Сделай Сам Свою Работу на 5

Миграция: понятие, причины, виды и последствия





Миграцией называют переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню (и обратно), из деревни в деревню. Иными словами, миграция – это территориальные перемещения. Они бывают сезонными, т.е. зависящими от времени года (туризм, лечение, сельхозработы), и маятниковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. Такие виды миграции являются временными и возвратными.

Различают также иммиграцию и эмиграцию.

Миграция – перемещение населения внутри одной страны.

Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства.

Итак, иммигранты – вселяющиеся, а эмигранты – выселяющиеся (добровольно или вынужденно).

Эмиграция снижает численность населения. Если уезжает наиболее талантливые и квалифицированные жители, то снижается не только численность, но и качественный состав населения. Иммиграция повышает численность населения. Приезд в страну высококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированный – вызывает обратные последствия.



Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны, заселялись целые континенты. Известно, что в городах рождаемость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все крупные города, особенно города-миллионеры, возникли благодаря миграции.

После открытия Колумбом Америки сюда из Европы двинулись тысячи и миллионы переселенцев. Северная Америка, Латинская Америка и Австралия превратились в государства благодаря крупным миграционным процессам. Миграционным путем осваивалась и Сибирь.

Далеко не всегда миграция принимает массовые формы. В спокойные времена она затрагивает небольшие группы или отдельных людей. Их передвижение происходит, как правило, стихийно. Демографы выделяют два основных потока миграции внутри одной страны: город-село и город-город. Установлено, что до тех пор, пока в стране не закончена индустриализация, люди переезжают в основном из села в город. По её завершению, и это характерно для США и Западной Европы, люди переселяются в пригородные зоны и сельские районы.



Обнаруживается странная закономерность: потоки мигрантов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее высока. И ещё: переезжающие из города в город легче устраивают свою жизнь и добиваются больших успехов, чем переезжающие из села в город, и наоборот.

Новая для Республики Беларусь становится проблема вынужденной миграции (беженцев), приобретающей в 90-е годы массовый характер. Вынужденные переселенцы (беженцы) мигрируют под влиянием угрожающих или дискриминирующих обстоятельств. За 1992-1997 гг. государственной миграционной службой зарегистрировано около 31,2 тыс. лиц из государств ближнего зарубежья, претендующих на статус беженца. Эта цифра явно занижена, так как она включает только лиц, которые обратились в территориальные миграционные службы с просьбой о регистрации их в качестве беженцев и об оказании им помощи. Значительная часть людей, ищущих убежище, не проходит регистрацию и находится на территории республики на нелегальном положении. В какой-то степени это связано с тем, что Закон Республики Беларусь «О беженцах», введенный в действие с 1 июля 1995 г., из-за нехватки в госбюджете средств фактически не реализуется. Статус беженца в республике, не подкреплен соответствующими экономическими возможностями государства; особенно остро стоит проблема жилья.

По данным Государственной миграционной службы среди обратившихся с просьбой о предоставлении статуса беженца преобладает русскоязычное население (84,6%), в том числе белорусы – 46,2% , русские – 32,7% и украинцы – 5,4%. Лица в трудоспособном возрасте составляют 60,7%, дети до 16 лет – 29,2% и лица старше трудоспособного возраста – 10,1%.



Рост иммиграции в республику стимулируется открытостью государственных границ Беларуси, ее геополитическим положением, стабильностью межнациональных отношений, а так же отсутствием миграционного законодательства и опыта государственного регулирования миграционных процессов.

Кроме вынужденных мигрантов (беженцев) из ближнего зарубежья в Беларуси растет число беженцев «sur place», выходцев из стран дальнего зарубежья. Это в основном граждане Афганистана, Эфиопии, Ирана, Ирака, Шри-Ланки, Сомали и других государств, обучавшиеся в белорусских учебных заведениях и не желающих возвращаться на родину по политическим мотивам. По данным представительства ООН, в Республике Беларусь на 1.06.1997 г. было зарегистрировано около 6 тыс. иностранных граждан, претендующих на статус беженца. Из них подавляющее большинство выходцы из Афганистана. К началу 1998 г. только немногим более 30 человек из этой страны официально получили статус беженца.

Проблема роста нелегальной иммиграции также одна из новых в республике. По различным оценкам на территории республики на нелегальном положении находятся от 100 до 300 тыс. лиц, прибывших из стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Нелегальные мигранты прибывают, используя возможности туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам, а также с прямыми нарушениями правил въезда. Часто нелегальные иммигранты приезжают под видом беженцев.

