Сделай Сам Свою Работу на 5

Функции и структурные элементы основных социальных

Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

 

КУРС ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Основы социологии»

для студентов ФЗО уровня ССО

 

Минск 2006


Составитель Г.Г. Шавво


Введение

Учебная дисциплина «Основы социологии» признана решать следующие задачи:

1 Помочь специалисту в любой области деятельности посредством социологических знаний ориентироваться в социальной действительности и понять себя как члена общества чтобы применять полученные знания в социальной практике;

2 Способствовать формированию социологического видения мира на основе ценностных ориентаций;

3 Воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности и общепрофессиональной культуры будущего специалиста.

Обзорный курс лекций по дисциплине «Основы социологии» не имеет целью охватить все области социологии и все, существующие в ней проблемы. Он включает основные понятия и категории, который составляет обязательный минимум знаний, основное ядро социологии. Изучение основ социологии, создаем базу для более глубокого изучения социологических проблем на ступени высшего образования.

Содержание дисциплины включает:

Введение

1 Общество как социальная система.

2 Социальная структура: статусы и роли.

3 Личность и общество. Социализация индивида.

4 Социальный контроль и социальные отклонения.

5 Социальные группы и общности.

6 Социальные организации как особый тип общности людей. Производственные организации.

7 Социальная стратификация.

8 Социальная мобильность. Заключение.

Социология изучает самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, законы развития, поведения людей. Социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, неожиданные для нас формы, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают, о том какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, и каковы пути их преодоления.



Во все времена многие лучшие умы человечества стремились объяснить общество, его элементы, условия его существования и не всегда находили ответ. О классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в IV вв. до н.э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель.

Но только в начале XIX в. французский мыслитель Огюст Конт предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и проверенные данные о поведение людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии. В конце XIX в. появляется плеяда великих ученых - Макс Вебер, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, которые воплотили его замысел в жизнь. Слово «Социология» состоит из двух частей: латинское слово «социо» означает соединять, объединять и греч. «логос», означает учение. В переводе – учение об обществе. В системе научного знания социология занимает особое место. Она единственная из наук, изучающая общество в целом. Социолог на основе анкетирования, тестирования, социологического опроса, социологических исследований и других методов выводит знание обо всех, так как индивидуальные мнение он обобщает, группирует, строит психологию и классификацию, используя методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по индивидуально составленной программе ученые делают вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структурах поведения, расслоения общества, мотивах и образе жизни.

Значит , социология изучает внутренний мир общества и поведения больших масс людей. Систему социологических знаний можно схематично изобразить.

 

Социология
Социальная философия
Теоретическая социология
Конкретно-социологические дисциплины (специальные теории)
Прикладная социология
Практическая социология

Предметом исследования социологии является реальная действительность (которая может выступать как в виде материальных, так и в виде духовных явлений).

Специфика социологии проявляется в том, что из всего комплекса общественных явлений выделяется такой их слой, который непосредственно связан с миром человеческих отношений и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная социальная система. Основными функциями социологии является:

1 Гносеологическая функция реализуется в системе познавательных средств науки. Используя различные приемы и методы сбора эмпирической информации наука способствует формированию нового социологического знания.

2 Прогностическая функция реализуется в системе общих суждений о состоянии социальной системы её будущее, т.е. осуществляется научное предвидение социального развития общества.

3 Праксиологическая функция тесно связана с прикладной социологией и реализуется в практических рекомендациях для принятия управленческих решений и поэтому социология активно вторгается в реальную жизнь общества.

Идеологическая функция связана с формированием общепрофессиональной культуры будущих специалистов воспитанием гражданственности, патриотизма и ответственности, приобретением интеллектуальных умений, умения работать с людьми.

Значит, социология занимает одно из центральных мест в структуре мировоззрения личности, специалиста, гражданина.

 

Тема 1. Общество как социальная система

План

1 Типология общества.

2 Социальные институты: понятие, предназначение.

