Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 1. СУДЕБНИК ЦАРЯ ХАММУРАПИ

1. Общая характеристика Судебника.

2. Правовое положение населения по Судебнику.

3. Брачно-семейные отношения.

 

ИСТОЧНИКИ

Дьяконов, И.М., Дунаевский, И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / И.М. Дьяконов, И.М. Дунаевский // Вестник древней истории. 1952. № 3, № 4.

Источники по истории государства и права. Отв. ред. З.М. Черниловский. М., 1981.

Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / В.Н. Садиков. М., 1973.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т. 1. Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В. М., 1996.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. М.: Юристь, 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М.Черниловского. М.-Л., 1984.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т. 1. - М., 1980.

Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. 1. Древний Восток. М., 1950.

 

ЛИТЕРАТУРА

Васильев, Л.С. История Востока. Т. 1. / Л.С. Васильев. М., 1994.

Дьяконов, И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья – Шумер / И.М. Дьяконов. М., 1959.

Жидков, О.А. История государства и права Древнего Востока / О.А.Жидков. М., 1963.

История государства и права стран Азии и Африки. Очерки. М., 1964.

История Древнего Востока. Ч. 1. М., 1988.

История Древнего Востока. 4.1. Месопотамия. М., 1983.

История Древнего мира. В 3-х томах. Т. 3. М., 1989.

История Древнего Мира. Древний Восток. М.-Л., 1998.

Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии. Проблема социальной мобильности. М., 1986.

Клима, Й. Общество и культура древнего Двуречья / Й. Клима.Academia, Чехослов. А.Н., АРТИЯ, Прага, 1967.

Маркс К. Британское владычество в Индии./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.9.

Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права T.I. / О.А. Омельченко. M., 1998.

Оппенгейм, А.Л. Древняя Месопотамия / А.Л. Оппенгейм. М., 1980.

Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки. Харьков, 1981.

Скрипилев, Е.А. Основные черты права Древнего Востока (Законы Хаммурапи) / Е.А. Скрипилев. М., 1964.

Струве, В.В. Очерки истории Древнего Востока / В.В. Струве. Л., 1956.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.



Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. М.;Л. 1997.

 

Давая общую характеристику содержанию судебника Хаммурапи, следует показать особенности его классовой природы и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя. Судебник Хаммурапи является своего рода образцовым документом эпохи, который позволяет установить специфику восточного общества, государства и права.

Обратите также внимание (на характерную для многих монархов (реформаторов) в аналогичных условиях) политику определённого ограничения ростовщичества, в целях расширения социальной базы нового царства. Следует определить источники данного судебника и охарактеризовать его с точки зрения юридической техники. Судебник царя Хаммурапи был издан в последние годы его правления в результате определённой систематизации ранних правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и законодательных новелл самого Хаммурапи. Они созданы в соответствии с законодательной техникой своего времени (стремление рассмотреть тот или иной предмет регулирования с различных сторон, по возможности, во всей полноте, без разграничения материального и процессуального права и т.д.). Необходимо выявить и на конкретных примерах показать специфические черты Судебника Хаммурапи: казуистичность, формализм, неполноту и т.д.

Правовое положение населения определяется уровнем развития общества в целом и дифференцируется в зависимости от социально-экономического деления общества. При этом необходимо учитывать типичную для Древнего мира и, в особенности, для Древнего Востока, сложность структуры древневавилонского общества, обусловленную незавершённостью процесса классообразования, наличием пережитков родового строя, рядом других исторических причин. Характер связи между экономическим показателем и правовым статусом не был однозначным. Имущественное и правовое положение не обязательно совпадали. Следует выделить основные группы населения, различающиеся по правовому положению - «авилум» и «мушкенум». На конкретном материале следует показать различия их правового статуса, в первую очередь, в отношении собственности на землю -основы всякого производства. Обратите внимание на характер юридической связи данных категорий населения с общиной и государством, которая выражалась, в частности, в степени их юридической защищённости и ответственности. Вместе с тем, нельзя упускать из виду неодинаковость фактического социально-экономического положения членов названных групп. Обладатели одинакового юридического статуса могли подразделяться на богатых рабовладельцев и бедных общинников, низших и высших представителей царского хозяйства (царской администрации) и т.д. Внутри выделенных классов-сословий следует составляющие их более мелкие группы-сословия: царскую администрацию, жречество, воинское сословие («редум», «баирум» и др.), «тамкаров», «шамаллумов» и др.

Обратите внимание на особенности правового статуса рабов («вардум»), которые находились вне названных категорий, сами являлись собственностью, но не были полностью лишены социальной и правовой защиты. Необходимо показать особенности (по сравнению с классическим античным рабством - Древняя Греция и Древний Рим) рабства на Востоке, сохранение патриархальных черт, объяснить, чем они вызваны. Следует сопоставить статус рабов и кабальных должников.

Начинать изучение третьего вопроса необходимо с уяснения значения брачно-семейных отношений в истории общества, государства и права. Переход к строю частной собственности начался именно в семье, в ней появилось первое неравенство, именно семья «угрожающе противостояла роду» и разрушала его. Характер семейных отношений определяется уровнем развития общества. Сама семья в концентрированном виде отражает важнейшие характеристики общества. Судебник царя Хаммурапи довольно подробно регламентирует брачно-семейные отношения (ст. 127 - 195). Необходимо обратить внимание на патриархальный характер семьи в Древнем Вавилоне, что проявлялось в объединении всех членов семьи, а также рабов, под властью главы семьи. Именно глава семьи, являясь полноправным членом общины и «подданным» государства. На конкретных статьях закона следует рассмотреть особенности заключения брака, основания и последствия его расторжения, моногамный характер семьи с допущением, в отдельных случаях (ст. 144 - 146), введения в семью наложницы из числа рабынь, приниженное положение женщины, условия и последствия усыновления, права и обязанности родителей и детей.

