Сделай Сам Свою Работу на 5

Масштабы общественного сектора в экономике





Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики.

Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце ХIХ века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

В условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость в организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.



В первом случае речь идет о спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами, необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спора и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.



Тема 3. Общественные блага

1 Общественные блага: свойства и виды

2 Проблема безбилетника

3 Эффективный объем общественных благ в модели общего равновесия



4. Подходы к выявлению спроса на общественные блага

5 Теория клубов и клубные блага

 

Общественные блага: свойства и виды

Общественное благо – это благо, потребление которого приносит полезность более чем одному лицу. Общественное благо потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

К общественным благам можно отнести, например, услуги государственной социальной и культурной сфер, предоставляемых бесплатно. Общественные блага часто потребляются совместно.

Общественное благо имеет два свойства: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. При предоставлении общественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки равны нулю (МС=0). А при увеличении потребителей реализуются условия Парето-эффективности.

Эффективность по Парето – это такие изменения, при которых никто не проигрывает, а некоторые экономические субъекты выигрывают.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить.

Общественные блага могут быть: чистые и смешанные.

Чистыми называются общественные блага, которые обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости в потреблении.

Смешанными называются общественные блага, для которых хотя бы одно из свойств присутствует в меньшей степени.

Сфера чистых общественных благ соответствует минимально возможным границам общественного сектора. А сфера смешанных общественных благ – уровню конкуренции общественного сектора с частным.

Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям.

Смешанное благо, является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо становится объектом купли-продажи, оно представляет собой платное благо.

Разновидность исключаемого смешанного блага – перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. возникает его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим.

Типичный пример перегружаемого общественного блага – шоссейные дороги, мосты, тоннели.

Разновидность смешанного блага – это благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов.

 

Проблема безбилетника

Потребление общественных благ происходит коллективно. Однако индивидуальная польза от этого потребления различна.

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание получить это благо бесплатно. Такая ситуация называется проблемой безбилетника или проблемой «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой. Исправить провалы рынка помогает государство.

Чистые общественные блага поставляются государством. При производстве смешанных общественных благ допускается минимальное участие государства в их создании и финансировании.

Финансирование производства чистых благ за счет налогов оправдано, если эти блага доступны для всех членов общества. Сокращение производства общественных благ возможно, если обеспечивается рост производства частных благ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.