Большинство из них рассматривают республику как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы. Ужесточение западноевропейскими государствами миграционного законодательства, осуществление ими мер по переходу к политике нулевой миграции препятствует осуществление ими мер по переходу к политике нулевой миграции препятствует осуществлению этих намерений. В результате в республике оседают иностранцы не сумевшие эмигрировать на Запад, и их число довольно быстро растет.

Рост количества лиц с неопределенным статусом на территории Беларуси обостряет криминогенную обстановку. Значительно участились попытки нарушения иностранцами государственной границы. Нелегальные мигранты представляют серьезную угрозу государственной безопасности страны.

Республика только в 90-е гг. реально столкнулись с проблемам международной трудовой миграции. До этого случаи эмиграции, как и иммиграции, были единичными, их практически можно было не учитывать. Для Беларуси пока характерны небольшие объемы регистрируемой трудовой миграции. По данным Министерства статистики за 1995 г. было зарегистрировано всего 225 трудящихся-мигрантов, прибывших в страну, и 1692-выбивших из нее, в 1996 г. – уже 1894 и 371 соответственно. Однако в республике есть нерегистрируемая международная трудовая миграция, и объемы её быстро растут. Отсутствие четкого регулирования притока и оттока рабочей силы обусловило стихийный характер интеграции республики в международный рынок труда, что приводит к серьезным негативным последствиям.

Сегодня Беларусь выступает как потенциальны экспортер рабочей силы. Это наиболее перспективное направление миграции, которое позволит республике органически влиться в международный рынок труда. При правильном регулировании этих процессов страна может получить определенный экономический эффект.

Снижение жизненного уровня, экономическая нестабильность, обострение проблем занятости ведут к тому, что многие научные работники, специалисты, рабочие высокой квалификации и молодежь без специальности в целях реализации своих трудовых интересов, улучшения материального положения ищут возможность получить работу за границей. Социологические исследования среди молодежи показывают, что 45% опрошенных в возрасте до 18 лет, 43% в возрасте 18-25 лет и 34% в возрасте 26-30 лет желают поехать на работу за границу на любых условиях. Опрос 1000 выпускников школ Минска, проведенный в 1995-1996 учебном году НИИ статистики совместно с Центром профориентации молодежи, показал, что 27,1% из них желали бы поехать за границу учиться, 33,3% - на временную работу, а 25,9% хотели бы поехать туда на постоянное место жительства. Только 7,1% молодых людей вообще не желают выезжать из страны. Конечно, далеко не все потенциальные Мигранты осуществят свои намерения, однако эти данные говорят о высокой ориентации населения, особенно молодежи республики, на работу за границей. Поэтому очень важно регулировать трудоустройство белорусских граждан за рубежом. В настоящее время в республике более 50 фирм занимаются трудоустройством за границей. Анализ деятельности посреднических фирм показывает, что гражданам республики предлагается непрестижные, малооплачиваемые виды работ. Иностранные фирмы-партнеры, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в республике, при заключении контрактов оказывают прямое давление на белорусские фирмы-посредников и пытаются извлечь одностороннюю выгоду от этих сделок. Попытки противостоять такому давлению приводят, как правило, к потере иностранного партнера, так как рынок предложений рабочих рук значительно больше рынка мест приложения труда за счет других республик бывшего СССР и в первую очередь Украины. Принимают трудящихся мигрантов из Беларуси в основном 11 государств. Среди них Россия, Молдова, Чехия, Израиль, Ливия, США, Германия, Польша.

Имеет место и нелегальная трудовая миграция из страны – когда люди выезжают в другую сторону по гостевой визе, устраиваясь затем на временную работу, а также по вербовке различного рода фирм, совместных предприятий. По экспертным оценкам, рубежом работает около 50 тыс. граждан Беларуси. Большинство из них социально не защищены, квалифицированных рабочих и специалистов принимают на неквалифицированные работы, их труд оплачивается ниже труда местных работников. Эти процессы требуют регулирования со стороны государства. Республика Беларусь выступает и как страна, принимающая трудовых мигрантов, многие из которых, работают нелегально. Нередко органы местной власти дают разрешение на привлечение иностранных граждан для выполнения определенных видов работ: возделывания сахарной свеклы, строительства объектов бытового и производственного назначения, жилых домов, ремонта офисов и других.

Конечно, в условиях развития рыночных отношений приглашение специалистов редких в республике профессий – вполне оправданное явление. Однако в народном хозяйстве часто работают иностранные граждане по профессиям и специальностям, которых в избытке на рынке труда Беларуси. По данным Государственной миграционной службы Республики, в 1995 г. на таких рабочих местах было занято 14,5 тыс. иностранных граждан.