 

Тема № 2. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

1. Родоплеменная организация римского народа.

2. Социальное положение населения Древнего Рима.

3. Реформы Сервия Туллия. Особенности процесса образования государства в Древнем Риме.

 

ИСТОЧНИКИ

 

Ливий Тит. История Рима от основания города. Т.1. М, 1989.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. М., 1994.

Садиков, В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / В.Н. Садиков. М., 1973.

Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Л., 1977.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Т.1. Сост. Батыр К.И., Поликарпова Е.В. М., 1996.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. М.: Юристъ, 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. Сост. В.А. Томсинов. М., 1999.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987.

 

ЛИТЕРАТУРА

Галанза, П.Н. Государство и право древнего Рима / П.Н. Галанза. М., 1963.

Громаков, Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим) Б.С. Громаков. М., 1986.

Дождев, Д. У истоков идеи прав человека ( на материалах древнейшего римского права) / Д. Дождев // Новое политическое мышление и процесс демократизации. М., 1990.

Ельницкий, Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме VII - III вв. до н.э. / Л.А. Ельницкий. М, 1964.

Жидков, О.А. , Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран / О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. М., 1998.

Игнатенко, А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре / А.В. Игнатенко. Свердловск, 1988.

История Древнего Рима.// Под ред. В.И.Кузищина. М., 1981. Казаков Ф.Н. История Рима. М, 1978.

Ковалев, С.И. История Рима / С.И. Ковалев. Л., 1986.

Косарев, А.И. Римское право / А.И. Косарев. М., 1986.

Кофанов, Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме / Л.Л. Кофанов. М.: Юрист. 1994.

Культура Древнего Рима. Т. 1. М., 1985.

Немировский, А.И. История раннего Рима и Италии. Возникновение классового общества и государства / А.И.Немировский. Воронеж, 1962.

Нечай, Ф.М. Образование Римского государства / Ф.М. Нечай. Минск, 1972.

Покровский, И.А. История римского права / И.А. Покровский. СПб., 1998.

Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.-Л.,1997.

 

При ответе на первый вопрос необходимо охарактеризовать родопле-менную структуру римского народа (род, курия, триба) и организацию власти, выделив при этом общие и особенные черты процесса формирования и структурирования римского народа в сравнении с Древними Афинами.

При раскрытии второго вопроса следует определить происхождение и социальный статус различных групп населения Древнего Рима (патриции, плебеи, патроны, клиенты, рабы). Обратите особое внимание на дискуссионный характер вопроса о происхождении и, соответственно, социальном статусе («правовом» и имущественном положении) плебеев, поскольку с решением данного вопроса связано определение специфики возникновения государства в Древнем Риме.

Отвечая на третий вопрос, следует, опираясь на ту или иную версию происхождения и статуса различных групп населения, выявить причины и предпосылки реформ Сервия Туллия. Необходимо раскрыть содержание реформ, оценить их соответствие интересам определённых слоев населения Рима и общества в целом. Освещение данного вопроса должно подвести студента к определению на конкретном материале признаков, отличающих государство от родовой организации общества.

Особенности процесса образования государства в Древнем Риме целесообразно осветить, сравнивая данный процесс с аналогичным в Древних Афинах. При этом необходимо помнить, что решение указанной проблемы зависит в значительной степени от того, какой именно вариант ответа на вопрос об образовании Римского народа, соотношения патрициев и плебеев в Древнем Риме будет признан наиболее убедительным. Соответственно возможно выделить два варианта ответа:

1. В Афинах социальный конфликт происходил в рамках единого народа, а в Древнем Риме - среди различных групп;

2. И в Древних Афинах, и в Древнем Риме основной социальный конфликт, приведший к преобразованию родового общества в политически организованное, имел место между привилегированной аристократией (эвпатриды, патриции) и непривилегированными и неимущими низами народа (демос, плебс).

Если родовую демократию в Афинах отличал непосредственный характер, то у древних римлян демократия была косвенной, что повышало социальную власть и престиж родовой аристократии. Этому также способствовала длительная борьба плебеев с патрициями за политические права, которые открывали плебеям доступ к общественным землям. В этих конфликтах, напрямую задевавших имущественные интересы патрицианской общины (если считать, что плебеи не входили в названные общины), родовая знать выступала в качестве её лидера.

Немаловажно уяснить, что процессы складывания государственности в Древнем Риме происходили энергичнее, чем в Древних Афинах. Родоплеменные обычаи и их пережитки стремительно исчезают в Древнем Риме. Возникшая здесь государственная машина обладала большей мощью, чем в Древних Афинах, поскольку древнеримское государство противостояло не только рабам, но и массе неимущих свободных.

Если государство в Древних Афинах возникает в наиболее прогрессивной форме как демократическая рабовладельческая республика, где политическими правами наделялись все граждане, то древнеримская государственность формируется как аристократическая рабовладельческая республика, политическим режимом которой являлся режим аристократической олигархии. Если рабовладельческая демократия Древних Афин существовала в полисной форме, то аристократическая олигархия Древнего Рима эволюционировала в деспотическую мировую империю.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.