первый раз новый закон после всех согласований был внесен в Правительство в 1998 г. и был отклонен из-за наличия в нем элементов унитарной организации архивного дела, сторонниками которой являются большинство архивистов страны. В 2003 г. законопроект после всех согласований был повторно внесен в Правительство и одобрен.

В течение 1990-х—начала 2000-го гг. неуклонно росло количество документов, поступающих на хранение в государственные архивы. Таблица 2 позволяет отразить динамику комплектования документами государственных и муниципальных архивов России, массивами документов вечного хранения за первое десятилетие существования самостоятельной архивной службы России (с 1992 по 2002 г.)

Таблица 2

Динамика приема документов в Российской Федерации

За период с1992 по 2002 г.

Годы Управленческая документация Документы по личному составу Научно-техническая документация Кино-/ видео документы Фото-документы Фоно-документы
млн ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения тыс. ед. хранения
1,3 - 15,4 2,0 / - 67,7 1,5
2,3 215,4 82,9 8,5 / - 75,1 5,1
2,1 572,2 64,7 6,1 / - 65,2 4,7
2,0 427,3 211,3 5,6 / - 69,4 3,1
1,7 582,6 117,4 7,9 / - 71,7 2,2
1,6 413,1 92,8 7,4 / - 90,9 2,9
1,5 499,1 76,9 5,7 / - 63,7 1,3
1,5 686,3 75,4 2,4 / 0,5 77,2 1,1
1,6 826,2 75,6 1,5 / 0,4 56,8 3,4
1,4 1368,5 75,4 1,1 / 0,7 75,3 1,7
1,5 1624,3 81,6 1,3 / 0,6 56,2 1,8
1,5 2287,5 92,8 1,2 / 1,3 89,7 7,4
Итого 20,0 9502,5 1062,2 50,7 / 3,5 858,9 36,2

За период с 1991 по 2002 г. в архивы поступило 20,0 млн дел, что значительно опережало возможности отечественных архивов по размещению архивных документов, поскольку вместо требуемых 50,0 тыс. м2 площадей за указанное десятилетие на федеральном уровне было введено в эксплуатацию около 6,3 тыс. м2, а в субъектах Федерации получено еще 81,4 тыс. м2 (как правило, неприспособленных под архивохранилища помещений ликвидированных производственных и научных организаций, требующих ремонта и переоснащения).

Одна из серьезнейших проблем, с которой столкнулись отечественные архивы в 1990-е гг. – необходимость сохранения и использования документов, касающихся социальной защиты граждан России (их личные дела, финансовые документы, фиксирующие заработную плату, имеющиеся у граждан льготы и т.д.). Никогда подобные категории документов не являлись сферой внимания государственной архивной службы. Такие документы хранились в ведомствах, в объединенных ведомственных архивах. Развитие капитализма в России в течение 1990-х гг. отрицательным образом сказалось на сохранности личных дел работников отечественных предприятий, организаций, учреждений. Многие документы были утрачены в результате плохого хранения, а иногда и намеренно уничтожались по приказам новых владельцев предприятий. Вместе с тем за истекшее десятилетие (с 1991 по 2002 г.) Государственная дума Российской Федерации приняла множество законов, согласно которым граждане России получили право на социальную защиту, реализовать которое невозможно без документов, дающих представление о трудовой истории людей.

За десять лет в системе архивной службы России было создано 282 архива документов по личному составу (32 государственных и 250—в районном и городском звене), которые приняли на долговременное хранение свыше 9,5 млн дел, в основном от ликвидированных за это время организаций.

Кризис 1990-х гг. фактически не затронул такую сферу деятельности архивов, как использование документов. Статистика числа пользователей архивов, количества подготовленных информационных материалов, выдачи архивных справок социально-правового, имущественного, генеалогического характера, создания публичного научно-справочного аппарата, подготовки документальных публикаций подтверждает рост внимания отечественных и зарубежных исследователей к архивным документам, содержащимся в отечественных архивах.

Архивы России сыграли важную роль в социальной защите ее граждан, в реабилитации жертв политических репрессий, в формировании демократического облика страны среди ее граждан и на международной арене. В течение 1990-х – начала 2000-го г. вышло свыше тысячи названий публикаций сборников документов и справочников по архивам.

В начале 2000-го г. несколько замедлился процесс открытия российских архивов, особенно архивов бывшей КПСС. Причина этого состоит в отсутствии эффективной системы рассекречивания архивных документов. В результате, например, до сих пор оставался недоступным такой важный для изучения общественно-политических процессов в СССР вид документов, как обзоры писем трудящихся, составлявшиеся в партийных органах.

В результате проведенной реорганизации Правительства РФ Федеральная архивная служба РФ получила новое название – «Федеральное архивное агентство РФ» – и вошла в состав Министерства культуры РФ. Таким образом, хотя и формально, еще раз было подчеркнуто то важное место, которое занимают архивы в культурной жизни страны, в формировании ее культурного облика.

Данный краткий обзор современного состояния архивного дела в России показывает, что в течение кризисных для страны 1990-х гг. отечественные архивы, архивная служба, архивное дело в целом не только сумели выжить, но и осуществили новый качественный шаг в своем развитии.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.