Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль государства в экономике. Государственный бюджет





Ни одна современная экономическая система не обходится без участия государства. Только государство в состоянии взять на себя ответственность за организацию денежного обращения, решение общегосударственных задач и социальных проблем. Современный рынок не регулируется исключительно с помощью механизма свободного ценообразования. Рыночная стихия порождает ряд негативные тенденции в экономике (инфляция, монополизм, безработица и пр.), она не может обеспечить реализацию права человека на достойное существование вне зависимости от сферы его деятельности, соблюдение социально-экономических прав. Государство призвано гарантировать равенство и правовую защиту всех субъектов экономических отношений.

Сегодня государство является одним из субъектов экономической деятельности. Оно перераспределяет общественные доходы, регулирует рынок рабочей силы, обеспечивает развитие науки и технологии, направляя средства на фундаментальные исследования и тем самым, способствуя развитию НТП, участвует в решении глобальных проблем современности, защищает национальные интересы.

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Задача государственного регулирования экономики состоит в достижении компромисса между интересами субъектов экономики в целях достижения максимальной общественной пользы. Экономическая политика государства включает финансовое, инвестиционное, аграрное, научно-техническое, внешнеэкономическое направления. Среди основных экономических функций государства следует отметить следующие: стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование отношений между работником и работодателем; контроль за внешнеэкономической деятельность; производство социальных благ.



В государственной экономической политике выделяют два основных направления: 1) стабилизационное – деятельность по оздоровлению экономики; 2) структурное – деятельность по обеспечению сбалансированного развития экономики.



Государство воздействует на рынок посредством: 1) прямого регулирования, использования административных ресурсов (законодательство, размещение государственных заказов, развитие государственного сектора); 2) косвенного регулирования, использования экономических рычагов (фискальная (бюджетно-налоговая) и монетарная (денежно-кредитная) политика). Рассмотрим методы государственного воздействия на экономику подробнее.

1. Правовые методы регулирования заключаются в принятии законов, направленных на упорядочивание отношений субъектов экономической деятельности. Важнейшее место среди этих законов занимают антимонопольное законодательство и нормативные акты, направленные на укрепление мелкого и среднего бизнеса.

2. Фискально-налоговая политика. Изменяя размер налогов, государство либо способствует экономическому росту, либо сдерживает его. Дифференцированный подход к налогообложению может способствовать развитию социально значимого производства, росту мелкого бизнеса.

3. Государство оказывает определенное влияние на экономику и при осуществлении кредитно-денежной политики. Центральный банк, регулируя ставку банковского процента и размер обязательного резерва, ограничивает или расширяет возможность получения предпринимателями кредита на развитие производства.

4. Таможенные пошлины – специальный налог государства на импортные товары. При его введении импортные товары становятся дороже отечественных и менее предпочтительны для потребителей. Тем самым государство защищает интересы отечественных производителей и экономит валютные средства.



5. Государство использует и государственную собственность. Государственный сектор экономики создается в результате строительства или посредством выкупа у частных владельцев предприятий, приобретения недвижимости, пакетов акций. Переход хозяйственных объектов в государственную собственность называется национализацией. Она используется для выравнивания экономического цикла и поддержания занятости населения. После реорганизации малорентабельных, но необходимых стране объектов они нередко приватизируются, т.е. переходят в частную собственность.

6. Регулятором развития экономики служат и государственные планы. Государственной экономической программой называется комплекс иерархически соподчиненных целей, необходимых для развития хозяйства страны, а также совокупность средств их достижения в установленные сроки. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Чрезвычайные программы разрабатываются на время критических ситуаций. По времени действия государственные программы делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Таким образом, государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать на ситуацию на том или ином рынке. Наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Италия, государства Северной Европы), Японии, ряде государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Однако, опыт многих стран, в том числе СССР, доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным и мешать функционированию рыночных структур.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, это основной финансовый план государства, сводящий его доходы и расходы и имеющий силу закона. Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти. Бюджет государства состоит из двух частей – доходной и расходной. Доходная часть формируется за счет налогов, займов и эмиссии денег. В унитарном государстве доходы страны подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов, в федеративном государстве – на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов. Расходную часть бюджета составляют затраты, возникающие у государства в связи с выполнением им своих функций. В зависимости от направленности денежных потоков различают пять основных групп расходов: 1) на содержание государственного аппарата; 2) военные расходы; 3) расходы на социальную сферу; 4) расходы по финансированию отдельных отраслей хозяйства; 5) расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживанию внутренних и внешних долгов государства.

