Сделай Сам Свою Работу на 5

О тех, кто отрицает некоторые имена и атрибуты Аллаха





[Шейх Салих али Шейх говорит]: Эта глава является порицанием для тех, кто занимается подобным. Отрицание имен и атрибутов Всевышнего Аллаха противоречит основе единобожия. Это является признаком неверующих и многобожников.
Мы уже говорили о том, что у таухида аль-улюхийа есть доказательства. К этим доказательствам относится таухид рубубийа и таухид аль-асма уа-с-сыфат. О таухиде рубубийаговорилось в главе 15. А сейчас мы поговорим о таухиде аль-асма уа-с-сыфат. Кто заблудился в таухиде аль-асма уа-с-сыфат, тот обязательно заблудится в таухиде аль-улюхийа. Поэтому вы видите, что нововведенцы из этой общины, которые заблудились в вопросе имен и атрибутов, как, например, джахмиты, му‘тазилиты, рафидиты, аш‘ариты, матуридиты и так далее, они все не остановились на этом, а заблудились в том, что не поняли сущность таухида аль-улюхийа. Они толкуют слово « الإله » - /илях/ - не так, как оно должно быть разъяснено на самом деле. Поэтому они растолковали свидетельство о том, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, не так, как того требует арабский язык и шариат. Они не поняли связь имен и атрибутов и их следов во власти Всевышнего Аллаха. Поэтому шейх (да смилуется над ним Аллах) привел эту главу, чтобы указать на то, что возвеличивание имен и атрибутов относится к полноте единобожия, а их отрицание противоречит основе единобожия. Кто отрицает имя Аллаха, которым Он описал Себя, или этим именем описал Его пророк (мир ему и благословение Аллаха), тот является неверующим, как сказал Аллах о многобожниках:



﴾ وَهُمْ يَكْفُرُونَ بِالرَّحْمَن ﴿

«Они не уверовали в Милостивого». (Сура ар-Ра‘д, аят 30)
Обязательна для раба, который относит себя к этой религии, вера в единство Всевышнего Аллаха в Его именах и атрибутах. Что это значит? Человек должен быть глубоко убежден, должен верить в то, что никто не подобен Всевышнему Аллаху в Его именах и атрибутах. Всевышний Аллах сказал:

﴾ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴿



 

«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11)
В этом аяте Всевышний Аллах отрицает и утверждает. Всевышний Аллах отрицает в отношении Себя подобие, а затем утверждает два атритуба: слух и зрение. Ученые сказали, что отрицание пришло перед утверждением в соответствии с известным арабским правилом, которое гласит:

« التخلية تسبق التحلية »

 

«Очищение опережает украшение».

Сначала нужно очистить сердце от крепкой хватки уподобления (тамсиля), от тех убеждений, которые имели многобожники во времена джахилийи, когда они уподобляли Аллаха Его творениям. Когда сердце очистилось от этого, оно начинает подтверждать те атрибуты, которые присущи Аллаху. Что касается этого аята, то в нем утверждение двух атрибутов: слуха и зрения.
Почему Всевышний Аллах упомянул именно слух и зрение? Потому что эти два атрибута распространены практически среди всех созданий. Практически все живые существа, имеющие душу, имеют также слух и зрение. Человек обладает слухом и зрением, животные обладают этим, и даже мухи имеют слух и зрение. Слух и зрение имеют также рыбы и птицы, и даже мелкие насекомые.
Каждый разумный знает, что слух этих созданий сильно отличается. То же самое можно сказать и о зрении. Слух животного неподобен слуху человека. Слух человека может быть лучше, чем у многих животных, но есть животные, чей слух сильнее человеческого. У всех, кто обладает этими атрибутами, сходство только в основе атрибута, но каждый имеет такой слух (или зрение), который соответствует ему. Наличие слуха и зрения у человека и у животного не приводит к тому, что мы уподобили человека и животного. Таким же образом мы подтверждает слух и зрение в отношении Царя, Живого, Поддерживающего жизнь. Это не значит, что мы уподобляем Его человеку или другим творениям. Всевышний Аллах обладает слухом и зрением так, как подобает только Ему. Слух Всевышнего Аллаха совершенен со всех сторон. Нет у этого слуха никакого недостатка. То же самое мы говорим о зрении.
Отрицание делается в общем, а утверждение - в подробностях. Рабы обязательно должны знать, что Всевышний Аллах описан прекрасными именами и возвышенными атрибутами. Ни в коем случае нельзя отрицать какие-либо атрибуты. Кто отрицает имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, тот является неверующим.
Вера в имена и атрибуты становится причиной сильной веры в Аллаха. Через имена и атрибуты человек узнает Всевышнего Аллаха. Знание об Аллахе приходит только после изучения имен и атрибутов, а также изучения их следов в царстве Всевышнего Аллаха.
Эта глава имеет отношение к книге о единобожии по двум причинам. Во-первых, одним из доказательств необходимости поклонения одному Аллаху является то, что только Аллах обладает божественными именами и качествами. Во-вторых, отрицание каких-либо имен или качеств Аллаха является неверием, многобожием и выводит человека из лона религии. Если божественное имя или качество упоминаются в священных текстах, и если человеку известно, что Аллах охарактеризовал Себя или Посланник охарактеризовал Его этим именем или качеством, после чего он продолжает отрицать их, то он совершает неверие, потому что фактически он пытается опровергнуть Коран и Сунну.



