РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины:
Цель курса – изучение основных теоретических положений документоведения и некоторых проблем, существующих в настоящее время в теории и практике документоведения, документационного обеспечения управления.
Задачи дисциплины:
- рассмотрение основных теоретических вопросов, изучаемых документоведением;
- изучение понятийного аппарата дисциплины, этапов становления и развития научного направления «документоведение»;
- изучение проблем, связанных с использованием способов и средств создания документов; классификации документов и др.;
- на основе изучения законодательных, нормативно-методических актов и теоретических исследований выяснение и обсуждение различных проблем, подходов, тенденций в развитии документоведения в дореволюционный период, советское время и в последнее десятилетие;
- проанализировать причины отставания документоведческих разработок нормативного и методического характера от темпов развития информационных технологий и изменений носителей документированной информации;
- обсудить вопросы, отражающие связь теории и практики, а также существующие противоречия между ними.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Теория и современные проблемы документоведения» включена в цикл факультативов базовой части учебного плана аспирантуры специальности 05.25.02 Документалистика, документоведение, архивоведение и связана с другими курсами: «Источники документоведческого исследования», «Организационное проектирование». Требования к «входным» знаниям: обучающие должны разбираться в правовом регулировании документационных процессов, ориентироваться в теоретических аспектах документоведения, знать принципиальные отличия оргпроектирования в сфере ДОУ от других прикладных разработок. Данная дисциплина является предшествующей для курса «Документалистика, документоведение, архивоведение», она полезна для научно-исследовательской работы аспирантов.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Аспиранты должны обладать:
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;
- способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ;
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний;
- способностью использовать основные законы и научные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования;
- анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
- самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;
- владеть навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров;
- владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения;
- понимать сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения;
- знать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и архивами;
- выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: теоретические вопросы документоведения: развитие научного направления; происхождение и сущность документа, функции, свойства, структуру документированной информации; проблемы законодательного и нормативно-методического регулирования в сфере документационного обеспечения управления в Российской Федерации; проблемы теории и практики современного документоведения.
Уметь: разбираться в точках зрения ведущих специалистов на проблемы в области документоведения и архивного дела; анализировать процессы, происходящие в данной области, выбирать пути решения проблем в области документоведения и архивоведения на основе изучения материалов дискуссий, ведущимися специалистами – документоведами и архивистами; уметь выделять тенденции информационно-документационного обеспечения управления.
Владеть: навыками использования оперативной и ретроспективной документированной информации; навыками обобщения, анализа информации, аргументации, использования на практике умений в организации исследовательских и проектных работ.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа (из них 22 ч. – лекции, 22 ч. – практические занятия; 100 ч. – самостоятельная работа). Сдаются 2 контрольные работы, 1 реферат.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1
№
| Тема
| недели семестра
| виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Из них в интерактивной форме
| Формы контроля
| лекции
| практические занятия
| самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вводная лекция. Задачи курса, источники и литература
|
|
| -
| -
| -
| -
|
| Раздел 1. Теоретические основы документоведения
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| Становление и развитие документоведения как научной дисциплины
|
|
| -
|
| -
| Эссе,
экспересс-опрос
|
| Понятия «документ», «информация»
|
|
| -
|
| -
| собеседование, историографический обзор
|
| Понятие «документирование». Процессы создания документов в документной деятельности
|
|
| -
|
|
| Эссе, индивидуальный опрос, реферат
|
| Структура документированной информации
|
|
| -
|
|
| Анализ документов, экспресс-опрос
|
| Систематизация документов
|
|
| -
|
|
| Собеседование
|
| Раздел 2. Современные проблемы документоведения
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| Место дисциплины «документоведение» в системе наук соотношение теоретической и прикладной частей
|
|
|
|
|
| Конспект, индивидуальный опрос
|
| Структурное развитие дисциплины, объект, предмет, область исследования: проблемы и дискуссии
|
|
|
|
|
| Устный ответ на вопросы
|
| Актуальные проблемы разработки общей теории документа
|
|
|
|
| -
| Письменный ответ по терминам
|
| Терминологические проблемы документоведения
|
|
|
|
| -
| Историографический обзор
|
| Современные проблемы правового обеспечения в области документоведения и архивного дела
|
|
|
|
|
| Проверка таблиц
|
| Проблема общей классификации документов