При составлении и исполнении бюджета возникает проблема сбалансированности его доходной и расходной частей. В этом случае возможны бюджетный профицит, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами или бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит преодолевается сокращением бюджетных расходов, изысканием дополнительные источников финансирования, эмиссией денег, внутренними или внешними займами.

Сумма задолженности государства называется государственным долгом. Различают внешний государственный долг – задолженность государства международным банкам, иностранным правительствам, крупным частным банкам и внутренний государственный долг – сумма задолженности государства перед собственным населением и предприятиями. Более важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: величина долга на душу населения; отношение долга к ВВП (желательно не больше 80%); отношение величины госдолга к объёму экспорта (не выше суммы экспорта более чем в 2 раза); отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

Если страна не в состоянии осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашения, то по договоренности с кредиторами ми может быть проведена реструктуризация внешнего долга – пересмотр условий обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата). Государство должно умело управлять государственным долгом: не допускать долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства; отыскивать средства для выплаты долга; нейтрализовать негативных последствий государственного долга; эффективно использовать средств заимствования. Безответственное отношение к государственному бюджету продемонстрировало правительство Греции в 2010 г., не только спровоцировав недовольство собственного населения, но и поставив под удар финансовую систему стран зоны «евро».

 

Налоги

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством. Налоги выполняют три основных функции: 1) фискальную, 2) регулирующую и 3) распределительную.

Фискальная функция налогов заключается в том, что с их помощью формируется доходная часть бюджета, а также внебюджетные фонды. Регулирующая функция состоит в том, что налоги выступают одним из инструментов экономической политики государства. Распределительная функция проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства между сферами хозяйства и различными группами населения.

Любой налог состоит из ряда элементов: субъект, объект, источник, единица налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы. Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, обязанное уплачивать налог. Объект налога – это предмет, подлежащий налогообложению. Источник налога – доход субъекта налога (зарплата, прибыль), из которого уплачивается налог. Единица обложения – это единица измерения объекта налога (гектар, квадратный метр, рубль прибыли). Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Налоговым окладом называется сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта налога. Налоговыми льготами называется полное или частичное освобождение субъекта от налогов, и наиболее важная – необлагаемый минимум – минимальная часть объекта, освобожденная от налога.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, способы взимания составляют налоговую систему государства. Она включает в себя различные виды налогов, основными из которых являются прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются на доход (подоходный) или имущество (на недвижимость и др.). В деятельности предприятия налогом на прибыль облагается разница между всеми доходами фирмы и всеми расходами. Ее размер варьируется в зависимости от рода деятельности: производственные фирмы облагаются меньшими по величине налогами, посреднические фирмы – большими. Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или в тариф: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Ключевым в современной налоговой системе остается НДС. Этим косвенным налогом облагается прирост стоимости товара, которая создается на каждом этапе его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю.

В зависимости от характера ставок налоги делятся на: 1) пропорциональные (ставка для всех одинакова); 2) прогрессивные (ставка тем больше, чем выше уровень дохода); 3) регрессивные (ставка тем ниже, чем выше уровень дохода). По направлению использования налоги делятся на общие, которые поступают в общий бюджет государства и специальные, направляемые на заранее определенные цели.

В зависимости от государственного органа, взимающего налоги и распоряжающегося полученными средствами, различают налоги федеральные, налоги субъектов федерации (региональные) и местные. В РФ в 2000 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ, закрепивший трехуровневую систему налогообложения. Первый уровень составляют федеральные налоги, на основе которых формируется доходная часть федерального бюджета, поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Второй уровень составляют налоги субъектов РФ. Третий уровень представлен местными налогами, устанавливаемыми местными представительными органами власти.