Всевышний Аллах сказал:

«Но они не уверовали в Милостивого. Скажи: "Он - мой Господь, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, и к Нему я вернусь с покаянием"». (Сура ар-Ра‘д, аят 30)
Милостивый ( الرحمن ) – это одно из имен Аллаха. Несмотря на это, мекканские язычники и неверующие сказали: «Мы не знаем никакого милостивого, кроме милостивого из Йамамы». Они отказались уверовать в одно из имен Аллаха, и это было самым настоящим неверием. Поэтому Великий и Могучий Аллах сказал, что они отказались уверовать в Милостивого, т.е. в одно из имен Аллаха. Это имя относится к прекрасным именам Аллаха. Оно свидетельствует о том, что Аллах обладает милостью. Именем «ар-Рахман» можно называть только Всевышнего Аллаха. Это имя относится к таким именам Всевышнего, которыми никто не описан, кроме Него.
Каждое из имен Аллаха указывает на какое-либо из Его качеств. Нельзя говорить о том, что имена Аллаха не содержат в себе никакого смысла. Любое из имен Аллаха указывает на два обстоятельства: на божественную сущность Аллаха и на одно из Его качеств. Именно поэтому мы утверждаем, что любое имя Аллаха подразумевает одно из Его качеств. Это относится даже к слову “Аллах”, которое указывает на то, что именно Он является Богом, заслуживающим поклонения. Согласно наиболее достоверноум из двух мнений богословов, оно является производным от слова “илях”, которое означает“божество” и указывает на необходимость поклоняться Ему.
Таким же образом все атрибуты указывают на совершенство Всевышнего Аллаха. Верующий раб, который желает совершенного единобожия, должен уделить внимание вопросу имен и атрибутов. Знание об именах и атрибутах Аллаха заставляет раба чувствовать то, что Аллах наблюдает за ним. Имена и атрибуты оставляют след в единобожии человека, в его сердце, в его знании об Аллахе.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис о том, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал:«Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве вы хотите, чтобы Аллаха и Его Посланника сочли лжецами?»аль-Бухари в Книге Знания из книги «ас-Сахих», 1/59.
Из этих слов следует, что есть знания, которые нецелесообразно открывать всем людям. К ним относятся некоторые вопросы, связанные с верой в имена и качества Аллаха. Они могут быть неправильно поняты некоторыми людьми, и поэтому некоторые тонкости этих вопросов не следует обсуждать перед непросвещенной аудиторией. Они обязаны уверовать в имена и качества Аллаха в целом, а также в самые известные из тех, что упоминаются в Коране и Сунне, в отдельности, потому что обсуждение некоторых имен и качеств Аллаха перед людьми, которые не способны их понять, является одной из причин, по которым люди начинают отрицать их. Поэтому не стоит заходить в подробности этого раздела, пока человек не поймет эти вопросы должным образом. Но большинство людей не относится к тем, кто понимает это должным образом. Поэтому, когда при имаме Малике (да смилуется над ним Аллах) говорили об одном из хадисов, он запретил это, так как простолюд не понял бы эти вопросы.

