Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................7

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ.............................................................9

1.1. Основные понятия семейной психологии.....................................................9

1.2. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье.................................................................................................20

1.3. Основные положения психологии семейных кризисов.............................23

1.3.1. Понятие о кризисе..............................................................................23

1.3.2. Семейный кризис................................................................................25

Глава 2

НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ...........................................................31

2.1. Понятие нормативного семейного кризиса................................................31

2.2. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.............................35

2.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................35

2.2.2. Диагностика........................................................................................41

2.2.3. Психологическая помощь..................................................................42

2.3. Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи......................................................................48



2.3.1. Феноменология кризиса.....................................................................48

2.3.2. Диагностика........................................................................................54

2.3.3. Психологическая помощь..................................................................56

2.4. Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры...............58

2.4.1. Феноменология кризиса.....................................................................58

2.4.2. Диагностика........................................................................................63

2.4.3. Психологическая помощь..................................................................64

2.5. Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.... 69

2.5.1. Феноменология кризиса.....................................................................69

2.5.2. Диагностика........................................................................................73

2.5.3. Психологическая помощь..................................................................74

2.6. Кризис 5. Семья, в которой выросший ребенок покидает дом..................77

2.6.1. Феноменология кризиса.....................................................................77

2.6.2. Диагностика........................................................................................80

2.6.3. Психологическая помощь..................................................................81



2.7. Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)..............................................82

2.7.1. Феноменология кризиса.....................................................................82

2.7.2. Диагностика........................................................................................84

2.7.3. Психологическая помощь..................................................................85

2.8. Повторный брак............................................................................................86

2.8.1. Феноменология кризиса.....................................................................86

2.8.2. Диагностика........................................................................................89

2.8.3. Психологическая помощь..................................................................90

Глава 3

НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ......................................................92

3.1. Понятие ненормативного семейного кризиса............................................92

3.2. Измена...........................................................................................................93

3.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................93

3.2.2. Психологическая помощь..................................................................98

3.3. Развод.......................................................................................................... 100

3.3.1 Феноменология кризиса....................................................................100

3.3.2. Психологическая помощь................................................................ 106

3.4. Тяжелая болезнь..........................................................................................107

3.4.1. Феноменология кризиса................................................................... 107

3.4.2. Психологическая помощь................................................................ ИЗ

3.5. Инцест......................................................................................................... U7

3.5.1. Феноменология кризиса................................................................... 117

3.5.2. Диагностика...................................................................................... 126



3.5.3. Психологическая помощь................................................................ 129

3.6. Смерть члена семьи.................................................................................... 131

3.6.1. Феноменология кризиса................................................................... 131

3.6.2. Психологическая помощь................................................................ 140

Глава 4

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В СИТУАЦИИ КРИЗИСА................................................................................... 143

4.1. Диагностика структуры семьи.................................................................... 144

4.1.1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3).............................................................................................. 144

4.1.2. Тест «Семейная социограмма».........................................................150

4.1.3. Опросник «Семейные роли»............................................................ 152

4.1.4. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи»

и «Кинетический рисунок семьи»........................................................ 154

4.1.5. Системный семейный тест Геринга (FAST)..................................... 164

4.2. Изучение семейной истории...................................................................... 173

4.2.1. Генограмма........................................................................................ 173

4.2.2. Геносоциограмма.............................................................................. 178

4.3. Диагностика супружеских взаимоотношений .......................................... 178

4.3.1. Опросник удовлетворенности браком............................................. 179

4.3.2. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)....... 184

4.3.3. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)..................................................................................... 194

4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»........................................... 197

4.3.5. Метод диагностики межличностных отношений........................... 198

4.3.6. Методика «Мое письмо о супруге»..................................................206

4.4. Исследование семьи, ожидающей ребенка...............................................209

4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) ............210

4.4.2. Методика «Цветовой тест отношений»...........................................218

4.5. Диагностика детско-родительских отношений ........................................219

4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)...............221

4.5.2. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)...............................238

4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI).. 243

4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»............................253

4.5.5. Методика диагностики родительского отношения.........................265

4.5.6. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»...............269

4.6. Диагностика эмоционального состояния членов семьи..........................282

4.6.1. Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT)..................................282

4.6.2. Шкала определения уровня депрессии............................................284

4.6.3. Методика определения уровня депрессии.......................................285

Глава 5

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.................................................................................291

