Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ 8 глава





Успеху петушиных боев в России способствовал уже упомянутый при разговоре о кулачных боях и скачках граф А.Г. Орлов-Чесменский. Увлечение Орлова петушиными боями началось с приобретения им бойцовых птиц из Англии - лучших, по тем временам, пород. Отече­ственных же пород боевых птиц практически не было. Вот и поставил перед собой Орлов задачу - вывести отечественную породу бойцового петуха, орловского, не иначе. И началась кропотливая селекционная работа, растянувшаяся на десятилетие. Для этого Орлов завел родо­словные книги, в которых самолично прослеживал судьбу каждого отложенного яйца, каждой выращенной птицы. И такая порода, в кон­це концов, была создана. Получила название русской. И ценилась на петушиных боях весьма высоко. И не только в России2.

Для петушиного боя необходимы особые, бойцовые породы пету­хов, которые в течение столетий и совершенствовались. Они, во-пер­вых, отличались внешним видом: были широкоплечи, обладали силь­ной длинной шеей, небольшой сухой головкой и длинными же, мощ­ными, с большими шпорами, ногами. Во-вторых, склонность к драчливости была их основным качеством, которое особо тщательно развивалось и пестовалось. Петушиные бои в России чаще назывались, и не случайно, «петушиной охотой». Ибо главное — не столько поеди­нок петухов на арене, а оценка достоинств боевой птицы.



 

 

1 Полилов Г.Т. (Ссвсрцсв). Быт петербургского купечества. С. 105.

2 Согласно древнегреческому преданию, петушиные бои были изобретены полко­водцем Фемистоклом. Перед битвой с персидским царем Ксерксом в 480 г. он обратил внимание на двух драчливых петухов, яростно сражающихся в придорожной пыли. Фсмистокл остановил свою колесницу и обратился к воинам с короткой речью. «Эти птицы, - сказал он, - дерутся не за богов Эллады и не за своих предков... Им нужна лишь победа, и один из них останется победителем». Слова полководца воодушевили воинов. И они победили. Фсмистокл же с тех пор устраивал ежегодно торжества в честь победы, и основным элементом этих торжеств были петушиные бои. Вскоре они рас­пространились по Европе, а затем и по миру.

 

Примечательно, что ни один настоящий охотник не посмел б на­звать боевого петуха собственно петухом, а только так -птица. И он, конечно же, должен был решить для себя главный вопрос: кому отдать предпочтение - крепкой ли груди русского, огромным ли шпо­рам английского или увертливости, подвижности гильдянского. Под­линные ценители петушиных боев создали в Москве «Общество пету­шиных охотников». Членов этого общества объединяло стремление к улучшению петушиных пород, забота о совершенствовании силы, ловкости и красоты боевой птицы. Понятно, что без особой увлечен­ности или, как тогда говорили, «петушиной страсти» вряд ли было возможно заниматься этим делом.



Пожалуй, именно Москва всегда оставалась центром петушиных боев в России, куда тянулись охотники не только Московской губер­нии, но и иногородние охотники из ближних и дальних регионов стра­ны. По свидетельству знатоков старой Москвы петушиные бои прово­дились при трактире купца Коломенского в Подвесках, при трактире Шустрова на Смоленском рынке и во многих других местах. Именно здесь и возникали «петушиные театры» или, как их еще называли,

цирки.

Чтобы представить, как происходил поединок, обратимся к свиде­тельству очевидца: «Во дворе, в углу, под большим деревом, устроена, по всем правилам петушиной охоты, арена, вокруг которой стоят ам­фитеатром скамейки.... Но вот трактир скоро наполнится охотниками... Общий говор вертится на боевой птице... Порой возникает спор..., при котором вдруг выхватывается из саквояжа или мешка петух и стано­вится гоголем на стол, а потом опять прячется...

Но вот завязывается... вызов на бой.... Все охотники вскакивают и устремляются поспешно по лестнице во двор, в заветный угол... Охотники занимают места на скамейках..., предлагая друг другу за­клады то за того, то за другого петуха...». Вот, наконец, охотники выносят участников поединка. При этом они стараются, чтобы «пету­хи увидели еще до арены друг друга. Подойдя к самой арене, оба охотника начинают тихо раскачивать своего петуха вправо и влево и затем одновременно спускают их на арену и тут же садятся». Все кругом замирает - бой начинается. По его окончании «охотники все разом заговорили, пошли суды и пересуды, и началась расплата закла­дов»1.