Поэтому мусульманин, а особенно требующий знания, должен сторониться того, чтобы стать причиной того, чтобы люди отвергли слова Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Причиной этого может быть то, что человек начинает рассказывать людям то, чего они не понимают. Как пришло в хадисе:«Если человек рассказывает народу то, чего не может постичь их разум, то он может стать причиной смуты (фитны)».Муслим, 14. Точно так же имам аль-Бухари поместил в книгу Знания главу о том, что нужно оставлять некоторые знания из-за боязни того, что люди не поймут их и попадут в худшее. Это является очень важным вопросом, на который должен обратить внимание преподаватель, рассказчик, хатыб и так далее.

Абду-р-Раззакъ передал от Ма‘мара ибн Рашида от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас рассказывал:«Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по поводу качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они принимают ясные аяты, однако гибнут от неясных"». Передали Ма‘мар в «аль-Джами‘», 11/423; Абду-р-Раззакъ в своём тафсире, 3/239; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 485.
Этот человек возмутился от того, что неправильно понял смысл божественного качества. Усмотрев его сходство с качествами творений, он испугался своих мыслей. Однако мусульмане должны одинаково относиться ко всем качествам, встречающимся в Писании Аллаха и Сунне Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они должны признавать эти качества, не думая о том, как они выглядят, и не уподобляя их качествам творений. Именно поэтому Ибн ‘Аббас сказал:«Что пугает их?».
«Они принимают ясные аяты» - это значит, что такие люди охотно признают то, что им понятно, но погибают, когда слышат тексты Корана и Сунны, смысл которых они не могут постичь своим разумом.
«Однако гибнут от неясных» - эти тексты пугают их, и они начинают искажать их смысл и отрицать их, хотя это является одной из причин заблуждения. Под неясгыми текстами здесь подразумеваются те, смысл которых остается неясным для некоторых людей.
Коран, знание и шари‘ат полностью являются ясными (мухкам) и являются похожими (муташабиха). Что-то из Корана может быть понятным для определенного человека, а что-то непонятным. У всего этого есть три вида:

1 - Ясные тексты - ( المحكم )- как об этом сказал Всевышний Аллах:

«Алиф. Лям. Ра. Это - Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим. Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха». (Сура Худ, аяты 1-2)
Коран - он весь ясно изложен (мухкам). Смысл его ясный. Всевышний Аллах сделал его таким. В Коране нет никаких противоречий, напротив, одни аяты подтверждают другие. Как сказал Аллах:

«Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий». (Сура ан-Ниса, аят 82)

2 - Похожие тексты -( متشابه )- часть Корана похожа на другую часть. Одни вопросы похожи на другие. Одно место в Коране подтверждает другое, один аят разъясняет другой. Всевышний Аллах сказал:

«Аллах ниспослал наилучшее повествование - Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь».(Сура аз-Зумар, аят 23)
Например, в одном аяте говорится о Рае, и в другом говорится о нём. Одни сообщения разъясняют другие. Это встречается во всем Коране.
3 - Неясные тексты -( متشابه )- как сказал Всевышний:

«Он - Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся неясными».(Сура али Имран, аят 8)
Мы знаем, что ахлю-с-сунна уаль-джама‘а убеждены в том, что нет в Коране абсолютно непонятной вещи, которую никто бы не знал. Нет таких вопросов, которые были бы непонятными для всей общины. Для одних людей некоторые вопросы непонятны, но для других они являются ясными, как сказал Аллах:

«Толкования этого не знает никто, кроме Аллаха и обладающих основательными знаниями». (Сура али Имран, аят 8)
То он не должен пугаться, не должен обвинять шариат, а иначе в сердце человека проникнет отклонение. Это то, что имел в виду ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом). Всевышний Аллах сказал:

«Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования».(Сура али Имран, аят 8)
Эти люди используют две дороги: либо они желают посеять смуту , либо желают добиться толкования. Но для нас является обязательным возвращать непонятное (муташабих) к ясному (мухкам). Ведь, мы знаем, что одна часть шариата подтверждает другую, одна часть единобожия указывает на другую. Общеизвестноеправило в вопросах атрибутов, которое упомянули многие ученые, в их числе Хаттаби и шейх уль-Ислям, гласит:

« أن القول في بعض الصفات كالقول في بعض »

«Поистине, речь об одних атрибутах подобна речи о других атрибутах».

Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Милостивом, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу:«Но они не уверовали в Милостивого. Скажи: "Он - мой Господь, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, и к Нему я вернусь с покаянием"».(Сура ар-Ра‘д, аят 30)См. «Тафсир аль-Багъауи», 3/19; «Зад аль-Масир», 4/329; «Дар уль-Мансур», 4/650 и многие другие тафсиры.
Под отрицанием качества или имени Аллаха подразумевается полное непризнание их. Это является неверием, в отличие от искажения божественных качеств. Искажение и отрицание имен и качеств Аллаха имеют различные степени, о которых мы поговорим позднее, если на то будет воля Всевышнего.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1.Отрицание какого-либо из имён и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры.
2.Тафсир 30 аята из суры «ар-Ра’д».
3.Запрет рассказывать то, чего слушающий не понимает.
4.Причина этого заключается в том, что непонятное ведёт к отвержению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если отрицающий делает это непреднамеренно.
5.Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имён и качеств Аллаха, и что это губит его.

«Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них - неверующие».

 

[Шейх Салих али Шейх говорит]: Этот раздел относится к важным разделам этой книги, особенно в наши дни, по причине сильной нужды в этом. Автор сделал основой этой главы аят, в котором сказано:

﴾ يَعْرِفُونَ نِعْمَتَ اللَّهِ ثُمَّ يُنكِرُونَهَا وَأَكْثَرُهُمُ الْكَافِرُونَ ﴿

 

«Они узнают милость Аллаха, а затем отрицают ее, поскольку большинство из них - неверующие». (Сура ан-Нахль, аят 83)
Всевышний Аллах описал неверующих в суре «ан-Нахль», которая также называется сурой о милостях, тем, что они отрицают милости Всевышнего Аллаха, хотя знают о них. Они отрицают эти милости тем, что приписывают их не Аллаху, хотя на самом деле, Он дал эту милость.
Раб обязан знать, что все милости – от Аллаха, и что достичь совершенного единобожия можно только в том случае, если он связывает все милости и блага с Великим и Могучим Господом. Если же он приписывает их кому-либо, кроме Аллаха, то его приверженность единобожию является недостаточной. Подобное деяние является малым многобожием. Соответствии этого раздела нашей книге в том, что есть много слов на языках людей, которые приводят к этому отрицанию.
В этой главе говорится о словах, которые приводят к малому многобожию. Человек приписывает милости не Аллаху, хотя Он сказал:

﴾ وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللَّهِ ﴿

 

«Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха». (Сура ан-Нахль, аят 53)
Это явное указание на всеобщность (‘умум). Приход слова в неопределенном состоянии (накира) в отрицательном контексте указывает на всеобщность. А перед словом в неопределенном состоянии (накира) пришла частица « من » - /мин/ - что в свою очередь еще сильнее подчеркивает всеобщность. Из этой всеобщности ничего не исключается. Значит в аяте содержится указание на то, что всякая милость (малая или большая, великая или ничтожная) от Аллаха. Рабы являются всего лишь причиной того, что к ним попала милость. Создание не является тем, кто дает тебе милость. Поистине, даровал эту милость Господь. Это является полнотой единобожия. Сердце единобожника знает, что всякая вещь в царстве Всевышнего, либо Он её дает, либо забирает. Всевышний Аллах сказал:

﴾ مَا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِن رَّحْمَةٍ فَلا مُمْسِكَ لَهَا وَمَا يُمْسِكْ فَلا مُرْسِلَ لَهُ مِن بَعْدِهِ ﴿

 