5.1. Понятие о процессуально-технических параметрах семейной терапии .... 291

5.2. Общие техники консультирования и психотерапии.................................293

5.2.1. Техники и виды слушания................................................................294

5.2.2. Техники воздействия........................................................................300

5.3. Техники семейной терапии........................................................................304

5.3.1. Социометрические техники.............................................................305

«Семейная скульптура».....................................................................307

«Семейная хореография»..................................................................309

«Семейное пространство».................................................................310

«Соломенная башня»........................................................................312

5.3.2.Структурные техники........................................................................313

«Семейный ритуал»...........................................................................314

5.3.3. Поведенческие техники....................................................................316

«Родительский семинар» ..................................................................316

«Конструктивный спор»...................................................................318

«Супружеская конференция» и «Семейный совет».........................321

5.3.4. Техники, основанные на использовании воображения..................324

«Семейные фотографии»..................................................................325

«Метафора»........................................................................................326

«Завершение предложений».............................................................327

«Сравнение ценностей»....................................................................328

5.3.5. Парадоксальные техники.........................................................330

5.3.6. Техники организации беседы в семейной терапии.........................331

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия .... 331 Циркулярное интервью........................................................ 332

Глоссарий...................................................................................... 334

Список литературы................................................... 338

Приложение 1. Карта для сбора анамнеза и обследования ребенка...............344

Приложение 2. Анкета для родителей........................................... 350

Приложение 3. Карта приема семьи................................................. 352

Приложение 4. Психологические рекомендации людям,

пережившим утрату близкого человека........................................... 357

Приложение 5. Критерии манипулятора....................................... 359

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоя­нии. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Не­уклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масш­табы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психо­логической помощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологичес­кие консультации, психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.

Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями. В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи. Многие семьи являются функционально неполными, что час­тично связано с особенностями их культурно-исторического развития. Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляю­щийся в низкой мотивации на получение психологической помощи.

Как показывает наш опыт работы, к психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия осталь­ных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно. Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В част­ности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубеж­ных моделей психологической помощи семье на восточнославянскую почву.

Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается не­достаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизи­рованы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса. Написание данной книги было вызвано необходимостью восполнить информационный вакуум в области психологии семейных кризисов и спосо­бов их преодоления, а также систематизировать ряд вопросов, возникающих в практике семейного консультирования и терапии.

В качестве единицы анализа в данном пособии выступает нуклеарная семья, состоящая из трех человек (муж, жена, ребенок), и особенности проживания ею нормативных (связанных с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла семьи к другому) и ненормативных семейных кризисов. Методологи­ческими основаниями для написания работы явились:

□ структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматрива­ются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы;

□ теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональ­ные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способ­ность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой;

□ теория отношений В. Н. Мясищева, в основе которой лежит представле­ние о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволившая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во вза­имосвязи их общения и взаимоотношений;

□ культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, выделяющая в развитии личности критические периоды, — она была использована нами при анализе жизненного цикла семьи.

Данное методическое пособие — результат работы авторского коллектива. Основой для его написания послужил наш практический опыт консультатив­ной и терапевтической работы с семьями и их отдельными членами. Представ­ленные здесь материалы использовались при проведении обучающих программ, тренингов и семинаров для специалистов и членов семей, обратившихся за психологической помощью.

В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье. Далее представлен обзор семейных кризисов, описа­ние каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекоменда­ции по оказанию психологической помощи. В отдельных главах приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагно­стический инструментарий, которые, на наш взгляд, могут оказаться полез­ными в работе психолога-консультанта.

Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специаль­ности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, соци­альных работников и педагогов, а также может быть интересно тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных про­блем и способов их разрешения.

Психология СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Брачный союз — первая сту­пень человеческого общества.

Цицерон

Семейная психология и психотерапия — сравнительно молодая область на­уки и практики. Изучением семьи до середины XX века занималась за редкими исключениями только социология. Развитие семейной психологии и возрос­ший к ней интерес со стороны специалистов различных областей — психиат­ров, психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников — был вы­зван кризисом, переживаемым современной семьей. Наблюдаемые в последнее время тенденции, связанные с ростом и укреплением экономической само­стоятельности и социального равноправия женщин, либерализацией взглядов на развод, увеличением ценности партнерских отношений в браке, освобож­дением от классовых, религиозных и национальных предрассудков и стерео­типов, ростом продолжительности жизни, снизили эффективность факторов, ранее стабилизирующих семейные отношения. Традиционная патриархальная семья перестала быть для женщин единственной доступной средой для само­реализации. Феминистическое движение, начавшееся в середине 1960-х годов, отражало нарушение равновесного положения такой социальной системы, как институт семьи, и маркировало переходный, кризисный момент в ее существо­вании. Начавшийся в это время кризис продолжается и в наши дни. Он связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы.

