Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Особенности формирования русской культуры





С.В. Нестерова, Л.Г. Апёнышева,

Н.С. Логинова, О.П. Пономаренко

КУЛЬТУРА РОССИИ

Учебное пособие

 

 

Барнаул – 2015


УДК 008 : 93/99 (470+571+571.15)

Рецензенты:

зав. кафедрой философии и культурологии АлтГПУ, доктор философских наук, профессор С.А. Ан;

зав. кафедрой истории и социально-политических дисциплин, кандидат исторических наук, доцент Алтайского ГАУ А.В. Артюх

Культура России:учебное пособие для студентов очного/заочного отделений Алтайского ГАУ / С.В. Нестерова, Л.Г. Апёнышева, Н.С. Логинова, О.П. Пономаренко – Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. - 182 с.

 

В учебном пособии по культурологии многоаспектно представлена история отечественной культуры: Центральной России и одного из сибирских регионов – Алтая с древнейших времен до первых десятилетий XX в..

Культура России показана как сложная многоуровневая система, образованная различными ее составляющими: просвещением, наукой, искусством и т.д.

Региональная культура отражает важнейшие этапы и события историко-культурного прошлого Алтая.

Учебное пособие предназначено для студентов аграрного вуза очной и заочной форм обучения, а также для всех, кто интересуется культурой России и ее регионов.



 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования ФГБОУ Алтайского ГАУ (Протокол № 3 от 10 ноября 2015 г.).

 

 

© ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, 2015

© Нестерова С.В., Апёнышева Л.Г., Логинова Н.С., Пономаренко О.П., 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Раздел I.Русская культура
Глава 1. Особенности формирования русской культуры
Глава 2. Культура дохристианской Руси
Глава 3. Культура Киевской Руси
Глава 4.Культура Русских земель XII – XIII вв.
Глава 5.. Культура Московской Руси (XIV—XVI вв.)
Глава 6. Русская культура XVII века
Глава 7. Культура России XVIII века
Глава 8. Культура России первой половины XIX века. «Золотой век»  
Глава 9. Культура России второй половины XIX века. Пореформенный период (после 1861 года)  
Глава 10. «Серебряный век» русской культуры
Список литературы к первому разделу
Раздел II. Культура Алтая.
Глава 1. .Культура Древнего Алтая
Глава 2. Алтай в I – начале II тысячелетия н.э.
Глава 3. Присоединение Сибири. Освоение Алтая
Глава 4.Развитие земледелия на Алтае
Глава 5. Культура городов Алтая: Бийск, Барнаул, Змеиногорск  
Список литературы ко второму разделу

Предисловие



Данное учебное пособие – одно из немногих, посвященное истории русской культуры с древнейших времен до первых десятилетий XX в..

Издание компенсирует в определенной степени, недостаточное количество учебных пособий, в которых наиболее полно была бы представлена данная тема.

Авторами-составителями представлен и систематизирован массив информации по истории культуры не только Центральной России, но и по одному из значимых регионов Юго-Западной Сибири – Алтаю, с древнейших времен до начало XX в., что отличает данное издание от других учебных пособий по истории отечественной культуры, где сибирская проблематика никогда не рассматривалась.

Для издания характерно наличие обобщающих разделов к каждой теме, структурированно представленный учебно-методический материал, а также проблемные вопросы к каждому разделу и понятийно-категориальный аппарат (словарь), что даст возможность студентам, изучающим данный курс, самостоятельно и успешно готовиться к лекциям, семинарским занятиям, научной работе (доклады), качественно и полноценно закрепить полученные знания.

В представленном пособии использованы издания, соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов высшего образования (монографии, учебные издания, словари и т.д.).



Учебное пособие состоит из двух частей: первая посвящена истории культуры Центральной России, вторая – освещает вопросы региональной культуры Алтая, потенциал которой еще недостаточно выявлен и оценен, хотя имеет большое воспитательное значение и может помочь в будущем молодым специалистам лучше понять край, в котором им придется работать.

Цель курса – поэтапно отразить многоаспектное изложение историко-культурной проблематики, а также заострить внимание на ключевых вопросах национальной культуры.

Задачи курса – предоставить студентам, изучающим данный курс, возможность освоить его с применением обширного спектра гуманитарных научных знаний для понимания и осмысления проблем отечественной культуры, ее места в системе мировой цивилизации, а также оценки ее достижений.

При подготовке разделов данного учебного пособия были использованы отдельные материалы следующих изданий: Багновская Н.М. Культурология. М., 2004; Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2005; Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие. – М.: 1999; Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. М., 2008; Драч Г.В., Ерыгин., Заковоротная М.В., Королев В.К., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Культурология. Конспект лекций.– Ростов н/Д: Феникс, 2004; История мировой культуры / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010; Кармин А.С., Гусева Е.А. Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2006; Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М.: Академический проект, 2000; Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М. : Академический проект, Трикста, 2003; Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008; Культурология: учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа М, 2003; Культурология. История мировой культуры: учебник/ ред. А. Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999; Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2010; Петухов В.Б., Петухова Т.В. Культурология: учебное пособие. – Ульяновск: Ул ГТУ, 2013; Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Серия «Высший балл». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Раздел I. Русская культура

Глава 1. Особенности формирования русской культуры

 

Русская культура - важная и значимая часть общеевропейской, внесла значительный вклад в сокровищницу мировой культуры. На культуру России значительное воздействие оказали географическое положение и история страны. Отечественная культура, сформировавшись на основе трех этносов: славянского, угро-финского и тюркского, вобрала в себя множество других национальных культур, представители которых издавна проживают на территории России.

