Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование новой культуры.

«Особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в. были определены рядом факторов, проявившихся еще в предшествующем столетии. Для этого времени характерным становится:

- дальнейшее «обмирщение» культуры и более быстрое развитие рационализма;

- утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры;

- преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития;

- относительно быстрые темпы перехода от Средневековья к Новому времени, предопределившие своеобразную «спрессованность» культурного процесса и параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре, которые в Европе хронологически сменяли друг друга.

Эпоха Петра I стала переломной гранью в истории культуры России, делящей ее на два периода развития. Это время перехода от Средневековья к Новому времени, характеризующееся обострением противоречий внутри средневекового уклада культуры, переставшей соответствовать новой экономической и социальной жизни России. В это время стремительно развивается ремесленное производство, возникают новые города, появляются первые мануфактуры, постепенно формируется всероссийский рынок и расширяется международная торговля. Аналогичными трансформациями отмечено и государственное устройство России, где после 1653 г. сходит на нет функционирование Земских соборов, теряет актуальность деятельность Боярской думы и в 1682 г. происходит отмена местничества — особенности распределения административных и военных должностей в Боярской думе по знатности и роду, что приводит к усилению дворянства и активизации принципа выдвижения по способностям» [23].

«В истории русской культуры вряд ли найдется период ее разви­тия, который по своему значению был бы равен преобразованиям первой четверти XVIII в..

В этот период Россия совершила огромный рывок из средневекового своего состояния на уровень европейской культуры Нового времени. Главная особенность преобразований состояла в том, что они носили всеобъемлющий характер, поскольку затронули социальную структуру, экономику, церковь, просвещение, вооруженные силы, политику, культуру и быт.

Результатом этих преобразований стали, по крайней мере, три следствия, которые обеспечили России новое качественное состояние. Во-первых, значительно сократилось отставание России от передовых стран Европы в экономической и культурной сферах жизни. Во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современными армией и флотом, обеспечивавшими ей полную независимость и безопасность. В-третьих, в результате преобразований Россия вошла в число великих держав, и ни один вопрос меж­дународных отношений в Европе с тех пор не мог решаться без ее участия.

Центром культурных преобразований, зарождения новой культуры стала новая столица государства — Петербург. Любые культурные начинания из Петербурга получали распространение по всей России. Северная столица была уникальным городом не только по своему архитектурному облику, но и по жизненному укладу, быту. Именно в нем открылись первые высшие образовательные учреждения в России и другие центры культурной жизни.

Таким образом, в XVII в. постепенно в процессе внутреннего развития и внешних влияний формировались условия, предпосылки и элементы новой культуры, которая в полной мере утвердилась и распространилась в Новое время.

Основное содержание нововведений в культуре составили две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение, ослабление религиозного влияния на культуру, а также ее европеизация.

«Прорубив» окно в Европу, Россия оказалась лицом к лицу с эпохой Просвещения, идеи и идеалы которой оказали определяющее влияние на формирование русской культуры Нового времени.

Во Франции, родине Просвещения, новые идеи возникли на базе критики старых феодальных порядков и стали знаменем зарождающейся буржуазии, которой требовалось доказать ценность человеческой личности, равенство всех людей перед законом, право каждого человека распоряжаться собой, установить новые, более справедливые порядки в государстве, учитывающие интересы всех сословий и классов. Путь к новому справедливому обществу просветители видели в просвещении народа, воспитании у людей независимости суждений, внутренней свободы, чувства самоуважения, так как образованный человек не может не захотеть формирования государственного устройства, основанного на разуме и справедливости. Поэтому сущностью просветительских идей стало отрицание ценностей старого феодального общества и призыв к переустройству и даже разрушению старого мира во имя созидания нового. В России эта глубинная революционная сущность просветительских идей оказалась не понятой, заслоненной блестящим воплощением этих идей в философии, литературе, науке и, конечно, в искусстве. В вихре преобразований, охвативших русское общество, само слово «просвещение» стало пониматься как синоним перемен к лучшему, как деятельность для общественной пользы, как противопоставление новой эпохи разума предшествующей эпохе мрачного Средневековья.

Но если для европейской культуры такие идеи были достаточно органичными, то в России они упали на совершенно неподготовленную почву. Важнейшим результатом распространения идей Просвещения стало расчленение единой до этого русской культуры на две культуры: светскую и религиозную (духовную). В этом разделении драмати­ческие процессы русского религиозного раскола XVII в. получили свое логическое завершение. При этом религиозная часть русской культуры уходила на ее периферию, а светская укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.

Так бинарность русской культуры, представленная в предшествующий период в основном феноменом двоеверия, развивалась как противопоставление религиозного и светского, либерализма и консерватизма, западничества и славянофильства, народного и дворянского. Все эти противоречия привели к тому, что в России было накоплено больше, чем в Европе «взрывчатого материала», к невозможности того компромисса, который имел место в западноев­ропейских странах, рано выбравших путь буржуазного развития.

Просветительские идеи вступили в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, деспотическим государством, сословной и бю­рократической иерархией как незыблемой основой стабильности рос­сийской цивилизации, пренебрежением к личности, консерватизмом огосударственного православия.

Начало XVIII в. было ознаменовано реформами Петра I, призванными ликвидировать разрыв между уровнями развития России и Европы, ввести Россию в число передовых европейских государств. Всего за несколько десятилетий весь облик страны кардинально изменился, реформы вызвали экономический рост России, позволили значительно расширить территорию, превратили ее в могучую империю, оказывающую огромное влияние на ход мировой истории. Был создан новый аппарат государственного управления, церковная реформа сделала церковь частью государственной бюрократической системы, появление армии и флота нового типа заставили считаться с интересами России как Западную Европу, так и Турцию. Бурный рост промышленности потребовал большого количества грамотных специалистов, что послужило толчком развитию системы светского образования и науки в России. Активно вводились все атрибуты европейского образа жизни, начиная от бритья бород, питья кофе и ношения европейского платья, до изменения положения женщины, утверждения нового взгляда на человеческую личность и внедрения представлений о гражданской чести и достоинстве.

В результате этих реформ сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, активно контактирующее с другими странами, отказавшееся от политики изоляционизма и национальной замкнутости. В художественной культуре новые веяния привели к формированию новых видов и жанров искусства, освобождению его от религиозного гнета. Также нужно отметить демократизацию художественной культуры и появление в ней авторского начала, так несвойственного древнерусской культуре» [13].

 

Образование

«Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу — корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук — Навигацкая школа — первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже — школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ — Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах — горнозаводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. Науки там изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс без экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы — государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, пока они вовсе не прекратили свое существование. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. был издан Устав народных училищ — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система.

Дворянские дети зачастую обучались в семьях, где учителями в основном были иностранцы и специалисты-практики, выпускники школ. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в конце 50-х гг. — Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 г. — Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек; Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров.

Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге — Танцевальная школа (ныне училище им. А. Я. Вагановой), в Москве — Балетное училище и Академия художеств» [28].

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.