Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – изучение основных теоретических положений документоведения и некоторых проблем, существующих в настоящее время в теории и практике документоведения, документационного обеспечения управления.

Задачи дисциплины:

- рассмотрение основных теоретических вопросов, изучаемых документоведением;

- изучение понятийного аппарата дисциплины, этапов становления и развития научного направления «документоведение»;

- изучение проблем, связанных с использованием способов и средств создания документов; классификации документов и др.;

- на основе изучения законодательных, нормативно-методических актов и теоретических исследований выяснение и обсуждение различных проблем, подходов, тенденций в развитии документоведения в дореволюционный период, советское время и в последнее десятилетие;

- проанализировать причины отставания документоведческих разработок нормативного и методического характера от темпов развития информационных технологий и изменений носителей документированной информации;

- обсудить вопросы, отражающие связь теории и практики, а также существующие противоречия между ними.



1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория и современные проблемы документоведения» включена в цикл факультативов базовой части учебного плана аспирантуры специальности 05.25.02 Документалистика, документоведение, архивоведение и связана с другими курсами: «Источники документоведческого исследования», «Организационное проектирование». Требования к «входным» знаниям: обучающие должны разбираться в правовом регулировании документационных процессов, ориентироваться в теоретических аспектах документоведения, знать принципиальные отличия оргпроектирования в сфере ДОУ от других прикладных разработок. Данная дисциплина является предшествующей для курса «Документалистика, документоведение, архивоведение», она полезна для научно-исследовательской работы аспирантов.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Аспиранты должны обладать:



- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;

- способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ;

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний;

- способностью использовать основные законы и научные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования;

- анализировать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;

- владеть навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров;

- владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения;

- понимать сущности процессов, происходящих в области
документоведения и архивоведения;

- знать историю и современное состояние зарубежного опыта управления документами и архивами;

- выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



 

Знать: теоретические вопросы документоведения: развитие научного направления; происхождение и сущность документа, функции, свойства, структуру документированной информации; проблемы законодательного и нормативно-методического регулирования в сфере документационного обеспечения управления в Российской Федерации; проблемы теории и практики современного документоведения.

Уметь: разбираться в точках зрения ведущих специалистов на проблемы в области документоведения и архивного дела; анализировать процессы, происходящие в данной области, выбирать пути решения проблем в области документоведения и архивоведения на основе изучения материалов дискуссий, ведущимися специалистами – документоведами и архивистами; уметь выделять тенденции информационно-документационного обеспечения управления.

Владеть: навыками использования оперативной и ретроспективной документированной информации; навыками обобщения, анализа информации, аргументации, использования на практике умений в организации исследовательских и проектных работ.

 

 

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа (из них 22 ч. – лекции, 22 ч. – практические занятия; 100 ч. – самостоятельная работа). Сдаются 2 контрольные работы, 1 реферат.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

Тема недели семестра виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Из них в интерактивной форме Формы контроля
лекции практические занятия самостоятельная работа
  Вводная лекция. Задачи курса, источники и литература - - - -
  Раздел 1. Теоретические основы документоведения - - - - - -
Становление и развитие документоведения как научной дисциплины - - Эссе, экспересс-опрос
Понятия «документ», «информация» - - собеседование, историографический обзор
Понятие «документирование». Процессы создания документов в документной деятельности - Эссе, индивидуальный опрос, реферат
Структура документированной информации - Анализ документов, экспресс-опрос
Систематизация документов - Собеседование
  Раздел 2. Современные проблемы документоведения - - - - - -
Место дисциплины «документоведение» в системе наук соотношение теоретической и прикладной частей Конспект, индивидуальный опрос
Структурное развитие дисциплины, объект, предмет, область исследования: проблемы и дискуссии Устный ответ на вопросы
Актуальные проблемы разработки общей теории документа - Письменный ответ по терминам
Терминологические проблемы документоведения - Историографический обзор
Современные проблемы правового обеспечения в области документоведения и архивного дела Проверка таблиц
Проблема общей классификации документов   - - Проверка схем
Проблемы выявления тенденций документообразования, установления закономерностей в этом процессе - - Собеседование
Проблемы унификации и стандартизации оперативной информационно-документационной системы   - Коллективное задание
Проблема документной коммуникации - - Письменное задание
Проблемы электронных документов, электронного документооборота - - Устный опрос
Задачи рационализации делопроизводственного обслуживания организаций и фирм - - Устный опрос
Проблема снижения трудозатрат при формировании текстовых документов - - Сообщение
Проблема использования теории экспертизы ценности документов при отборе на постоянное хранение - - Историографический обзор
Проблемы сохранности документов - - Конспект
Проблемы ДОУ, связанные с проведением современной административной реформы - - Устный ответ
Проблемы управления документами, совершенствование документных форм - - Собеседование
Современные процессы глобализации, их влияние на документоведение - - Конспект
Влияние использования новых технологий на создание единого информационно-документационного пространства - - Устный опрос
Перспективы развития информации - - Индивидуальный опрос
Проблемы подготовки специалистов-документоведов - - Комплексное задание
  ИТОГО - зачет
  Из них в интерактивной форме - -  