Исторические особенности русской культуры складывались на всём протяжении ее истории.

В истории русской культуры можно выделить следующие этапы [39]:

1. X–XIII вв. Древнерусская культура периода раннего средневековья.
2. XIV–XVI вв. Культура Московского царства.
3. XVII–XVIII вв. Формирование и развитие российского варианта культуры Нового времени. Эпоха Просвещения.
4. XIX в. до 1917 г. Эпоха русской классической культуры.
5. 1917 – 1991 гг. Культура советского общества.
6. 1991 г. начало ХХ в. Культура постсоветской России.

«Культура России в ее становлении и развитии охватывает период примерно с. VIII в. по настоящее время. Складывалась русская культура (до XI-XII вв.) в условиях государственной консолидации, объединения восточнославянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги) и из-за внутренних распрей-беспорядков. Имело место также духовно-культурное воздействие на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии – самого развитого в культурном отношении государства той эпохи. Христианизация Руси в конце X в. (при Владимире I Святом) стала решающим рубежом в оформлении древнерусской культуры – с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, истори­ческой и художественной литературой.

После XIII в. единая древнерусская культура развивается по трем основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный «византийский след», но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая Орда) и католическим Западом (Ливонский орден, Польша, позднее Литва). Расцвет российской культуры XIV-XVI вв. (эпоха Московского царства) прерывается Смутой, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания. С XVII в. и до наших дней продолжается «новый период» в развитии русской культуры - период «европеизации»» [16].

Русская культура - одна из национальных европейских культур, имеющая свое особенное лицо. Ее специфика – это огромная территория и единое государство русского народа, а отсюда – совпадение нации и цивилизации. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство и связь через греческую Византию с эллинской общеевропейской основой. От цивилизации западноевропейских народов – православный характер русской культуры и указанные выше геополитические черты. Наконец, в самом широком культурологическом контексте Россия вместе с Западной Европой – это Запад в противоположность Востоку. Этим и определяется место России в диалоге культур. Как геополитическая сила она уже дважды спасала европейскую цивилизацию: oт монгольского погрома культуры в средние века и в ХХ веке от «европейской чумы» - фашизма.

Географическое положение России – страны, одновременно и Западной и Восточной, наложило особый отпечаток на ее культуру. Характерной чертой российской культуры является двойственность, бинарность.

Двойственное положение России, расположенной на стыке цивилизаций и постоянно испытывающей сильное влияние соседних наций, породило споры: является ли Россия восточной периферией Европы или Западной «белой» Азией?

«Вопрос о России и ее месте в истории решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) – это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира» [16].

«Внутри же русской культуры, возможно, заложены мощные потенции к сочетанию духовности Востока с творческой активностью Запада. Своеобразное географическое положение между Западом и Востоком придало русской культуре зыбкость, неустойчивость, о чем, в частности, говорил В.Л. Соловьев («Три силы»), отмечавший, что Русь примиряет Запад и Восток, стремясь отринуть «бесчеловечного бога» Востока и «безбожного человека» Запада. Аналогичным образом воспринимал историческую миссию России Н. Бердяев («Русская идея»), определявший ее как «огромным Востоко-Запад».

Отсюда — бинарное строение русской культуры (понятие бинарностиразвито в работах представителей русской семиотической школы Ю. Лотмана, Б. Успенского, В. Топорова), отразившееся даже в амбивалентных названиях эпохальных произведений русской культуры, таких как «Преступление и наказание» Достоевского, «Мертвые души» Гоголя, «Война и мир» Толстого, «Отцы идети» Тургенева, «Христос иАнтихрист» Мережковского.

Особенности русского характера иуникальность мироощущения русского человека определились также своеобразием природных и географических особенностей русской земли: необъятностью ее земель, суровым климатом, незначительной плотностью населения. Тяжелый физический труд, необходимый для возделывания неплодородных земель, жизнь в относительной изоляции от центра укрепляли тело и душу русского человека.

Истоками русской культурыбыло славянское язычество. Культура Византии (ачерез нее и Античности) и культура Западной Европы, всемногообразие их влияния во многом определило многосоставностьрусской культуры, а также ее противоречивость и неоднородность» [23].

Христианство, заимствованное из Византии, было своеобразно осмыслено славянами исходя из народных традиций. Оно впитало в себя элементы языческих культов и в народном сознании стало восприниматься как национальная религия страны.

Национальное самосознание, сложившееся кэтому времени, включало в себя незыблемые установления, такие как доминирование государственного начала и интересов державы, приоритет христианских православных ценностей, коллективизм, общинные формы социального устройства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.