|
| -
|
|
| -
| Проверка схем
|
| Проблемы выявления тенденций документообразования, установления закономерностей в этом процессе
|
| -
|
|
| -
| Собеседование
|
| Проблемы унификации и стандартизации оперативной информационно-документационной системы
|
|
|
|
| -
| Коллективное задание
|
| Проблема документной коммуникации
|
| -
|
|
| -
| Письменное задание
|
| Проблемы электронных документов, электронного документооборота
|
| -
|
|
| -
| Устный опрос
|
| Задачи рационализации делопроизводственного обслуживания организаций и фирм
|
| -
|
|
| -
| Устный опрос
|
| Проблема снижения трудозатрат при формировании текстовых документов
|
| -
|
|
| -
| Сообщение
|
| Проблема использования теории экспертизы ценности документов при отборе на постоянное хранение
|
| -
|
|
| -
| Историографический обзор
|
| Проблемы сохранности документов
|
| -
|
|
| -
| Конспект
|
| Проблемы ДОУ, связанные с проведением современной административной реформы
|
| -
|
|
| -
| Устный ответ
|
| Проблемы управления документами, совершенствование документных форм
|
| -
|
|
| -
| Собеседование
|
| Современные процессы глобализации, их влияние на документоведение
|
| -
|
|
| -
| Конспект
|
| Влияние использования новых технологий на создание единого информационно-документационного пространства
|
| -
|
|
| -
| Устный опрос
|
| Перспективы развития информации
|
| -
|
|
| -
| Индивидуальный опрос
|
| Проблемы подготовки специалистов-документоведов
|
| -
|
|
| -
| Комплексное задание
|
| ИТОГО
| -
|
|
|
|
| зачет
|
| Из них в интерактивной форме
| -
|
|
| -
|
| | Планирование самостоятельной работы
Таблица 2
№
| Темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
|
| Вводная лекция. Задачи курса, источники, литература
| -
| -
|
| -
|
| Раздел 1. Теоретические основы документоведения
| -
| -
|
| -
|
| Становление и развитие документоведения как научной дисциплины
| Подготовка эссе
| Подготовка к экспресс-опросу
|
|
|
| Понятия «документ», «информация»
| Составление историографического обзора по теме
| Подготовка к собеседованию
|
|
|
| Понятие «документирование». Процессы создания документов в документной деятельности
| Изучение теории, подготовка к опросу на занятии
| Подготовка реферата
|
|
|
| Структура документированной информации
| Проанализировать документы
| Подготовка к экспресс-опросу, подготовка эссе
|
|
|
| Систематизация документов
| Подготовка к собеседованию
| Подготовка аналитического обзора
|
|
|
| Раздел 2. Современные проблемы документоведения
|
|
|
|
|
| Место дисциплины «документоведение» в системе наук соотношение теоретической и прикладной частей
| Составление конспекта
| Подготовка к устному ответу
|
|
|
| Структурное развитие дисциплины, объект, предмет, область исследования: проблемы и дискуссии
| Составление библиографического описания
| Подготовка к письменной работе
|
|
|
| Терминологические проблемы документоведения
| Составления глоссария
| Подготовка к письменному ответу
|
|
|
| Актуальные проблемы разработки общей теории документа
| Подготовка к собеседованию
| Подготовка сообщения по теме
|
|
|
| Современные проблемы правового обеспечения в области документоведения и архивного дела
| Конспект с извлечениями из законов.
| Составление таблицы по теме
|
|
|
| Проблема общей классификации документов
| Составление схем
| Составление таблицы
|
|
|
| Проблемы выявления тенденций документообразования, установления закономерностей в этом процессе
| Подготовка к собеседованию
| Подготовка сообщения по теме
|
|
|
| Проблемы унификации и стандартизации оперативной информационно-документационной системы
| Выполнение коллективного задания
| Подготовка к устному ответу
|
|
|
| Проблема документной коммуникации
| Подготовка к индивидуальному заданию
| -
|
|
|
| Проблемы электронных документов, электронного документооборота
| Подготовка конспекта
| Подготовка реферата
|
|
|
| Задачи рационализации делопроизводственного обслуживания организаций и фирм
| Изучение литературы по теме
| Изучение нормативных актов по рационализации делопроизводства
|
|
|
| Проблема снижения трудозатрат при формировании текстовых документов
| Составление тезисов к теме
| Подготовка сообщения
|
|
|
| Проблема использования теории экспертизы ценности документов при отборе на постоянное хранение
| Историографический анализ
| Составление конспекта
|
|
|
| Проблемы сохранности документов
| Подготовка к индивидуальному опросу
| -
|
|
|
| Проблемы ДОУ, связанные с проведением современной административной реформы
| Составление конспекта
| Изучение сайтов федеральных органов исполнительной власти
|
|
|
| Проблемы управления документами, совершенствование документных форм
| Подготовка к устному ответу
| -
|
|
|
| Современные процессы глобализации, их влияние на документоведение
| Подготовка к собеседованию
| Подготовка сообщения
|
|
|
| Влияние использования новых технологий на создание единого информационно-документационного пространства
| Подготовка к индивидуальному опросу
| Составление конспекта
|
|
|
| Перспективы развития информатизации
| Составление конспектов
| Изучение форумов и сайтов
|
|
|
| Проблемы подготовки специалистов-документоведов
| Подготовка к устному опросу
| -
|
|
| | ИТОГО:
|
|
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Документалистика, документоведение, архивоведение
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Предмет, содержание, задачи курса и методика его изучения. Зарождение научных знаний о документе, развитие теории документа, история становления документоведения. Общий обзор развития понимания документоведения как научной дисциплины. Тематика документоведческих дискуссий. Полемика специалистов о структуре документоведения.
