Сделай Сам Свою Работу на 5

КРИЗИС 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ





Есть избыток строгости и избыток снисходи­тельности: обоих надо одинаково избегать.

Ж.-Ж. Руссо

Феноменология кризиса

На данном этапе семья может переживать два кризиса, связанных с вклю­чением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное уч­реждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок при-

надлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая так­же может оказывать на него влияние.

Иногда ребенок не посещает детский сад. В этом случае кто-то из членов се­мьи либо няня берет на себя заботу о нем, его развитии, социализации. Тем не менее большинство семей в нашей стране предпочитают отдавать своих детей в детские дошкольные учреждения. К моменту достижения ребенком возраста трех лет у него возникает потребность в расширении сферы его социальных контак­тов. К этому возрасту, после периода почти полного сосредоточения на самом себе и на матери, у ребенка возникает желание вступать во взаимоотношения с более широким социальным окружением, что сопровождается возрастанием са­моконтроля и способности устанавливать отношения привязанности и доверия с другими людьми (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998). Усиливается стимул к исследо­ванию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»), К этому времени у матерей также может возникнуть потребность снизить интенсивность взаимо­действия с ребенком, вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также за­няться собственной профессиональной карьерой.



В связи с этими изменениями встает необходимость перераспределить обя­занности и обозначить новые границы семьи. В случае профессиональной за­нятости обоих супругов они должны прийти к новому соглашению в следую­щих сферах семейной жизни:

О посещение ребенком детского сада: родителям необходимо договорить­ся о том, кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, кто бу­дет находиться дома, когда ребенок болеет, кто будет посещать детские мероприятия (утренники, родительские собрания и т. д.), кто занимает­ся развитием ребенка вне детского сада;



□ хозяйственно-бытовая сфера: требует своего изменения прежний супру­жеский договор относительно распределения домашних обязанностей (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т. д.);

□ сфера досуга: должны быть определены оптимальные для существова­ния данной семейной системы формы и способы проведения свободно­го времени.

Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности роди­телей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обуслов­ливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникатив­ных умений, определяющих способность супругов договариваться об измене­ниях.

Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать име­ющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации де­тей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким обра­зом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.

В возрасте 6—7 лет большинство детей в нашей стране начинают посещать школу. На этом этапе проблемы в семейной системе возникают «в связи с тем,

что ребенок все чаще занят вне семьи» (Хейли Дж., 1995). У ребенка напряже­ние растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей — в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» (Черников А. В., 2001). Задача супругов на этом этапе — поддер­жать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:



□ трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организован­ности;

□ трудности адаптации ребенка к классному коллективу;

О трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, исто­ки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, бу­дучи обусловленными стилем семейного воспитания;

□ трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей.

Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Если у него при этом отсутствуют школьные проблемы, то, с большой вероятностью, школьная фобия может выступать симптомом, необ­ходимым семейной системе для поддержания ее функционирования.

Пример

За помощью обратилась мать первоклассницы Оли Н. Мама жаловалась на то, что девочка плохо учится и в последнее время боится ходить в школу. Каждый день поход в школу сопровождается плачем и капризами. Встреча с девочкой и проведенная диагностика показали, что все познавательные процессы не нарушены. Анализ «Кинетического рисунка семьи» позволил предположить наличие трудностей в семейных отношениях. В дальнейшей беседе с мамой было установлено, что отношения между супругами конф­ликтные, и иногда она думает о разводе. Таким образом, данный симптом может выполнять стабилизирующую функцию, удерживая семью от распа­да посредством объединения супругов из-за необходимости решать про­блемы, связанные с дочерью.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального ста­туса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы со­циальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьни­ку. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обя­занностей в семье, что побуждает супругов достигать нового соглашения в сле­дующих вопросах семейной жизни:

□ кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы;

□ кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна за­ключаться помощь;

□ кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на заня­тия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развиваю­щие игры и т. д.);

О будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается;

□ какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи;

□ кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка.

