Сделай Сам Свою Работу на 5

УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Данное упражнение целесообразно выполнять в конце каждой темы перед «Психологическим практикумом». Оно направлено на расширение репертуара эффективных способов взаимодействия взрослых с детьми.
Группа делится на две подгруппы, одна изкоторых составляет список возможных методов взаимодействия с ребенком определенной категории в экстремальных ситуациях (когда нежелательные паттерны поведения уже проявились). Составленный список можно назвать «Скорая помощь».

Вторая подгруппа получает задание составить список возможных методов работы с определенной категорией детей (в зависимости от темы занятия), способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка.

Если тренер работает не с педагогами, а с родителями возможен следующий вариант проведения упражнения.

Группа родителей делится на 3—4 подгруппы, в зависимости от проблем (их можно выбрать со стенда — см. упражнение «Психологический практикум»). Затем каждая подгруппа составляет список экстренных и профилактических мер, например:

1 подгруппа составляет список приемов, способствующих решению проблемы «Что делать, если ребенок дерется с братом или сестрой...»;
2 подгруппа решает проблему «Если ребенок не хочет идти спать»;
З подгруппа обсуждает проблему «Что делать, если ребенок использует бранные слова», «Если ребенок отказывается убирать игрушки» и т. д.

В этом случае этап работы, предусмотренный в «Психологическом практикуме», не проводится (см. Приложение 3).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Как правило, педагоги приходят на занятия с конкретными вопросами и ситуациями, которые они хотели бы разрешить. Самый простой способ помощи педагогам в этом случае — работа в группе в форме «Вопрос-ответ». Однако возможны и другие варианты. Например, в первый день работы участники на специально подготовленном стенде записывают самые актуальные для себя вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. В течение всех дней работы каждый участник семинара в свободной форме может подписать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации.
В конце каждого дня тренер анализирует собранный материал, выносит на групповое обсуждение проблемы, которые привлекала внимание наибольшего количества коллег или те, которые участники семинара не смогли разрешить. Не менее сорока минут каждой встречи занятия отводится для проведения такого практикума.



Оформить стенд можно по-разному: может быть обычный лист ватмана (не забудьте положить фломастеры рядом с ним!), обычная школьная доска, на которой можно писать мелом. В нашей практике мы использовали иное оформление стенда. Так, перед началом проведения занятий на стенде тренер прикрепляет четыре вырезанных из плотного картона контура фигуры ребенка. Один из них (в угрожающей позе) может символизировать агрессивного ребенка, другой (изображающий бегущего ребенка) — гиперактивного, третья фигура (с вытянутыми «по швам» руками) тревожного, четвертая (изображенная спиной к нам) - аутичного.
Участники наклеивают стикеры с вопросами на контур ребенка той категории, взаимодействие с которой доставляет им больше всего хлопот. Если ситуация уже разрешена группой, «хозяин» запроса может снять свой стикер. Такая форма работы поможет тренеру ориентироваться в ожиданиях всех участников группы. Образец подобного стенда - можете найти в приложении № 4.

В том случае, если педагоги не готовы такой работе и не могут сформулировать свои вопросы, тренер может использовать другую форму проведения психологического практикума. Например, участники делятся на две группы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5—10 минут), предъявляет ( рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини-дискуссию, будет способствовать включению в активную работу всех участников тренинга.

Если группа затрудняется в подборе ситуаций, тренер может предложить заранее подготовленные примеры (см. приложение № 5).

УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ОТ ИМЕНИ РЕБЕНКА»

Участники тренинга делятся на четыре команды, каждая из которых составляет обращение от имени одной из категорий детей к родителям (воспитателям, учителям, товарищам). По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма, и проходит их общее обсуждение.

Образцы писем, составленных психологами — слушателями курсов повышения квалификации при СПб ГУПМ, приведены в приложении № 6.

УПРАЖНЕНИЕ прямой ЭФИР

Участники делятся на три подгруппы, каждая из которых получает задание: Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с агрессивными (гиперактивными, тревожными) детьми».
Первая подгруппа адресует свое выступление родителям, вторая — педагогам, третья — директорам и завучам школ (заведующим детских садов).

Время в эфире — 5 минут. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько.

Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 15 минут. Затем каждая подгруппа «показывает» свой вариант передачи в «прямом эфире». После этого проводится групповое обсуждение, в процессе которого слушатели отмечают удачные и неудачные методы работы коллег и предлагают свои способы эффективного общения с детьми.

УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРИ ПОРТФЕАЬ».

