Сделай Сам Свою Работу на 5

Духовная культура. Разновидности культуры





Слово «культура» происходит от латинского «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально оно обозначало процесс освоения человеком природы как среды обитания, но со временем изменило свой смысл. Сегодня понятие «культура» употребляется в широком и узком значениях. В узком смысле под культурой подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством. В широком – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, путем подражания и обучения.

Культура оказывает большое влияние на жизнь людей, что проявляется в следующем: духовная культура позволяет аккумулировать, хранить и передавать накопленный человечеством опыт; культура является формой человеческого бытия в определенных пространственно-временных границах; культура служит средством характеристики жизнедеятельности как отдельной личности, так и этноса, общества в целом.

Типология культур:

– национальная – мировая;

– светская – религиозная;

– восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);



– традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

– сельская – городская;

– обыденная – специализированная;

– высокая (элитарная) – массовая – народная;

– материальная и духовная.

Традиционно культуру чаще подразделяют на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают материальные продукты деятельности человека, составляющие искусственную среду обитания человека. Это:

1) природные объекты, подвергшиеся воздействию со стороны человека (палка-копалка);

2) искусственно-природные объекты, сохраняющие природную форму, но не встречающиеся в естественных условиях (яблоневый сад);

3) синтетически-природные объекты, синтезированные из встречающихся в природе материалов (пластмассы, стекло);

4) социально-культурные объекты, сооруженные для общественных нужд из природных и искусственных материалов (асфальтированная дорога);

5) социально-материальные объекты, обслуживающие производственную сферу (компьютеры, станки).

К духовной культуре относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Идеальные по содержанию, произведения духовной культуры не могут существовать вне материальной формы (музыка записывается на пленке, CD-дисках и пр.). В то же время, предметы материальной культуры предварительно создаются идеально, в сознании человека. В этом воплощается взаимосвязь и взаимная зависимость духовной и материальной культуры.



Выделяют следующие подвиды духовной культуры: 1) произведения монументального искусства; 2) театральное искусство; 3) произведения изобразительного искусства; 4) музыкальное искусство; 5) различные формы общественного сознания (теории, знания, научные концепции); 6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные нормы).

Культура выполняет ряд специфических функций:

1) приспособление к окружающей среде (человек научился изготавливать одежду из шкур и защитил себя от холода);

2) накопление и передача культурных ценностей (преумножение и развитие достижений культуры способствует духовному прогрессу общества);

3) целеполагание и регулирование жизни общества (образцы культуры являются ориентирами в духовной деятельности).

В развитии культуры можно отметить такие направления, как следование традициям, выражающее преемственность поколений и новаторство, отражающее стремление человека к творческому преобразованию наследия предков, созданию новых культурных ценностей. Так, празднование Нового Года является следованием традициям, а в усовершенствовании станка проявляется новаторство.

Принято выделять 1) массовую, 2) элитарную, 3) народную, 4) экранную культуру, а по месту, занимаемому в общественной жизни – господствующую культуру, субкультуру и контркультуру. Народная культура создается и существует главным образом в народной среде. Это песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки, танцы, музыка, прибаутки, народные эпосы, мифы. Отличительными чертами народной культуры являются: анонимность (авторы народных произведений, как правило, неизвестны); непрофессиональный характер творчества; коллективный характер творчества (первоначальный вариант произведения со временем дополняется, изменяется); постоянный характер употребления (народная культура постоянно воспроизводится); доступность понимания и простота; непосредственный характер передачи (от человека к человеку непосредственно).