Рост налогов ведет либо к сокращению производства, либо к сокрытию доходов. Сокращение налогов приводит к потерям в бюджете. Поэтому важнейшей задачей государства является проведение сбалансированной налоговой политики, учитывающей интересы государства и бизнеса.

Основные виды налогов и сборов, уплачиваемых гражданами: налог на доходы физических лиц (НДФЛ); земельный налог; налоги на имущество физических лиц; транспортный налог (с владельцев транспортных средств); государственные пошлины; таможенные платежи. Основным налогом, уплачиваемым гражданами, является подоходный налог с физических лиц (НДФЛ). Он взимается практически со всех видов дохода, полученных в течение года. При этом доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Не подлежат обложению: проценты и выигрыши по государственным ценным бумагам и по бумагам органов местного самоуправления; страховые выплаты (возмещения) по обязательному страхованию, по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни, имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая, в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов; проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории РФ; государственные пособия, пенсии, стипендии учащихся.

Предприятия (юридические лица) уплачивают целый ряд налогов и сборов: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; налог на прибыль; таможенные пошлины; единый социальный налог; налог на имущество предприятий и организаций; земельный налог; страховые платежи в Пенсионный фонд РФ; налог на обязательное медицинское страхование и др. Кроме того, существуют специальные налоговые режимы: единый сельскохозяйственный налог (для сельскохозяйственных производителей); упрощённая система налогообложения; единый налог на вменённый доход дл отдельных видов деятельности.

Основными принципами налогообложения являются: 1) справедливость (принцип равенства налогов для каждого уровня дохода); 2) определённость и точность (размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны); 3) удобство взимания для налогоплательщиков; 4) экономичность (тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность производство и лишать государство в последующем налоговых поступлений); 5) обязательность (неизбежность осуществления платежа).

Налоги выполняют ряд функций:

1) фискальную (пополнение бюджета);

2) экономическую (поднимая или снижая налоги, государство влияет на темпы экономического развития);

3) распределительную (перераспределение доходов населения и поддерживаются малоимущих);

4) социально-воспитательную (сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов);

5) конкретно-учётную (учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

Любое правительство заинтересовано в разработке наиболее эффективной системы сбора налогов. В России налоговая система совершенствуется за счет: 1) уменьшения налогового бремени, особенно в инновационных направлениях; 2) сокращения налоговых льгот; 3) перекрытия каналов ухода от налогов; 4) перехода к прогрессивной системе налогообложения; 5) увеличения рентных платежей в отраслях, занимающихся эксплуатацией природных ресурсов.

 

Мировая экономика

Мировая экономика – система национальных хозяйств отдельных стран, взаимодействующих на основе международного разделения труда, торговых, производственных и других экономических связей. Международным разделением труда называют специализацию отдельных стран в производстве тех или иных видов продукции с целью взаимовыгодного обмена. Предпосылками специализации стран являются различия в: 1) природно-климатических условиях; 2) наличии или отсутствии ресурсов (природных, рабочих, энергетических); 3) различном уровне экономического и научно-технического различия; 4) сложившихся производственных традиций.

Международное разделение труда зародилось еще в мануфактурный период развития капитализма. Его основой были двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи. В период промышленного переворота взаимодействие национальных хозяйств возросло. Сегодня основными формами мировых экономических связей являются: международная торговля товарами и услугами, передвижение капиталов, межгосударственная интеграция в сфере производства, миграция рабочей силы, обмен в области науки и техники, валютно-кредитные отношения. Соответственно этому структура мирового рынка состоит из следующих элементов: 1) мировой рынок товаров и услуг; 2) мировой рынок капиталов; 3) мировой рынок рабочей силы; 4) мировой финансовый рынок.