Как и в двух предыдущих упражнениях, участники делятся на 3—4 подгруппы. Каждая получает следующее задание: составить список игрушек, игр, пособий, необходимых взрослому в работе с агрессивными (гиперактивными, тревожными и аутичными) детьми. Если же все участники обсуждают работу только с одной категорией детей, то первая подгруппа может составлять список игрушек, вторая — список игр, третья — учебных пособий, четвертая — книг…

Упражнения «Письмо от имени ребенка», «Собери портфель», «Прямой эфир» являются взаимозаменяемыми. Одно из них (например, «Письмо от имени ребенка») выполняется слушателями на каждой встрече от имени только одной категории детей, но адресовано разным людям: педагогам, друзьям, родителя, самому себе... Тогда второе упражнение «Прямой эфир» может стать обобщающим и выполняться один раз, в конце четвертой встречи.
При выборе данных упражнений тренер должен учитывать особенности аудитории. «Письмо от имени ребенка» лучше использовать при работе с «продвинутой» группой, «Собери портфель» — с начинающими слу- шателями, «Прямой эфир» подходит и в ном, и в другом случаях.
Приведенные упражнения выполняются слушателями с большим удовольствием. Тренер же по итогам их выполнения может судить о том, усвоена ли слушателями основная теоретическая информация.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующий день целесообразно проводить процедуру «Обратная связь» в конце каждой встречи.
Одна из форм проведения — письменная. Например, каждый участник отвечает на вопрос:

§ чем полезна именно для вас данная встреча;

§ какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;

§ ваши пожелания на следующий день занятий.

Другая форма проведения процедуры «Обратная связь» — устная. Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на те же вопросы в свободной форме устно. Возможно совмещение этих двух форм получения обратной связи на одном занятии.

При необходимости тренер может давать слушателям домашние задания (например, описать случаи из практики работы с детьми данной категории; перечислить методы работы, которые они уже использовали на практике при взаимодействии с детьми данных категорий). Однако опыт показывает, что эта форма работы не является эффективной.

Занятие 1. Тема:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

План занятия

1.Знакомство.

2.Мини-лекция «Что такое агрессивность».

3.Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».

4.Мини-лекция «Как помочьагрессивному ребенку».

5.Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе».

6.Игра «Обзывалки».

7.Упражнение «Работа с гневом».

8.Упражнение на развитие эмпатии.

9.Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».

10.«Рисуют дети».

11.Упражнение «Эффективное взаимодействие».

12.Упражнение на развитие навыков саморегуляции.

13.Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка».

14.Психологический практикум.

15.Обратная связь.

СОДЕРЖАНИЕ

Знакомство

Ход ведения данного этапа работы подробно описан во многих пособиях по проведению тренингов и может быть позаимствован из них. Один из самых распространенных способов — представление по кругу участников тренинга, когда каждый называет свое имяв нескольких словах сообщает о своих
ожиданиях от встречи. Игра «Давайте познакомимся» может стать одной из форм проведения этого этапа.

Каждому участнику выдается анкета (см. приложение № 7), в котором перечислены возможные запросы и названы конкретные умения, необходимые при взаимодействии с детьми. В течение 5-10 минут каждый член группы может подойти к любому участнику и попросить его написать свое имя в какой-либо графе анкеты (возможновведение ограничения:
один и тот же участник имеет право расписаться не более чем в двух графах).

Каждый игрок должен стремиться к тому, чтобы все клеточки его анкеты были заполнены. Однако бывают такие ситуации, что одна или несколько клеток могут оказаться незаполненными у всех участников. Так, если в аудитории находятся опытные воспитатели и учителя, то, вероятно, пустой останется клетка «Работаю с детьми первый год» и т. д.

Когда все анкеты (или почтивсе) оказываются заполненными, тренер просит встать, например, справа от него тех участников, которые много знают о тревожных детях, затем он предлагает объединиться всех, кто бы хотел пополнить знания о работе с гиперактивными детьми и т. д. Любой участник может переходить из группы в группу столько раз, сколько считает необходимым.
Заполненные анкеты участники тренинга составляют у себя. Как правило, это помогает им в дальнейшем завязать новые знакомства с близкими по духу коллегами, а, кроме того, дает дополнительную информацию о конкретном опыте работы других участников тренинга.

Проведение подобной игры на этапе знакомства способствует сплочению группы, помогает тренеру получить сведения об участниках тренинга об их опыте работы, об их знаниях и умениях, выяснить их запросы и ожидания.
После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга, которые называет либо тренер, либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например: «На занятия приходить без опозданий», «Быть активными» и др.

Правила записываются на стенде или доске и по мере Необходимости дополняют участниками. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивномключе: без отрицаний и без частицы «не». Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другом «Приходить вовремя»; «Не перебивать» - «Один говорит — все слушают»; «Не критиковать»-«Выступать без критики» и т. д.

Ритуал приветствия можно заменить короткой подвижной игрой (на «разогрев»).



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.