Мировой опыт показывает, что нет прямой зависимости между ростом безработицы и увеличением числа иностранных рабочих. Разумная миграционная политика привлечению иностранной рабочей силы и соответствующий миграционный контроль способствует развитию производства, экономики в целом и могут быть очень выгодными как для страны-импортера рабочей силы, так и для страны-репортера и для самих трудовых мигрантов. В связи с особенностями демографической ситуации в Беларуси, характеризующейся убылью в будущем потребности наряду экспортом импорта рабочей силы.

«Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания в условиях современной международной конкуренции. Безусловное лидерство в этой области принадлежит США, которые за последние два с лишним десятилетия привлекали из развивающихся стран 250.000 высоко квалифицированных специалистов, из Западной Европы – порядка 20.000 человек лишь за 1968-1978 годы. Активно привлекают иностранных специалистов и сами западноевропейские страны. (Данные из Экономической теории РЭА им. Плеханова).

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития страны. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучше лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов имеет отличные миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т.к. позволяет уменьшать безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а также эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его, домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет саамы «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Социальными последствиями миграции являются:

1 Падение привлекательности научной деятельности в общественном сознании молодежи;

2 Уменьшается заинтересованность во вложениях в науку у зарубежных инвесторов.

Таким образом, опыт ряда государств показывает, что необходимы защитные механизмы по уменьшению оттока интеллектуального потенциала из Беларуси.

 

Заключение

Человеческое общество постоянно изменяется, развивается от простого к сложному, оно либо прогрессирует, либо регрессируем. И социология дополняется новой информацией, а изучение этой дисциплины помогает будущему специалисту правильно подготовится к самостоятельной жизни, заняв в обществе активную социальную позицию.

Данный курс обзорных лекций соответствует типовой программе по дисциплине «Основы социологии» и раскрывает обязательный минимум знаний для профессиональной подготовки специалиста.

Для подготовки ДКР, ИКР, практического занятия, дифференцированного зачета может быть использован данный курс лекций, а также следует использовать дополнительную литературу, освещающую историю и методологию социологии, новейшие направления её развития и целесообразно привлекать материал по развитию Республики Беларусь.

 

Перечень вопросов по дисциплине “Основы социологии” для ИКР

1. Социология как наука, её функции и задачи.

2. Общество как социальная система и проблемы человека.

3. Социальные институты: понятие, предназначение.

4. Основные социальные институты и их функции.

5. Понятие социальных связей и отношений.

6. Сущность социальных действий.

7. Социальный статус: понятие и виды.

8. Социальная роль и социальные нормы.

9. Понятие социальной общности и их виды.

10. Социальные группы и их классификация.

11. Демографическая структура белорусского общества.

12. Понятие социальной стратификации и её существенные признаки.

13. Понятие социальной структуры. Открытое и закрытое общество.

14. Модели классовой структуры общества. Средний класс, его роль в современном обществе.

15. Специфика стратификации переходных обществ.

16. Понятие и типы социальной мобильности.

17. Миграция: понятие, виды, механизмы осуществления и последствия.

18. Понятие личности и факторы её развития.

19. Признаки социальной зрелости. Критерии успешной и неуспешной социализации.

20. Проблемы социальной адаптации в условиях общественных

перемен.

21. Основные сферы социального контроля.

22. Способы реализации социального контроля.

23. Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения.

24. Особенности молодежной девиации.

25. Социальный конфликт и его проблемы

 

 

Литература

Основная

1 Бабосов Е.М. Социология. – Мн., 1998.

2 Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие для студентов ССО. – Мн., 1998.

3 Краткий словарь по социологии/ Под редакцией Давидюк Д.М. – Мн., 1998.

4 Радугин А.А. Социология. Курс лекций. – М., 1995.

5 Социология/ Под редакцией Елсукова А.Н.– Мн., 2000.

6 Фролов С.С. Социология. Учебник для студентов вузов. – М.,1998.

7 Кравченко А.Н. Социология. – М., 2003.

Дополнительная

1 История социологии. – Мн., 1998.

2 Смелзер Ю. Социология. – Мн.,1998.

3 Кон И.С. Личность и ее самосознание. – М., 1997.

5 Кравченко А.Н. Введение в социологию. – М., 1994.

6 Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1997.

7 Сорокин П.Я. Человек. Цивилизация. – М., 1998.

8 Паречина С.Г. Концептуальные основы идеологии белорусского государства. – Мн., 2004.

 

 

План 2006/ 2007. поз.___

 

Шавво Галина Герасимовна

 

КУРС ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Основы социологии»

для студентов ФЗО уровня ССО

 

Редактор Н.В.Вердыш

 

 

Подписано к печати__________

Формат 60x80/16

Усл.печ. л.___ Уч.-изд.л. ____

Тираж____ зкз. Заказ_______

 

Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

220114, г. Минск, Ф. Скорины,8, к.2

 

 

Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.