Назначение и содержание курса. Источники и рекомендуемая литература. Структура правовой базы, методические рекомендации в области делопроизводства. Современные публикации в периодических изданиях, посвященные профессиональным проблемам теории и практики документоведения.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Формирование традиции составления и оформления документов в период X–XIV столетий. Постепенное оформление практического делопроизводства в определенную систему одновременно с процессом становления Российского централизованного государства в XV–XVI вв. Распространение унифицированных документных форм. Широкое развитие «формулярников» (XVI в.), «письменников» в XVIII в. Появление правового регулирования документирования и хранения документов в XVIII–XIX вв. Формирование специальных документоведческих дисциплин – архивоведение, книговедение, библиография, библиотековедение, палеография, филигранология, сфрагистика. Первые попытки теоретического осмысления документационных процессов в российском обществе в XVIII столетии. Возникновение первых теоретических представлений в области исторического источниковедения. Формирование в XIX веке в Германии правовой теории документа и поддержка ее юристами России. Определение понятия «документ» в узком и широком смысле. Доминирующий подход на протяжении первой половины XX в.: документ – доказательство фактов.
Возникновение документоведения как научной дисциплины в СССР в середине XX в. в структуре архивоведения. Вклад в его развитие историка-архивиста К. Г. Митяева. Отнесение документоведения к историческим наукам. Проблемы размеживания документоведения с источниковедением (дипломатикой).
Закладывание основ теоретической части документоведения в 1960-е гг. Дисбаланс между теоретической и практической частью. Частичный переход в 1970-х гг. документоведения из исторической науки в науку об управлении. Приоритетное направление в этот период: методические вопросы по систематизации, унификации и стандартизации документации. Предложение В. Н. Автократова, В. Д. Банасюкевича и А. Н. Соковой рассматривать документоведение как комплексную интегрированную научную дисциплину. Отнесение документоведения к наукам об управлении общественными процессами.
Расширение границы документоведения в конце 1980-х гг. Формулировка объекта документоведения, предложение изучения закономерностей документообразования А. Н. Соковой. Возникновений новых версий документоведения в 1990-е гг.
ТЕМА 2. ПОНЯТИЯ «ДОКУМЕНТ», «ИНФОРМАЦИЯ»
Происхождение документа. Изменение содержания понятия «документ на разных исторических этапах». Преобладание различных аспектов в определении понятия. Влияние развития материальных посетителей, способов документирования, теории и практики документоведения на понимание документа. Содержание понятия «информация». Теоретическое обоснование неразрывной связи понятий «документ» и «информация». Различные дефиниции понятий в научной и учебной литературе, в законодательных и нормативных актах. Социальная сущность документа.
ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ». ПРОЦЕССЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ДОКУМЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи, правила, знаки и знаковые системы в документировании. Этапы, способы документирования. Документирование на искусственных языках. Системы записи. Шифрование информации. Средства документирования: развитие, классификация. Основные технологии и средства копирования, размножения документов. Материальные носители документированной информации: эволюция, новейшие носители, их зависимость от способа документирования, научно-технического прогресса.
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Свойства документированной информации. Документ как сложная многоуровневая информационная система. Структура, реквизиты и формуляр документа. Элементы формуляра служебного документа.
Понятие «метаданные документа». Основные элементы метаданных. Трансформация документов в условиях новых информационных технологий. Понятия «информационный документ», «электронно-цифровая подпись», «реквизит электронного документа» и др. Внутреннее и внешнее представление документа. Содержательная и оформительская части документа. Подлинники, дубликаты, копии электронных документов. Аутентичные электронные документы.
ТЕМА 5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
Выбор оснований (признаков, критериев) классификации. Значение документной систематики для теории и практики документоведения. Терминология, применимая в документоведческой литературе: система документации; вид документа; разновидность документа; форма документа.
Общие принципы, основные методы систематизации документов. Унифицированные системы документации. Функциональные и корпоративные системы документации.
Классификаторы документированной информации. Структура, назначение классификаторов и лежащих в их основе кодов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|