Современный мировой рынок представляет собой систему торговых и финансово-экономических связей между национальными хозяйствами. На этом рынке формируются и действуют мировые цены. Международная торговля включает в себя экспорт (вывоз) и импорт (ввоз). Экономическая эффективность экспорта основана на том, что для данной страны издержки производства экспортируемого товара ниже среднемировых издержек. Ввозится товар, величина издержек при производстве которого в национальном хозяйстве выше. Общая величина экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот (сальдо) с другими странами.

В ХVII-ХVIII вв. многие страны проводили политику протекционизма, при которой государства стимулировали экспорт и сдерживали импорт путем введения таможенных пошлин. Протекционизм вел к самоизоляции и сдерживанию экономического развития страны. В период промышленной революции многие страны пришли к свободной торговле – фритредерству. Однако экономические кризисы XX в. заставили многие страны частично вернуться к протекционизму, использованию лицензий, квот, стандартов, маркировок. Методы современного протекционизма делят на две группы: тарифные и нетарифные. К тарифным методам регулирования относятся: 1) таможенные тарифы на импорт – пошлины на ввозимые из-за границы товары; 2) экспортные тарифы – тарифы на товары отечественных производителей, призванные ограничить экспорт; 3) таможенные союзы – объединения стран, ликвидирующих друг для друга таможенные барьеры, но устанавливающие их для третьих стран.

Нетарифными методами регулирования международной торговли являются: 1) установление квот, т.е. количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров; 2) эмбарго – полный запрет торговли с какой-либо страной; 3) демпинг – продвижение товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в стране-экспортере; 4) установление стандартов на ту или иную продукцию.

В политике свободной торговли можно отметить положительные и отрицательные черты. К положительным чертам относят: насыщение национального рынка дешевыми и качественными товарами; рост доходов от пошлин на ввозимые товары; создание рабочих мест на филиалах иностранных фирм, расположенных в стране. К отрицательным чертам политики свободной торговли можно отнести: падение спроса на отечественную продукцию и утрату отечественного производства; сокращение производства товаров и спроса на рабочую силу; сокращение налоговых поступлений; установление зависимости отечественного рынка от зарубежных производителей и угрозу безопасности страны.

Немаловажным для экономики любой страны является вопрос привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Инвестор обычно учитывает следующие параметры местного рынка: 1) доступность; 2) качество рабочей силы; 3) валютный риск; 4) возможность вывоза капитала; 5) защита интеллектуальной собственности; 6) государственное регулирование; 7) налогообложение; 8) инфраструктура.

Существуют различные формы международных экономических отношений: 1) международная торговля товарами и услугами; 2) движение капиталов и инвестиций; 3) миграция рабочей силы; 4) межотраслевая производственная кооперация; 5) обмен в области науки и техники; 6) валютно-кредитное сотрудничество. Процесс глобализации, начавшийся с 1960-х гг. в области экономики, выразился в углублении международного разделения труда и в усилении интернационализации производства. Глобализация мировой экономики имеет противоречивый характер. К ее положительным сторонам можно отнести: ускорение экономического роста; стимулирование развития науки, техники, технологии; растущее внимание к образованию и повышению квалификации. Отрицательными сторонами глобализации являются: расширение масштабов экономических проблем; интернационализация экономической преступности; рост противоречий в развитии Центра (Севера) и Периферии (Юга).

Существуют примерно 100 интеграционных группировок: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Европейский союз (ЕС); НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле (США, Канада, Мексика); АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и др. Для координации международной торговли в 1948 г. была создана специальная организация – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которая в 1995 г. была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Экономические реформы 1990-х гг. привели к интеграции России в систему мировой экономики. Но страна продолжает оставаться преимущественно импортером природных ресурсов: газа, нефти, леса, рыбы. Кризис 1998 г. и последовавшая за ним девальвация рубля позволили российским предприятиям временно вытеснить иностранные товары. В период мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., средства, накопленные на продаже нефти, выступают в качестве «подушки социальной безопасности». Однако без коренной реконструкции реального сектора экономики дальнейшее развитие России как современной державы невозможно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.