От того, насколько удается договориться по этим и многим другим вопро­сам, зависит успешность прохождения семьей последующих этапов ее жизнен­ного цикла. Так, например, в традиционной белорусской семье большинство вышеуказанных функций выполняет мать, что ведет к перегруженности ее обя­занностями. При этом отец может оказаться на периферии в выполнении сво­их родительских функций (синдром «нереализованного отцовства»). При силь­ном нарушении баланса семья становится функционально неполной. Ребенок, усваивая такие ролевые схемы, может в дальнейшем воспроизвести их уже в собственной семье.

К этому времени в семье уже могут быть сформированы стереотипные пат­терны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, мо­гут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать желаемого и т. п. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через кап­ризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (наличие пере­вернутой иерархии) — это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (об­щение со сверстниками при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др.).

Пример____________________________________________________________|_______

За консультацией обратилась семья 6-летней Ани С. в связи с претензиями школьной учительницы по поводу регулярных нарушений девочкой школьно­го режима. Со слов педагога, девочка постоянно опаздывает, может встать и уйти с урока, не выполнить учебное задание. Аня часто отвлекается и нарушает школьную дисциплину. В беседе с родителями обнаружилось, что мать девочки — модельер, отец — писатель, живут за городом, рабо­тают в основном дома. Девочка не посещала детский сад, потому что, со слов родителей, в этом не было необходимости (кто-то из них всегда нахо­дился дома). Родители рассказали, что их семья очень дружная, обстанов­ка теплая, доброжелательная и до поступления ребенка в школу у них не было никаких проблем. Это позволило исключить гипотезу о том, что про­блемы девочки являются маркером проблем в супружеской паре. Следую­щим шагом была проверка того, как отреагировала семейная система на

изменение социального статуса девочки (поступление в школу). Было уста­новлено, что ситуация для супругов изменилась лишь в том, что сейчас необходимо возить и забирать ребенка из школы, а также помогать девоч­ке в выполнении домашних заданий. Это стало источником напряжений и споров между родителями. Тот образ жизни, который они вели в течение всей совместной жизни, не предполагал жесткого графика и ранних утрен­них подъемов. Несмотря на то, что девочка пошла в школу, образ жизни семьи почти не изменился. Это свидетельствует о том, что супруги не при­няли факта изменения социальной позиции их дочери. Как следствие, в семье не были выработаны новые нормы и правила. Дальнейшая работа была направлена на осознание супругами факта происходящих изменений в их семье, принятие нового супружеского договора и поддержание про­цесса трансляции Ане ее новых обязанностей.

Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться те­перь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в каче­стве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Вновь актуальными становятся проблемы, не решенные еще до его рождения.

Если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стре­мится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребен­ком против другого (межпоколенная коалиция), являясь одной из наиболее рас­пространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды. Восприятие воспитательной модели брач­ного партнера как неприемлемой или неправильной может привести к тому, что каждый родитель пытается спасти ребенка от другого. Мать может чрезмерно опекать ребенка, а отец — держаться подальше, чтобы окончательно «не испор­тить его». Когда отец пробует выдвинуть свои требования к ребенку, мать вме­шивается и пытается смягчить или обесценить их, подрывая тем самым попыт­ки отца принимать участие в воспитании. Этот цикл может повторяться, причем ни один из родителей не в состоянии по-настоящему повлиять на ребенка. Спо­ры по поводу воспитания ребенка могут выступать способом объединения су­пружеской пары. Парадокс происходящего заключается в том, что если супруги договорятся, то у них исчезнет повод для взаимодействия. Эта ситуация создает для ребенка большое поле для манипуляций родителями и может осложнить его адаптацию в любой среде, основанной на вертикальных отношениях.

В другом случае супруги формально могут договориться о воспитательной стратегии в отношении ребенка, однако его проблемное поведение все равно будет необходимо для объединения супружеской пары, и в связи с этим роди­тели будут неосознанно его поддерживать.

