Сделай Сам Свою Работу на 5

Функция распределения доходов.

Предмет экономики общественного сектора

Рыночная экономика представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.

Общественный сектор включает ресурсы, находящиеся в распоряжении государства и некоммерческих общественных организаций. Для общественного сектора характерно преобладание нерыночного способа координации экономической деятельности, нерыночного типа организации обмена деятельностью.

В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода — общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор активно участвует в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.

Общественный сектор включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный и смешанный.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономикивключает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Цель функционирования общественного сектора - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

Предметом изучения экономики общественного сектора является формирование и использование ресурсов государства и влияние государства на экономическое положение и поведение организаций (фирм) и домохозяйств.

Различные экономические школы внесли свой вклад в разработку современной экономики общественного сектора.

Экономические функции государства интересовали исследователей со времен меркантилистов. Роль государства в воспроизводственном процессе подчеркивалась физиократами. Адам Смит выделял 3 задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство: 1) это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств; 2) охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества; 3) существуют такие блага, частные вложения в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д.Рикардо занимался проблемами налогообложения. У Дж. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что в последствии получило название изъянов рынка (в основном он указывал на недостаток информации). А.Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени.

Немецкий экономист Фридрих Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении догоняющих, не имеют другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации, кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Немецкий ученый Адольф Вагнер в конце XIX в. сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей.

Оригинальная теория обоснования экономической роли государства была предложена в середине XX в. французским экономистом Француа Перру. Его «доктрина трех экономик» исходит из того, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перру может быть только государство. В концепция дирижизма в качестве метода управления Перру рассматривает индикативное планирование, которое может способствовать переходу к экономике гармонирующего роста.

Одним из подходов к обоснованию необходимости формирования общественного сектора является теория благосостояния. Перераспределение дохода в обществе может увеличить совокупное благосостояние. В интересующем нас аспекте данная теория, по сути, сводится к тому, что общественный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает заниматься перераспределением доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости. Данная теория обогащена множеством моделей распределения доходов, которые и легли в основу такой экономической категории, как функция распределения доходов.

Теория общественного блага была разработана в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Теория общественного блага исходит из главенства рынка, и лишь там, где механизмы рынка не срабатывают, его вынужден замещать общественный сектор. Общественный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.

 

Функции общественного сектора

Осуществляя свою экономическую деятельность, государство выполняет следующие важнейшие функции:

1) стабилизация экономического развития; 2) распределение ресурсов (аллокативная); 3) распределение доходов (дистрибутивная)

Стабилизационная функция.

Как известно, реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Влияя на денежную массу, центральный финансовый орган реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. В результате должны быть созданы предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. В свою очередь, улучшение социального положения абсолютного большинства граждан создает благоприятные условия для экономического развития путем увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.

Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.

Функция распределения ресурсов.

Предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение определяется как доля бюджетных изъятий из ВВП. Дополнительный источник – налоговые льготы.

Функция распределения доходов.

Предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния; осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перспективе – искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

Эта функция имеет очень большое значение, поскольку при условии невмешательства государства образуется тенденция к такому распределению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение масштабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения, а как следствие этого, сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.