До 60-х годов XIX в. петушиные бои проводились легально и привлекали, как уже говорилось, достаточное количество зрителей. Однако по настоянию «Общества покровительства животных» они были признаны безнравственными, определены как жестокосердная забава и, как следствие, запрещены. Просуществовав еще несколько лет, проводимые с украдкой, без лишнего шума и обильной рекламы,

 

1 Соболев В.Н. О петушиных боях в Москве. - В кн.: Ушедшая Москва. - М.. 1964. - C.185-I87.

 

 

где-нибудь на окраине города, порой даже на чердаках заброшенных домов, петушиные бои, в конце концов, исчезли из досуговой жизни россиян.

Различного рода зрелища и гуляния являются, по сути, публичны­ми формами досуга. Но ведь существовали и иные, домашние его формы. И среди них немало было традиционных, заведенных еще дедами. О некоторых из них я упоминал в предыдущих главах. Распро­странены они были и у крестьян, и у городского простонародья. Это и «послеобеденный сон», отказ от которого считали ересью и отступ­лением от дедовских обычаев; и многочисленные гостевания, чаепи­тия и пр.

Выбор настольных игр у городских жителей был обширен: лото, шашки, домино. Но прежде всего - карты. Играли либо «по малень­кой», либо вообще без денег, «на интерес». Чаще всего - в «девятку» или «в петушки» (нынешняя игра «в дурака»). Проигравший должен был трижды прокричать «ку-ка-ре-ку», находясь под столом, что до­ставляло победителям восторг и блаженство.

В крестьянстве в карты играли редко. Но если и играли, то опять же «в петушка». А также в «марьяж», «орешки», «три листа» и пр. Но самой любимой игрой простого люда была игра «в козла», весь инте­рес которой состоял в том, чтобы оставить партнеров без взятки («в козлах»). Быть «козлом» означало покрыть себя несмываемым, до отыгрыша, позором; отзываться на кличку «вонючий козел»; безропот­но сносить обидные приколы (вроде козлиного блеянья в спину или скверной гримасы и нажимания носа пальцами при встрече). Кстати, и в народной среде редко играли на деньги; чаще - «на щелкан», т.е. щелчок в лоб или «по носам», когда проигравшего без всякой пощады хлестали колодой карт по носу.

Было бы ошибочно представлять жителя села или города первой половины XIX в. как человека, абсолютно равнодушного к книге. Но общий уровень их читательских интересов был явно невысок. Особен­но у крестьянина (см. эпиграф к этой главе). Время, о котором мечтал Н.А.Некрасов, было еще довольно далеко. Поэтому и житель села, и городской житель в это время довольствовались лубком - дешевыми раскрашенными картинками на бумаге, да «копеечными» книжками со сказками о Бове-королевиче и пр. Да упомянутыми в этой главе фор­мами досугового действия. Этот пласт сферы досуга, как видно, весь­ма отличен от аналогичного пласта дворянской культуры.

Особенно того, который возникал в помещичьей усадьбе, справед­ливо называемой колыбелью русской культуры. Ибо именно здесь зарождались будущие музейные коллекции картин и скульптур. Имен­но здесь собирались интереснейшие библиотеки. Именно здесь, в усадьбе, - истоки любительского творчества. Здесь ставились спектак­ли и на сцену выходили не только крепостные актеры. Здесь музици­ровали, создавали дуэты, трио, квартеты и даже оркестры. Именно здесь, в усадьбе, происходило приобщение простого люда к подлинной культуре. И не только в качестве зрителя или даже активного участника, ставшего певцом, танцором или музыкантом в представле­нии или спектакле, но и в качестве ученика, усаженного хозяевами усадьбы за парту для приобщения к знаниям.

К середине XIX в. культура России в своей досуговой сфере сде­лала, таким образом, весьма заметный, основательный - по содержа­нию, разнообразный - по формам скачок по сравнению с культурой прошлых веков. Создав тем самым плацдарм для дальнейшего разви­тия и совершенствования праздничности как существеннейшего каче­ства представлений, праздников, обрядов, зрелищ и т.п.

 

 

ГЛАВА 8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.