«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него». (Сура Фатыр, аят 2)
Любая милость от Всевышнего Аллаха, а рабы всего лишь являются причиной. Поэтому обязательно нужно приписывать милость к Тому, Кто её дает, а не к тому, кто является причиной. Ведь, если Всевышний Аллах пожелает, Он сделает так, что причина перестанет работать. Если причиной является человека, то сердце человека находится между пальцами Всевышнего Аллаха. Если Всевышний Аллах пожелает, он остановит этого человека, и тот перестанет быть причиной. Шейх уль-Ислям (да смилуется над ним Аллах) сказал, что любой человек, связывающий свое сердце с творением, обязательно будет унижен и оставлен без помощи. Это наблюдается у большинства мусульман. Мусульманин обязательно должен связывать свое сердце только с Аллахом. Он должен знать, что все милости - от Всевышнего Аллаха, а рабы - это всего лишь причина. В этом и заключается сущность единобожия.

Муджахид сказал, что смысл этого (аята) в том, что человек говорит: «Это — моё имущество, которое я унаследовал от моих предков». Передал ибн Джарир ат-Табари в тафсире, 14/158. См. также «Дар уль-Мансур», 5/155.
Эти слова несовместимы с совершенным единобожием и являются проявлением многобожия, потому что такой человек считает, что это имущество он приобрел благодаря себе и своим предкам. Но в действительности именно Аллах одарил этим богатством его предков, а затем смилостивился над ним самим, определив для него долю в наследстве. Все это является милостью и щедростью Великого и Могучего Аллаха. Родитель является всего лишь причиной, благодаря которой человек приобретает имущество. Отцу или владельцу имущества даже не разрешается распределять наследство так, как ему угодно, потому что в действительности все его богатство не является исключительно его собственностью. Всевышний Аллах сказал:

«И одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам». (Сура ан-Нур, аят 33)
Имущество принадлежит Аллаху и Он делит его так, как пожелает. Раб должен знать то, что имущество, которое доходит до него по причине его родителей, доходит только по милости Всевышнего Аллаха. Его отец, мать и родственники всего лишь являются причиной. Поэтому человек должен возносить хвалу Всевышнему Аллаху за эти милости, а только затем благодарить того, кто стал причиной.

Аун ибн Абдуллах сказал, что эти слова относятся к тому, кто говорит: «Если бы не такой-то, то так бы не случилось». Передал ибн Джарир ат-Табари в тафсире, 14/158.
Это похоже на слова «Если бы не пилот, то мы бы погибли!», «Если бы водитель не был профессионалом, то случилось бы так-то и так-то», или другие похожие высказывания, в которых люди связывают произошедшее событие с его непосредственной причиной, которой может быть человек, предмет, место или другие творения Аллаха, такие как дождь, вода или воздух. На самом же деле, эта вещь случается по предопределению Всевышнего Аллаха. Поэтому раб должен проявлять единобожие и говорить: «Если бы не Аллах, а затем такой-то...», то есть ставить причину на второе место.

Ибн Кутайба сказал: «Они говорят: "Мы добились этого из-за заступничества наших божеств"». См. «Шифаа аль-‘Алиль», стр. 36.
Когда таким людям перепадает добро, они вспоминают, что обращались с молитвами к святым, пророкам, истуканам или идолам и говорят: «Боги заступились за нас, и благодаря этому мы получили это добро». Они вспоминают своих богов и забывают о том, что только Аллах одаряет их благами, и что Аллах не принимает заступничества, в котором есть хотя бы доля многобожия.