Пример_______

Семья, состоящая из трех человек: отца, матери и сына 9 лет, обратилась за психологической помощью по поводу проблем ребенка, связанных с его по­ведением и учебой в школе. Мать (домохозяйка) рассказала, что ее беспоко-

ят периодические падения успеваемости и ухудшение поведения ее сына. Из беседы было выяснено, что эти ухудшения, как правило, приходятся на мо­мент возвращения отца из очередной поездки. Последний работает водите­лем-дальнобойщиком и может отсутствовать дома по нескольку недель. Вер­нувшись домой, он обычно обозначает свое присутствие, выдвигая претен­зии жене и сыну. И, как правило, через какое-то время у ребенка начинаются трудности в учебе и поведении. Со слов супруги, ей всегда было непросто находить общий язык с мужем, в то время как ее отношения с ребенком дарили ей много радости. В этом случае симптоматическое поведение маль­чика выступало как способ, который позволял данной семейной системе сохраниться. Объединяясь для решения проблем ребенка, супруги таким образом избегали прояснения их собственных отношений. Терапевтическое вмешательство содержало парадоксальное предписание, заключающееся в поддержке симптоматического поведения ребенка. Мальчику объяснили, что его поведение выполняет очень важную функцию, позволяющую сохранить отношения между родителями, и порекомендовали вести себя по-прежнему. Родителям сообщили, что ребенок очень мужественно защищает их союз, спасая супругов от необходимости решать собственные проблемы.

Таким образом, симптоматизация ребенка может являться одним из некон­структивных способов решения супругами данного кризиса.

На переживание рассматриваемого кризиса может оказывать влияние пер­вый критический период супружеских отношений, возникающий примерно между третьим и седьмым годами совместной жизни. Он связан с деидеализа­цией партнера, исчезновением романтических чувств и настроений, с появле­нием чувства усталости от брака и разочарованием в партнере (см. параграф «Семейный кризис»). Снижение толерантности и терпимости супругов друг к другу в данный период, по сравнению с первыми годами супружества, расши­рение ролевого диапазона и появление новых областей отношений, требую­щих от супругов умения договариваться, обостряет протекание третьего нор­мативного кризиса семьи.

Диагностика

Среди признаков, указывающих на переживание семьей данного норматив­ного кризиса, можно назвать следующие:

□ трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выража­ющиеся как в поведенческих проблемах, так и в проблемах, связанных с учебой;

□ соматизация ребенка: частые простудные заболевания, энурез, аллерги­ческие заболевания, гастриты и т. д.;

□ перевернутая иерархия, которая проявляется через поведенческие про­блемы ребенка в семье (манипулятивность, капризность, упрямство, не­управляемость) и поддерживающие данное поведение реакции одного из родителей (межпоколенная коалиция);

□ ригидность ролевой структуры семьи, характеризующаяся непринятием ее членами новых обязанностей;

□ рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периоди­ческом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, чаще всего предъявляемых другому партнеру как родителю;

□ перегруженность супруги как следствие ее двойной занятости, сказыва­ющаяся на физическом и психоэмоциональном состоянии: появление чувства усталости, раздражительность, опустошенность, желание все бросить и одновременно страх изменений, отчаяние и др.;

□ проблемы с внешними социальными институтами;

П разочарование в брачном партнере, чувство усталости от брака.

Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью сле­дующих методик:

П анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн);

□ выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической ди­станции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

□ анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и при­тязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модифика­ции А. В. Черникова);

О выявление уровня удовлетворенности браком — методика «Удовлетво­ренность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко);

□ исследование детско-родительских отношений — методика «Анализ се­мейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), мето­дика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет и Т. В. Архиреевой), опросник «Вза­имодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская), методика диагно­стики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест «Диаг­ностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А. Г. Лидере и И. В. Анисимовой);

□ исследование семейных отношений — проективные рисуночные мето­дики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».

Психологическая помощь

Основной фокус жалоб, с которыми обращаются семьи в этот период, на­правлен на ребенка: на его личностные особенности и проблемы, связанные с поведением. Рассмотрение данных проблем на микросистемном уровне пси­хологического функционирования семьи позволяет предположить, что возник­новение трудностей и отклонений в развитии ребенка свидетельствует о дис­гармонии всей семейной системы. Проблемы ребенка могут маркировать

проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детс­ко-родительских отношений.