Основные понятия – социальный институт, институционализация.

Типология общества

Общество рассматривают в узком кругу и широком смысле слова. В узком смысле слово общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество или современное белорусское общество). В широком смысле под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности.

В обыденной жизни мы часто употребляем слова – страна, государство, общество.

Страна – часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация страны, имеющая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство).

Общество – социальная организация не только страны, но также – нации, народности, племени. Поэтому понятие «общество», «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различны по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств.

Общество – это объединение, отвечающее следующим критериям:

1 Оно не является частью какой-либо более крупной системы;

2 Браки заключаются между представителями данного объединения;

3 Пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4 Объединение имеют территорию, которую считают своей собственной.

5 У него собственное название и собственная история.

6 Оно обладает собственной системой управления.

7 Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8 Его сглаживает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

В социологии принято выделять несколько типологий общества.

1 Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общество делят на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Незнающие письменности народы называют доцивилизованными.

2 Общество может делится на 2 класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Например, первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху – вниз по мере убывания доходов. Возникшее тогда стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Это произошло с возникновением государства, примерно 6 тысяч лет назад.

3 Общество может отличаться способом добывания средств существования. Самый древний – охота и собирательство. По времени первобытное общество было самым продолжительным – существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют периодом человеческого спада. Ему на смену пришло скотоводство (пастушество) и огородничество. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. Поэтому огородничество – переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. С земледелием связывают появление государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации.

Земледельческую или аграрную цивилизацию, 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. По мнению многих специалистов в 70г. ХХ в.в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. В нем преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

Безлюдные заводские цехи, роботизированное производство, гигантские супермаркеты, космические станции – признаки постиндустриального общества.

4 В середине Х1Х в. К. Маркс предложил свою типологию общества. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизней людей, но объединены двумя ведущими признаками, составляют общественно-экономическую формацию. Согласно К. Маркса человечество прошло четыре формации – первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятая – коммунистическая должна была наступить в будущем.

Современные социологии предлагают различать относительно типологии – доиндустреальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество.

Социальные институты

Любое общество существует, развивается и функционирует на основе социальных институтов. Институты базисный механизм регулирования общества, так как выводят нас на понимание сущности человеческого общества, его составных элементов, признаков и стадий эволюции. Слово «институт» латинское и в европейских языках означает – установление, устройство.

Социальный институт – относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семьи, религии, образования, экономики, управления.

Их предназначение – удовлетворение важнейших жизненных потребностей людей:

а) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

б) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

в) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

г) потребности в передачи знаний социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки, культуры);

д) потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институты религии).

 


Функции и структурные элементы основных социальных

Институтов

Функции Институты Основные роли Физические черты Символические черты
Забота, выживание и воспитание детей. Семьи и брака Отец, мать, ребенок Дом, обстановка Кольца, обручение, контракт
Добывание пищи, одежды, жилья Экономические Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец Фабрика, офис, магазин Деньги, торговля, марка, реклама
Поддерживание законов, правил и стандартов Политические Законодательство, субъект права Общественные здания и места Факт, кодекс, понятия
Содействие соборным отношениям и установление веры Религиозные Священник, прихожанин Собор, церковь Крест, алтарь, библия
Социализация людей и приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Учитель, ученик Школа, колледж, учебник Диплом, степень
Источник: Социология (учебник для вузов) под редакцией А.И. Кравченко, - М., 2003. с. 338

Итак, социальный институт – приспособительное устройство общество, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, норы семейного и брачного поведения, как и другие нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Она направляла образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Отсюда и слово «институционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы.

Так, институционализация какой-либо науки, например социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, лабораторий, открытие при университетах соответствующих документов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий, учебная и т.д.

Функцией социального института является та польза, которую он приносит обществу и людям. Но если институт помимо пользы приносит вред, то это института. Поэтому жизнь требует совершенствовать социальные институты.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.