После хадиса Зейда ибн Халида, в котором говорится, что Всевышний Аллах сказал:«Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие...», — Абу аль-Аббас Ибн Теймийа писал:«В Книге Аллаха и Сунне много текстов, в которых Всевышний осуждает тех, кто приписывает Его блага другому и таким образом приобщает к Нему сотоварища». См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 8/23.
Этой главе необходимо уделять большое внимание, потому что Аллах одарил нас бесчисленными милостями, и мы обязаны связывать все эти щедроты и блага с нашим Великим и Могучим Господом, поминать Его посредством этих благ и благодарить Его за них. Для выражения благодарности за дарованные щедроты человек должен связывать их с тем, кто одарил его ими. Это – первая степень благодарности, о которой Всевышний сказал:

«И возвещай о милости своего Господа». (Сура ад-Духа, аят 11)
Это значит, что человек должен говорить: «Это произошло по милости Аллаха. Это – одна из щедрот Аллаха». Но если его сердце обращается с благодарностью к творению, то он увязает в одной из форм многобожия, которое подрывает совершенство его единобожия.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1.Разъяснение познания и отрицания блага Аллаха.
2.Подобное распрастранено у многих на языке.
3.Подобные высказывания называются «отрицанием блага Аллаха».
4.В сердце человека может сочетаться две противоположности.

«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно»

[Шейх Салих али Шейх говорит]: В этом разделе содержится указание на некоторые выражения, в которых содержится многобожие, то есть придавание Всевышнему Аллаху равного. Человек попадает в это, приписывая милости кому-либо кроме Аллаха, или клянется не Аллахом, или говорит: «Так пожелал Аллах и ты». Это является малым многобожием.

Всевышний Аллах сказал:

﴾ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿


«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно». (Сура аль-Бакара, аят 22)

Этот аят включает в себя запрет и на большое многобожие, и на малые его виды. Слово « أنداد » пришло в неопределенном состоянии (накира) в запретном контексте, а это указывает на всеобщность. Среди придавания Аллаху равных есть то, что выводит из ислама, а есть то, что не выводит из него.

В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является многобожием, которое более скрыто, чем следы муравья, ползущего по чёрному, гладкому камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" или "Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: "Если бы не Аллах и такой-то". Не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха. Во всех этих выражениях присутствует многобожие». Передал ибн Аби Хатим в тафсире, 1/62. Шейх Сулейман ибн Абдуллах назвал иснад хорошим (джеййид).

Подлинное единобожие достигается тогда, когда в сердце человека не остается никого, кроме Великого и Могучего Аллаха. Нет у Него ни сотоварищей, ни равных, и поэтому запрещается даже клясться кем-либо, помимо Аллаха, или говорить: «Так пожелали Аллах и такой-то!» Эти и другие подобные выражения запрещены, потому что мусульманину полагается связывать происходящие события с Аллахом. Дозволенными являются две степени в словах, и одна из них лучше, чем другая, а все остальное является запретным.

1 - Совершенная степень -﴾ الكاملة ﴿ - приписывание всех действий только Всевышнему Аллаху, даже если кто-то другой является причиной. Например, человек говорит:«Если бы не Аллах, то этого бы не произошло».
2 - Дозволенная степень -﴾ الجائزة ﴿ - например, человек говорит: «Этого бы не произошло, если бы не Аллах, а затем такой-то». Это высказывание не противоречит единобожию, потому что в нем подчеркивается, что участие творений стоит на ступень ниже той милости, которую человеку оказывает Аллах, однако оно не является совершенным.
Вот почему Ибн ‘Аббас сказал: «Не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха». То есть он призывает к совершенной степени, а не к дозволенной.
Что же касается запрещенных высказываний, то Ибн ‘Аббас сказал, что в каждом из них присутствуют элементы многобожия. Это относится, например, к словам: «Если бы не Аллах и такой-то…», используя частицу « و », то есть союз "и". Эта частица связывает однородные члены предложения, но не подчеркивает разницу в степени их участия. Что касается слова« ثم » - /а затем/ - подчеркивает разницу в степени участия и указывает на последовательность событий во времени. Это общеизвестно для всех, кто изучал смысл этих частиц. Поэтому, если человек скажет: «Если бы не Аллах и такой-то», то он впадет в малое многобожие.