Массовая культура сложилась в ХIХ в. в рамках индустриального общества. Еще ее называют поп-культура, китч, «искусство антиусталости». Достижение общей грамотности, изобретение кинематографа, радио, телевидения, реклама сделали возможным массовое тиражирование образцов культуры. Повышение уровня жизни позволило сделать продукты культуры (фильмы, книги) не только доступными, но и превратило их в товар. При этом массовая культура зачастую привлекает в свой арсенал достижения науки, классические произведения (экранизация романа, создание лазерных игрушек). Творцами произведений массовой культуры, как правило, являются профессионалы. Отличительными чертами массовой культуры являются: коммерческая направленность; ориентация на широкий круг потребителей; стандартизированность; эксплуатация популярных образцов и стереотипов; простота и доступность понимания, часто низкий уровень произведений.

В отличие от массовой, элитарная (высокая) культура – это культура «не для всех». Она: рассчитана на узкий круг ценителей; сложна по форме и содержанию; служит средством самовыражения автора; отличается новаторством; является источником образцов и идей для массовой культуры, имеет некоммерческий характер. Авторами элитарных произведений являются профессиональные творцы высокого класса, творческая элита, создающие канонические, образцовые творения зачастую неоднозначного, многопланового характера. Для понимания произведений элитарного искусства высокого уровня сложности необходимы интеллектуальная «расшифровка», иногда неоднократное обращение.

Специфическим характером обладает так называемая экранная культура, представленная главным образом компьютерными произведениями: играми, средствами коммуникации, сайтами, блогами, электронными газетами, форумами и пр. Эта культура в силу распространенности компьютерной техники, расширения виртуального пространства и Интернета становится все более значимой. Даже президенты крупных государств имеют свои сайты и блоги, на которых общаются с населением страны.

Все разновидности культуры взаимосвязаны между собой. Так, авторские песни могут стать настолько популярными, что превращаются в достояние народной культуры. Достижения элитарной культуры со временем переходят в разряд массовых. Газеты как институты массовой культуры перебираются в сферу экранной культуры. Растиражированные и продаваемые анекдоты становятся элементом массовой культуры.

В зависимости от места в общественной жизни выделяют общепризнанную господствующую культуру, субкультуру и контркультуру. Господствующую культуру составляют общепризнанные нормы, идеи, ценности, образцы. Они составляют основную массу всего культурного продукта. Иногда ценности, традиции, взгляды господствующей (доминантной) культуры не разделяются всем обществом, но могут навязываться ему либо в силу того, что ее носителем является этническое большинство, либо при наличии того или иного механизма принуждения.

Субкультура (подкультура) – это течение в культуре, отвечающее духовным запросам той или иной общественной группы (молодежь, горожане, студенты и пр.). Субкультура в целом не противоречит господствующей культуре, не отрицает её ценностей, выступая её разновидностью (роллеры, геймеры). В отличие от нее контркультура противопоставляет себя культуре господствующей, предлагая собственные нормы, идеалы и ценности (панки, скинхеды, фрики, уголовная среда с ее «понятиями»).

Многообразие национальных культур является основой взаимного обогащения народов собственными достижениями и ценностями. Несмотря на различия, национальным культурам присущ ряд схожих норм, идеалов, ценностей, являющихся культурными универсалиями человечества. Общие черты в развитии национальных культур наряду с развитием транспорта, связи, свободного перемещения людей являются основой интернационализации культур как процесса формирования единого культурного пространства, процесса культурной глобализации.

В настоящее время в духовной жизни некоторых стран наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, их взаимному обогащению, с другой – развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство вызвано стремлением сохранить культурно-национальную идентичность этнических групп, проживающих в других регионах или странах, или, с другой стороны, возмущением общества существованием закрытых, самодостаточных, не стремящихся к интеграции с коренным населением страны этнических групп. В ситуации экономического кризиса основой конфликтов становится ограниченность ресурсов (работа, уровень заработной платы, социальные выплаты и пр.). Все это требует взвешенной политики в области миграции, а также терпимого отношения к культуре других общностей.