Чаще всего родители обращаются к психологу с жалобами на: О индивидуально-личностные качества ребенка: плаксивость, озлоблен­ность, жестокость, упрямство, стремление всегда настоять на своем, безынициативность, медлительность, инертность, неорганизованность и др.;

□ проблемное поведение: ребенок ворует, врет, прогуливает уроки в шко­ле, периодически убегает из дома, детского сада, школы, устраивает скан­далы, наносит себе или другим людям телесные повреждения, ломает игрушки, часто плачет; ни с кем не общается, целыми днями сидит дома, смотрит телевизор или играет на компьютере, ничем не интересуется, безразличен к тому, что, как правило, является объектом интереса детей данного возраста и др.;

□ нарушение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрос­лыми: малое количество контактов со сверстниками, дружба с детьми из неблагополучных семей, отсутствие друзей; ребенка дразнят, бьют во дворе, детском саду, школе; ребенок не умеет строить отношения с взрос­лыми, дерзит, не отвечает на вопросы родителей, воспитателя, учителя; ребенок боится незнакомых людей, плачет и убегает от них; плохие от­ношения между братьями и сестрами, ребенок дерется с сиблингами; невозможность родителя справиться с ребенком, отсутствие взаимопо­нимания между ним и ребенком;

□ плохая успеваемость ребенка в школе.

Независимо от характера жалоб, необходимо провести тщательную диагно­стику для установления истинного локуса проблемы (проблемы ребенка, супружеские проблемы, скрывающиеся за проблемами ребенка, проблемы дет­ско-родительских отношений) и выбора направления оказания психологиче­ской помощи. Один из принципов работы психолога в ситуации обращения семьи по проблемам ребенка — принцип отстаивания его интересов. Ребенок — самый незащищенный член семьи, своеобразное «слабое звено», которое нуждается в поддержке консультанта, выражающейся в системном взгляде на функционирование семьи и понимании того, что проблема ребенка зача­стую является квазиклеем, позволяющим данной семье существовать как таковой.

Если в ходе диагностики было выявлено, что за проблемами ребенка скры­вается дисфункция всей семейной системы либо ее отдельной подсистемы, следующий этап в психологической помощи заключается в переформулирова­нии запроса и формировании мотивации супругов на изменения.

На этапе диагностики целесообразно получение информации от всех чле­нов семьи по поводу сложившейся ситуации. В дальнейшем, после локализа­ции проблемы, возможны различные формы организации работы с семьей (ин­дивидуальные встречи, работа с отдельными подсистемами, работа со всей семьей в целом) и их чередование.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области детско-родительских отношений

Психологическая помощь, связанная с коррекцией детско-родительских отношений, может осуществляться в индивидуальной и групповой форме и включать следующие направления работы:

□ повышение социально-психологической компетентности родителей;

□ обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситу­аций;

□ согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;

□ коррекция стиля родительского воспитания.

В рамках данного направления возможно проведение родительского семина­ра. Это специфическая психокоррекционная методика, относящаяся к группо­вым методам работы с семьей, целью которой является коррекция когнитив­ных и поведенческих аспектов детско-родительских отношений и воспитания. Для этого могут быть использованы следующие методы и приемы работы:

1. Информирование, предполагающее расширение знаний родителей о пси­хологии семейных отношений, психологии воспитания и возрастно-психоло-гических законах развития ребенка. Предлагаемый материал должен быть пре­дельно доступным, образным и убедительным и учитывать образовательный уровень аудитории.

2. Групповая дискуссия, которая может быть организована в двух формах:

□ тематическая, предполагающая обмен мнениями по определенным те­мам;

□ анализ конкретных ситуаций и случаев.

Основной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников в решение актуальных проблем.

3. Библиотерапия — обсуждение специально подобранных для семинара книг, как правило, научно-популярного характера, посвященных проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений.

4. Обсуждение трудных ситуаций, предложенных кем-либо из участников семинара. Этот прием применяется для мотивации родителей к использованию новых способов разрешения знакомых проблемных ситуаций; кроме того, он направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей.

Для коррекции неадекватных родительских позиций, стилей воспитания, расширения осознанности мотивов воспитания, оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания возможна организация работы родительской группы, которая базируется на общих принципах групповой работы.