Планирование самостоятельной работы

Таблица 2

Темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов
обязательные дополнительные
  Вводная лекция. Задачи курса, источники, литература - - -
  Раздел 1. Теоретические основы документоведения - -   -
Становление и развитие документоведения как научной дисциплины Подготовка эссе Подготовка к экспресс-опросу
Понятия «документ», «информация» Составление историографического обзора по теме Подготовка к собеседованию
Понятие «документирование». Процессы создания документов в документной деятельности Изучение теории, подготовка к опросу на занятии Подготовка реферата
Структура документированной информации Проанализировать документы Подготовка к экспресс-опросу, подготовка эссе
Систематизация документов Подготовка к собеседованию Подготовка аналитического обзора
  Раздел 2. Современные проблемы документоведения        
Место дисциплины «документоведение» в системе наук соотношение теоретической и прикладной частей Составление конспекта Подготовка к устному ответу
Структурное развитие дисциплины, объект, предмет, область исследования: проблемы и дискуссии Составление библиографического описания Подготовка к письменной работе
Терминологические проблемы документоведения Составления глоссария Подготовка к письменному ответу
Актуальные проблемы разработки общей теории документа Подготовка к собеседованию Подготовка сообщения по теме
Современные проблемы правового обеспечения в области документоведения и архивного дела Конспект с извлечениями из законов. Составление таблицы по теме
Проблема общей классификации документов Составление схем Составление таблицы
Проблемы выявления тенденций документообразования, установления закономерностей в этом процессе Подготовка к собеседованию Подготовка сообщения по теме
Проблемы унификации и стандартизации оперативной информационно-документационной системы Выполнение коллективного задания Подготовка к устному ответу
Проблема документной коммуникации Подготовка к индивидуальному заданию -
Проблемы электронных документов, электронного документооборота Подготовка конспекта Подготовка реферата
Задачи рационализации делопроизводственного обслуживания организаций и фирм Изучение литературы по теме Изучение нормативных актов по рационализации делопроизводства
Проблема снижения трудозатрат при формировании текстовых документов Составление тезисов к теме Подготовка сообщения
Проблема использования теории экспертизы ценности документов при отборе на постоянное хранение Историографический анализ Составление конспекта
Проблемы сохранности документов Подготовка к индивидуальному опросу -
Проблемы ДОУ, связанные с проведением современной административной реформы Составление конспекта Изучение сайтов федеральных органов исполнительной власти
Проблемы управления документами, совершенствование документных форм Подготовка к устному ответу -
Современные процессы глобализации, их влияние на документоведение Подготовка к собеседованию Подготовка сообщения
Влияние использования новых технологий на создание единого информационно-документационного пространства Подготовка к индивидуальному опросу Составление конспекта
Перспективы развития информатизации Составление конспектов Изучение форумов и сайтов
Проблемы подготовки специалистов-документоведов Подготовка к устному опросу -
  ИТОГО:

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Документалистика, документоведение, архивоведение + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

 

Предмет, содержание, задачи курса и методика его изучения. Зарождение научных знаний о документе, развитие теории документа, история становления документоведения. Общий обзор развития понимания документоведения как научной дисциплины. Тематика документоведческих дискуссий. Полемика специалистов о структуре документоведения.