 

Наука

Наука – теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на результатах научных исследований. Наука использует различные методы познания, как общенаучные (логические методы, метод наблюдений), так и специальные, характерные для определенных научных направлений (исторический метод) или отдельных научных дисциплин (дендрохронология). Диапазон научных методов постоянно расширяется не только за счет применения новых, но и за счет междисциплинарных заимствований, а также за счет развития уже известных приемов исследования. Например, метод моделирования (построения моделей) получил развитие как компьютерное моделирование.

Наука нацелена на получение, систематизацию, обоснование новых знаний. Значимость науки в жизни общества постоянно возрастает. От уровня развития науки зависит и создание новых технологий производства материальных благ. В условиях постиндустриального общества наука превратилась в непосредственную производительную силу. Научные достижения максимально быстро внедряются в производство. Принято выделять три основных направления научных исследований:

1) фундаментальные, проводимые с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

2) прикладные, использующие достижения фундаментальной науки для решения практических задач;

3) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), завершающие соединение науки с производством, интеграцию науки и производства.

Важнейшими социальными функциями науки являются: 1) познавательно-объяснительная: наука познает устройство мира и объясняет законы его развития; 2) мировоззренческая: наука помогает объяснить мир; 3) прогностическая: наука позволяет человеку предсказывать развитие общества; 4) образовательная: наука поставляет новые знания для системы образования; 5) практически-действенная: наука участвует в преобразовании природы, общества, человека; 6) социальная, решающая важные социальные проблемы; 7) производственная: наука помогает разрабатывать новые технологии, определяет развитие научно-технического прогресса (НТП), является непосредственной производительной силой общества, все ближе смыкаясь с производством в решении его задач.

В наше время научная работа превращается в массовую профессию. Чертами современной науки являются: 1) универсальность; 2) безграничность; 3) сочетание тенденций дифференциации и интеграции; 4) сближение с потребностями общества. Многовековой процесс формирования науки привел к выработке морально-этических требований научной деятельности: добросовестность, ответственность, тщательность, доказательность, честность, объективность. Квинтэссенцией преданности научной истине, основной нормой научной работы стало высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!».

Развитие науки тесно связано с развитием самого общества, потребности которого в основном и определяют тематику научных исследований. Это называется социальным заказом. Научные открытия во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, решающих насущные социальные проблемы. В то же время, состояние научных исследований зависит от уровня развития материально-технической базы общества.

 

Мораль

Мораль – форма общественного сознания, отражающая взгляды и представления, нормы и оценки поведения индивидов, социальных групп, общества в целом. Она требует от человека выполнения морального долга, подчинения воле более значимой, чем собственная, выполнения нравственные обязательств перед другими людьми. Моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов могут различаться. Однако общечеловеческие, цивилизационные нормы нравственности тождественны по содержанию. Они осуждают убийство, воровство, насилие, обман; требуют взаимной заботы родителей и детей друг о друге, толерантного отношения к представителям других рас, национальностей, концессий.

Способность отдельного индивида относительно самостоятельно определять свою линию поведения в обществе без внешнего контроля выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства. Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Честь – этическая категория, включающая осознание индивидом своего общественного значения и признания его со стороны общества. Достоинство – осознание личностью своих способностей, выполненного долга и общественного значения.

Мораль исторически является основой формирования права и сохраняет с последним общие черты:

1) они выступают самыми универсальными, распространяясь на все общество; 2) имеют единый объект регулирования – общественные отношения; 3) исходят от общества; 4) имеют сходную структуру.

Но между нормами права и морали есть и различия: 1) право установлено или санкционировано государством, зафиксировано в юридических актах, а моральные нормы устанавливаются самим обществом; 2) в правовых нормах выражается государственная воля, а в моральных – общественное мнение; 3) правовые нормы обязательны для исполнения, а исполнение норм морали гарантировано совестью индивида и общественным мнением; 4) нормы морали распространяют влияние на более широкую сферу общественных отношений; 5) для правовых норм характерна большая определенность формулировок; 6) нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, нормы права – с позиции законного и незаконного.