В отличие от родительского семинара, данная форма работы предполагает, прежде всего, коррекцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия. Особое внимание уделяется эмоциональному компоненту детско-родительс­ких отношений, повышению способности родителей понимать своего ребен­ка, быть к нему эмпатичными и развитию умения договариваться по вопросам

его воспитания. Параллельно с работой родительской группы часто оказыва­ется целесообразной организация детской группы.

Иногда в ходе работы родительской группы может наблюдаться возникно­вение или обострение супружеских конфликтов. Позитивный аспект данного факта заключается в том, что это:

О позволяет супругам отреагировать подавленные эмоции и чувства, осо­знать свои индивидуальные особенности реагирования и поведения в конфликтных ситуациях и получить новый опыт их проживания;

□ ставит супругов перед необходимостью осознания ранее скрытых конф­ликтов и поиска новых форм взаимодействия;

□ способствует осознанию супругами того факта, что нарушения затраги­вают всю семейную систему и что ребенок не является единственным слабым звеном в ней.

Иногда целесообразно проведение совместных занятий родительской и дет­ской групп. Они могут дать много информации об особенностях внутрисемей­ных отношений, позволить апробировать новые способы взаимодействия, спо­собствовать достижению большей близости и взаимопонимания между членами семьи.

В родительских группах, так же как и в других формах групповой работы, широко используются приемы психогимнастики, релаксационные техники, игровые приемы (разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с ребен­ком).

Подобный принцип можно использовать и при организации индивидуаль­ной работы с семьей: периодические встречи с родителями, с ребенком и со всей семьей в целом.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области индивидуальных особенностей ребенка

Часто за психологической консультацией обращаются родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития. Как правило, это определенные трудности, связанные с возрастными или ин­дивидуально-психологическими особенностями ребенка (организмические черты личности, или темперамент; упрямство, стремление настоять на своем, «Я сам» ребенка трех лет; робость и пугливость в новых ситуациях, импульсив­ность и непосредственность реагирования, эгоцентризм дошкольников и др.). Поэтому важный аспект психологической помощи семье в этой ситуации бу­дет заключаться в оказании психологической поддержки родителям и работе, направленной на формирование адекватного образа ребенка и принятие его особенностей.

Существует также блок проблем, связанный с отклонениями в развитии ребенка. Они могут быть представлены:

□ расстройствами в когнитивной сфере (нарушения внимания, восприя­тия, памяти, мышления, воображения, речи);

□ отклонениями в эмоциональном развитии (тревожность, страхи, фобии, ранний детский аутизм и др.);

О поведенческими проблемами ребенка (гиперактивность, агрессивность и др.), в том числе обусловленными несформированностью некоторых коммуникативных навыков, что осложняет взаимодействие со сверст­никами и взрослыми.

Психологу-консультанту следует провести диагностику и выявить характер нарушений ребенка. При необходимости рекомендуется привлекать к сотруд­ничеству других специалистов: психоневролога, дефектолога, логопеда. Не­смотря на то, что основная работа в таких случаях проводится с ребенком, очень важно не игнорировать переживания родителей, связанные со сложившейся семейной ситуацией. Психологу-консультанту целесообразно проводить ин­формирование и просвещение родителей по имеющимся у них вопросам; ока­зывать индивидуальную консультативную и психотерапевтическую помощь супругам. В случае комплекса выявленных проблем возможно проведение се­мейной психотерапии, лечение ребенка у врача-психотерапевта, включение его в детскую коррекционную группу.

Психологическая помощь семье при локализации проблемы в области супружеских отношении

Учитывая феноменологию данного кризиса, психологическая помощь су­пругам может быть направлена на коррекцию образа брачного партнера и ока­зание помощи в заключении нового супружеского договора относительно пе­рераспределения обязанностей (см. описание психологической помощи на предыдущих этапах).

При наличии более близких отношений между одним из родителей и ре­бенком (межпоколенная коалиция) необходимо работать на повышение спло­ченности супружеской подсистемы и восстановление ее границ. С этой целью возможно использование различных техник и приемов (актуализация прият­ных воспоминаний, связанных с совместным времяпрепровождением; домаш­ние задания, направленные на организацию совместного досуга и связанные с различными формами проявления заботы супругами друг о друге и т. д.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.