Сделай Сам Свою Работу на 5

Транспорта и финансов в предвоенный период.

Развитие внутренней торговли. С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли ( например, ярмарки ).

Развитие внешней торговли. За 1909 - 1913гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.

Русский рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.



Развитие транспорта. Хотя перед первой мировой войной в связи с промышленным подъемом железнодорожное строительство снова усилилось, транспорт был узким местом русской экономики. Общая длина железных дорог в 1913 г. достигла 70,2 тыс. км. Более чем вдвое вырос за 1900 - 1913 гг. грузооборот, однако по этому показателю Россия занимала лишь пятое место в мире. Более 3/4 всех железнодорожных путей были одноколейными, не хватало паровозов и вагонов. Размещение железных дорог в стране было крайне неравномерным: 82% приходилось на европейскую часть. Но и здесь перед первой мировой войной на единицу пространства приходилось рельсовых путей в 11 раз меньше , чем в Германии, и в 7 раз меньше, чем в отсталой Австро-Венгрии. Мало было и шоссейных дорог. Весной и осенью глубинные районы были буквально отрезаны вследствие бездорожья. В ряде губерний доставка пуда хлеба от села до железнодорожной станции стоила дороже, чем из Одессы в Америку.

Финансы России. Рост государственного бюджета был обусловлен ускоренным развитием промышленности, усиленным притоком иностранного ссудного капитала, увеличением налогов. При этом прямые налоги - поземельный налог, государственный промысловый налог и сбор с доходов от денежных капиталов - по-прежнему составляли незначительную часть бюджетных поступлений. Вместе с тем за 10 предвоенных лет косвенные налоги, которыми облагались предметы народного потребления: табак, сахар и т.д., - увеличились с 1089 млн. до 1842 млн. руб. и к началу первой мировой войны составляли около 60% всех бюджетных доходов. Царское правительство использовало косвенные налоги как средство грабежа народных масс. В 1913 г. чистый доход государства от продажи одних лишь спиртных напитков был в три раза больше, чем от всех прямых налогов. Важную роль среди налогов играли таможенные пошлины.

В расходной части бюджета царской России рос удельный вес военных расходов, платежей по государственным займам, а также расходов на содержание аппарата насилия. В 1913 г. на народное просвещение было ассигновано средств в 2,5 раза меньше, чем на содержание императорского двора, духовенства, тюрем и полиции.

В связи с ростом военных и административных расходов значительно вырос государственный долг. Огромные долги, сделанные царизмом во время войны с Японией и первой русской революции, возросли еще больше в связи с подготовкой к новой войне. В 1914 г. государственный долг России составлял около 10,5 млрд. руб. За 15 предвоенных лет иностранным капиталистам было выплачено только в виде процентов по займам и дивидендов около 5 млрд. руб. - больше, чем было ввезено в Россию иностранных капиталов за это же время.

 

 

Заключение.

В конце XIX - начале XXв. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами были:

1) монополии, возникающие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующее позиции в экономике;

2) сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;

3) наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);

4) возникновение международных монополистических союзов и обострение в связи с этим борьбы за рынки сбыта, сырья, сферы приложения капиталов;

5) обострение борьбы между ведущими странами мира, что привело к ряду локальных воин, а затем к развязыванию первой мировой войны.

Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и прежде всего возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

За период от реформы 1861 г. до начала первой мировой войны русская промышленность прошла значительный путь развития. Производство промышленной продукции возросло в 12,5 раза, тогда как в Германии - в 7, а во Франции - только в 3 раза. Общая численность рабочего класса увеличилась примерно в 4 раза.

Однако промышленное отставание России от капиталистических стран Запада не было ликвидировано. В 1913 г. Россия занимала лишь пятое место в мире по производству промышленной продукции и по выплавке стали, шестое по добыче угля, восьмое по производству электроэнергии.

Вследствие однобокого развития промышленности страна зависела от запада в техническом отношении. Такие новые в то время отрасли промышленности, как производство качественных сталей, автотракторостроение и другие, в России отсутствовали или находились в зачаточном состоянии.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России.

Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился

за период реформы на 46%.

Еще больше ,на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской

пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Сказанное вовсе не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.

История повторяется. Как неудивительно, подобная ошибка была совершена значительно позже и совсем в иных исторических условиях. Экономическая реформа провалилась у нас, как мне кажется точно по той же причине: ее хотели осуществить вне демократии и без демократии. Результат известен и вывод очевиден: не повторять ошибок истории.

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. В.Т. Чунтулов, Н.С. Кривцов и др. “Экономическая история СССР”

Москва, “Высшая школа”, 1987 г.

 

2. Л.Н. Жарова, И.А. Митина. “История Отечества 1900-1940”.

М.: Издательство “Просвещение”. 1992 г.

 

3. С.В. Кулешов и др. “ История Отечества “

Москва, 1991 г.

 

4. С.В. Мироненко. “История Отечества: люди, идеи, решения.

Очерки истории России 19-начала 20 вв.”.

Москва, 1991 г.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.