Несмотря на различия, право и мораль взаимосвязаны, что проявляется в следующем: 1) реализация правовых норм во многом обусловлена их соответствием морали; 2) право в целом должно соответствовать утверждению общественных идеалов добра и справедливости; 3) в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм (обычай кровной мести); 4) нравственные воззрения являются основой формирования правовых взглядов, содержания правовых норм; 5) некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы (уголовное право).

Структура морали включает нравственные категории, принципы, нормы, традиции, идеалы, суждения, ценности, оценки, этические чувства. Нравственные категории – понятия морали, носящие всеобщий характер (добро и зло, справедливость, честь, совесть). Нравственное развитие личности тесно связано с поиском смысла жизни как системы внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек живет. Достижение гармонии между внутренним духовным миром человека и общественной моралью олицетворяет собой итог духовных поисков и устремлений человека. «Золотое правило морали» требует: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В различной интерпретации это правило звучит в высказываниях мудрых (категорический императив Канта) и в учениях практически всех религий мира.

Моральные нормы – это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании система правил, основанных на нравственных ценностях. В них, как регуляторах общественной жизни, вобравших социально-исторический опыт многих поколений людей, особенно отчетливо выступает их особое свойство – повелительность (императивность). Осознанная совокупность норм и принципов определяется как моральный кодекс.

Способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности может быть охарактеризована как ценностная ориентация. Устремленность людей в своей деятельности на одни и те же нравственные ценности может привести их в разные профессии (учитель и врач, артист и художник стремятся делать добро людям). В то же время, одна и та же практическая ориентация по приобретению той или иной профессии, может скрывать различные ценностные ориентации: на принесение пользы людям, на достижение известности и престижа, на накопление материальных благ. В структуре нравственного сознания того или иного общества можно выделить одну, господствующую ценностную ориентацию, определяющую общую целенаправленность поведения людей. Так, в феодальном обществе это была ценностная ориентация на высокий сословный статус, в буржуазном – ориентация на богатство, в социалистическом – на служение обществу. Общие ценностные ориентации сплачивают общество и способствуют его нравственному единству и развитию. Ценностная ориентация человека позволяет выбрать верную линию морального поведения, повышает способность человека к предвидению целей своего поведения. Личность может осознавать или не осознавать свою ценностную ориентацию. Установить подлинную ценностную ориентацию сознания человека зачастую сложно. Иногда действительные ориентации прикрываются декларативными, оправдывающими поведение или прикрывающими реальные, иногда эгоистические цели.

 

Религия

 

Религия – мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное; вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Материалистические учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Сознавая свое бессилие перед стихией, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. С целью задобрить сверхъестественные существа, люди стали совершать различные ритуальные действия. Со временем сформировалась вера в то, что обряды, ритуалы, таинства помогают воздействовать на богов. Раскопки археологов свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев, ощущавших себя частью природы.

Одной из первых форм религии был тотемизм – поклонение роду, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Постепенно тотемизм оброс массой ритуалов, систематическое осуществление которых привело к зарождению магии. Магия (колдовство) – система действий и обрядов, совершаемые целью воздействия сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим фетишизм – вера в магические свойства различных предметов-фетишей (амулетов, оберегов и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рамках многих (даже мировых) религий.

Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов и душу, в одухотворенность природы. Человек населил духами весь окружающий мир, «наделив» душой животных, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ. В анимизме ученые видят основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются особенно могущественные – боги. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (внешний вид человека), хотя и утверждается, что это Бог создал человека по своему образу и подобию. Складываются первые политеистические религии, т.е. религии, допускающие одновременное существование многих богов. Позже появляются и монотеистические религии с идеей единого Бога.

Ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования;

2) национально-государственные религии, являющиеся основой религиозной жизни отдельных наций (индуизм, иудаизм);

3) мировые религии: христианство, буддизм, ислам (мусульманство).

К признакам мировых религий относят: 1) огромное число последователей; 2) надэтнический характер; 3) эгалитарность (проповедь равенство всех людей); 4) высокая степень пропагандистской активности и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).