Назначение и содержание курса. Источники и рекомендуемая литература. Структура правовой базы, методические рекомендации в области делопроизводства. Современные публикации в периодических изданиях, посвященные профессиональным проблемам теории и практики документоведения.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

 

ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Формирование традиции составления и оформления документов в период X–XIV столетий. Постепенное оформление практического делопроизводства в определенную систему одновременно с процессом становления Российского централизованного государства в XV–XVI вв. Распространение унифицированных документных форм. Широкое развитие «формулярников» (XVI в.), «письменников» в XVIII в. Появление правового регулирования документирования и хранения документов в XVIII–XIX вв. Формирование специальных документоведческих дисциплин – архивоведение, книговедение, библиография, библиотековедение, палеография, филигранология, сфрагистика. Первые попытки теоретического осмысления документационных процессов в российском обществе в XVIII столетии. Возникновение первых теоретических представлений в области исторического источниковедения. Формирование в XIX веке в Германии правовой теории документа и поддержка ее юристами России. Определение понятия «документ» в узком и широком смысле. Доминирующий подход на протяжении первой половины XX в.: документ – доказательство фактов.

Возникновение документоведения как научной дисциплины в СССР в середине XX в. в структуре архивоведения. Вклад в его развитие историка-архивиста К. Г. Митяева. Отнесение документоведения к историческим наукам. Проблемы размеживания документоведения с источниковедением (дипломатикой).

Закладывание основ теоретической части документоведения в 1960-е гг. Дисбаланс между теоретической и практической частью. Частичный переход в 1970-х гг. документоведения из исторической науки в науку об управлении. Приоритетное направление в этот период: методические вопросы по систематизации, унификации и стандартизации документации. Предложение В. Н. Автократова, В. Д. Банасюкевича и А. Н. Соковой рассматривать документоведение как комплексную интегрированную научную дисциплину. Отнесение документоведения к наукам об управлении общественными процессами.

Расширение границы документоведения в конце 1980-х гг. Формулировка объекта документоведения, предложение изучения закономерностей документообразования А. Н. Соковой. Возникновений новых версий документоведения в 1990-е гг.

 

ТЕМА 2. ПОНЯТИЯ «ДОКУМЕНТ», «ИНФОРМАЦИЯ»

 

Происхождение документа. Изменение содержания понятия «документ на разных исторических этапах». Преобладание различных аспектов в определении понятия. Влияние развития материальных посетителей, способов документирования, теории и практики документоведения на понимание документа. Содержание понятия «информация». Теоретическое обоснование неразрывной связи понятий «документ» и «информация». Различные дефиниции понятий в научной и учебной литературе, в законодательных и нормативных актах. Социальная сущность документа.

 

ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ». ПРОЦЕССЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ДОКУМЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Задачи, правила, знаки и знаковые системы в документировании. Этапы, способы документирования. Документирование на искусственных языках. Системы записи. Шифрование информации. Средства документирования: развитие, классификация. Основные технологии и средства копирования, размножения документов. Материальные носители документированной информации: эволюция, новейшие носители, их зависимость от способа документирования, научно-технического прогресса.

 

ТЕМА 4. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Свойства документированной информации. Документ как сложная многоуровневая информационная система. Структура, реквизиты и формуляр документа. Элементы формуляра служебного документа.

Понятие «метаданные документа». Основные элементы метаданных. Трансформация документов в условиях новых информационных технологий. Понятия «информационный документ», «электронно-цифровая подпись», «реквизит электронного документа» и др. Внутреннее и внешнее представление документа. Содержательная и оформительская части документа. Подлинники, дубликаты, копии электронных документов. Аутентичные электронные документы.

 

ТЕМА 5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

 

Выбор оснований (признаков, критериев) классификации. Значение документной систематики для теории и практики документоведения. Терминология, применимая в документоведческой литературе: система документации; вид документа; разновидность документа; форма документа.

Общие принципы, основные методы систематизации документов. Унифицированные системы документации. Функциональные и корпоративные системы документации.

Классификаторы документированной информации. Структура, назначение классификаторов и лежащих в их основе кодов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.