Передают, что Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или приобщил сотоварищей к Аллаху». Передал ат-Тирмизи, 1535; Абу Дауд, 3251.
Клятва ( اليمين ) – это подтверждение правдивости собственных слов посредством упоминания того, кто почитается теми, кто участвует в разговоре. В арабском языке при произнесении клятв упоминаются частицы « و », « ب » и « ت ». Мусульмане обязаны подтверждать правдивость своих слов только клятвами именем Аллаха, потому что только Великий и Могучий Аллах заслуживает подлинного почитания и возвеличивания. А что касается людей, то они не являются великими, чтобы клясться ими. Поэтому кто желает принести клятву, пусть клянется только Аллахом.
Если же человек клянется кем-либо, помимо Аллаха, то он впадает в неверие или многобожие. Почему так? Потому что своим поступком он возвеличивает творение так, как надлежит возвеличивать одного Аллаха. Клятва не именем Аллаха относится к проявлениям малого неверия и малого многобожия, но может привести к великому многобожию, если человек станет возвеличивать творение так, как надлежит возвеличивать Аллаха, поклоняясь ему.
Посредством клятвы человек возвеличивает того, кем он клянется. Если же человек помимо клятв возвеличивает человека, поклоняясь ему, то это уже перерастает в большое многобожие.
Клятва не именем Аллаха является проявлением многобожия, даже если человек всего лишь произносит ее устами, не скрепляя ее в душе. Это относится к людям, которые часто клянутся Пророком, Каабой, честью, святыми и т.п. Они повторяют эти слова, не вкладывая в них их истинного смысла, и их клятвы можно рассматривать как пустословие, однако они все равно относятся к проявлению многобожия, потому что подразумевают возвеличивание творений наряду с Великим и Могучим Аллахом.

Абдуллах Ибн Мас‘уд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом». Передали Абду-р-Разакъ, 15929; ибн Аби Шейба, 12281; ат-Табарани в «аль-Кабир», 8902.
Это объясняется тем, что клятвы не именем Аллаха являются тяжким грехом и проявлением многобожия. Лживая клятва также является тяжким грехом, однако малое многобожие опаснее остальных тяжких грехов. Поэтому Ибн Мас’уд предпочел бы солгать, оставаясь приверженцем единобожия, нежели сказать правду, приобщив сотоварищей к Аллаху. Вознаграждение за единобожие больше, чем наказание за ложь, и наказание за приобщение сотоварищей к Аллаху ужаснее наказания за ложь.

Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то». Передали ат-Тайалиси, 430; ибн Мубарак в своем муснаде, 180; Ахмад, 5/384; ибн Аби Шейба, 26690; Абу Дауд, 4980; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 10821.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал нам, как правильно выражаться. Не нужно приравнивать желание раба с желанием Аллаха. Раб обязан очищать свою речь, чтобы возвеличивать Всевышнего Аллаха. Сердце, возвеличивающее Аллаха, не может использовать слова, которые приравнивают Аллаха с творением. Этот запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха, носит категорический характер, потому что человек, ставя желание творения в один ряд с желанием Аллаха, совершает малое многобожие. Что же касается слова “затем”, то оно указывает на то, что желание раба зависит от желания Великого и Могучего Аллаха. Всевышний сказал:

﴾ وَمَا تَشَاؤُونَ إِلاَّ أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴿


«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров».(Сура ат-Такуир, аят 29)

Ибрахим ан-Наха‘и считал запретным говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он сказал: «Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: "Если бы не Аллах и такой-то..."».
Использование союза “и” означает, что человек одновременно прибегает к защите Аллаха и защите Его творения. Прибегание к защите имеет видимую и скрытую сторону. Последняя заключается в том, что человек со страхом и надеждой ищет защиты и покровительства того, к кому он обращается за помощью всей душой. Безусловно, таким образом подобает прибегать только к защите Аллаха.
Следует отметить, что ранние мусульмане, как правило, не разрешали или порицали деяния, которые категорически запрещены. В некоторых сообщениях эти слова не означают категорический запрет, однако это относится только к тем случаям, по поводу которых нет ясных священных текстов.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:


1.Разъяснение 22-го аята из суры «аль-Бакара» в отношении приобщения к Аллаху равных.
2.Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу большого многобожия, в том смысле, что он включает и запрещение малого многобожия.
3.Клятва не Аллахом является многобожием.
4.Правдивая клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.
5.Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.

باب ما جاء فيمن لم يقنع بالحلف بالله

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.