Особенно активен ислам как самая молодая из мировых религий (VII в.). Индуизм – древнейшая национальная религия Индии, возникшая во II-III тыс. до н.э. При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен, а Индия была и остается страной. Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в странах Азии. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды.

Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению – иудеями. Уже во второй половине I в. христианство стало интернациональной религией. С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. О пришествии Иисуса Христа на землю рассказывается в четырёх священных книгах – Евангелиях. Христианская религия не является единой. Она распалась на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм.

Для многих людей религия играет роль мировоззрения, т.е. системы взглядов, принципов, идеалов, объясняющих устройство мира и определяющих место в нем человека. Религиозные нормы являются мощнейшим социальным регулятором, при помощи которых регулируются общественная и личная жизнь человека. Обещая лучшую жизнь после земной, религия примиряет с земным злом, предлагает свои объяснения там, где бессильна наука. Однако исторический опыт показывает, что религиозные различия и нетерпимость нередко становились виной многих конфликтов. Главной целью мировых религий сегодня являются проповедь добра и терпимости среди представителей всех религиозных конфессий и неверующих.

В современной России нет государственной религии, все религиозные конфессии признаются равноправными, церковь отделена от светского государства. Но при этом два важнейших социальных института осуществляют активное сотрудничество в решении многих вопросов общественной жизни. В условиях общего кризиса нравственности и снижение воспитательного потенциала многих семей государство пошло на введение в школьную программу предметов, связанных с изучением основ мировых религий и светской нравственности.

Искусство

 

Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Создавая произведения искусства, люди реализуют такой вид познавательной деятельности, как художественное познание. Искусство зародилось в античную эпоху, но под ним понимался более широкий спектр деятельности, чем творчество. Это и умение строить дома, и управление государством, и лечение людей. Со временем процесс создания эстетического был перенесен в духовную сферу. Искусство имеет ряд характерных черт: чувственный характер восприятия мира; субъективность; образность; законченный характер авторских произведений искусства; индивидуальность восприятия; независимый характер творчества.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими людьми. Эстетические ценности искусства не чужды всем людям. Но в большей степени в своей деятельности им привержены художники и писатели, композиторы и артисты. Искусство отличается тем, что отражает мир в художественных образах, а не в теориях и законах. Искусство воплощается в художественном произведении. Выделяют следующие виды искусств: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирковое искусство, балет, кино, фотоискусство, эстрада. Искусство выполняет ряд функций:

1. Общественно-преобразующая функция проявляется в идейно-эстетическом воздействие на людей.

2. Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности.

3. Художественно-концептуальная функция выражена в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

4. Функция предвосхищения характеризует прогнозирующие способности искусства.

5. Воспитательная функция искусства отражает формирование целостной человеческой личности.

6. Внушающая функция проявляется в воздействии на подсознание, на человеческую психику.

7. Эстетическая функция выражается в формировании эстетических вкусов и потребностей человека.

8. Гедонистическая функция призвана доставлять людям удовольствие.

9. Познавательно-эвристическая функция выражается в его способности к отражению сторон жизни, труднодоступных для науки.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что в искусстве инструментом познания является художественный образ – созданное воображением художника индивидуальное восприятие действительности, специфический способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника. При этом образ, созданный художником, по-разному преломляется в сознании каждого человека.

Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке:

1. С его помощью происходит процесс художественного обобщения и выделения существенных признаков познаваемого предмета.

2. Для художественного познания характерны особенные способы воспроизведения окружающей действительности, а также специфические средства создания художественных образов: слово в литературе, цвет в живописи, звук в музыке.

3. Огромную роль в художественном познания мира играет воображение и фантазия познающего субъекта.

Искусство как особая форма познания окружающей действительности включается в систему форм общественного сознания наряду с философией, политикой, правом, наукой, моралью, религией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.