Кризис современной семьи понимается демографами как кризис институ­циональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющий­ся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой

общества», одной из важнейших и основных функций которой является реп­родуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабили­зируется социальными факторами. Существенно возросло значение личност­ных мотивов и коммуникативных способностей супругов, и уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием со­циальных норм и долженствований. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил. Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности.

Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформаци­онные процессы в современной семье, требующие анализа особенностей ее функционирования, прохождения стадий жизненного цикла и особенностей переживания нормативных и ненормативных кризисов. Прежде чем перейти к анализу семьи в ситуации кризиса, целесообразно остановиться на основных понятиях психологии и психотерапии семьи.

В данном учебном пособии семьябудет рассматриваться как система, обла­дающая определенной структурой и свойствами. Как и всякую систему, ее ха­рактеризует следующий ряд признаков:

взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;

холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобрета­ют новые свойства, отличные от изначальных индивидуальных характе­ристик;

О структурная организация, основными параметрами которой являются: иерархичность, или соподчиненность элементов структуры; наличие гра­ниц, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды; сплоченность; ролевая структура семьи;

специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевид­ные; прерывистые, непрерывные);

О динамичность, или способность развиваться;

D способность к самоорганизации: наличие внутрисемейных сил, позволя­ющих семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не раз­рушаться;

О диалектика гомеостаза и развития.

Сложность анализа семьи как системы заключается в необходимости учи­тывать тот факт, что любая система является частью других, более крупных систем и находится с ними в непосредственном взаимодействии и взаимовли­янии. Несмотря на то, что в данном пособии в фокусе анализа находится нук-леарная семья, с целью формирования максимально полных представлений о ее жизнедеятельности, необходимых для определения наиболее адекватной стратегии психологической помощи, на наш взгляд, следует учитывать различ­ные уровни функционирования семейной системы. Нами были выделены че­тыре уровня семейного функционирования — индивидуальный, микросистемный,

макросистемный, мегасистемный, — учет которых позволяет обеспечить мно­жественность перспектив при работе с семьей (см. табл. 1).

Анализ функционирования симптома одного из членов семьи, зачастую представляющего симптом семьи в целом, на различных уровнях позволяет психологу свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наи­более адекватные для данного этапа работы стратегии психотерапевтического вмешательства.

Пример__________________________________________________________

Проблема клиентки Елены К. заключается в ее избыточном весе. Много­уровневый анализ проблемы позволил выявить следующую функциональ­ную нагрузку данного симптома. На индивидуальном уровне вторичная выгода от наличия полноты заключается в том, что она позволяет поддер­живать представления клиентки о себе как о «правильной» женщине, не склонной к развратному образу жизни. На микросистемном уровне полно­та выступает фактором, стабилизирующим супружескую пару («Если бы я была стройной, у меня бы обязательно был любовник или я бы уже разве­лась с мужем»). На макросистемном уровне избыточный вес позволяет ощущать принадлежность к семье рано умершего отца, в которой все жен­щины полные. На мегасистемном уровне данный симптом способствует под­держанию представлений ближайшего социального окружения о данной семье как об устойчивой, стабильной, «идеальной».

К числу основных задач психолога-консультанта при работе с семьей также можно отнести анализ показателей функционирования семейной системы.

Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структур­ной теории семьи С. Минухина: «...Структурный подход к семьям основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальные био-психодинамики ее членов. Члены семьи соотносятся в соответствии с опреде­ленным устройством, которое управляет их трансакциями. Эти устройства... формируют целое — структуру семьи» (Минухин С, Фишман Ч., 1998 (цит. по: Черников А. В., 2001, с. 29)).

Семейная структура представляет собой совокупность элементов и взаимо­связей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы вы­деляют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсис­темы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Минухин С., Фишман Ч., 1998). Наблю­дая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипро­странственный срез семейной системы.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы ха­рактеризуются следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерар­хия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи (Чер­ников А. В., 2001). В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.