Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 4. Фонд оценочных средств





Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, в том числе описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

 

К основным формам контроля, определяющим процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «История социальной работы» относится рубежный контроль в виде теста, промежуточная аттестация в форме экзамена по дисциплине.

Критериями и показателями оценивания компетенций на различных этапах формирования компетенций являются:

- знание терминов и понятий;

- знание основных дат и персоналий;

- знание основных моделей социальной помощи;

- понимание детерминированности социальной работы от общего хода исторического процесса;

 

Шкала оценивания компетенций на различных этапах их формирования включает следующие критерии:

- полное соответствие;

- частичное соответствие;

- несоответствие.

 

4.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины



Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) Компетенции по дисциплине
1. Исторические формы социальной помощи. ОК-8, ПК-1, ПК-14
2. Периодизация истории социальной работы в России ОК-8, ПК-1, ПК-14
3.Система призрения у славян в допетровский период. ОК-8, ПК-1, ПК-14
4. Реформы Петра I и их влияние на систему призрения. ОК-8, ПК-1, ПК-14
5. Система призрения во 2-ой половине 18- 1-ой половине 19 веков. ОК-8, ПК-1, ПК-14
6. Система призрения во 2-ой половине 19 – начале 20 веков. ОК-8, ПК-1, ПК-14
7. Проблема нищенства и бродяжничества в России во 2-ой половине 19 – начале 20 вв. и меры борьбы с ним. Трудовая помощь. ОК-8, ПК-1, ПК-14
8. Становление и развитие системы социального рабочего законодательства в России. ОК-8, ПК-1, ПК-14
9. Преобразование в социальной сфере в 20-40-е годы и становление советской системы социального обеспечения. ОК-8, ПК-1, ПК-14
10. Советская система социального обеспечения в послевоенный период. ОК-8, ПК-1, ПК-14
11. Социальная работа в современной России. ОК-8, ПК-1, ПК-14
12. Социальная помощь в Древнем мире и в Средневековье. ОК-8, ПК-1, ПК-14
13. Система призрения в Новое время. ОК-8, ПК-1, ПК-14
14. Основные модели социальной работы за рубежом на современном этапе. ОК-8, ПК-1, ПК-14
15. Социальная работа в Великобритании и США. ОК-8, ПК-1, ПК-14
16. Тенденции социальной работы в современной Западной Европе ОК-8, ПК-1, ПК-14
17. Международные организации социальной работы и международно-правовые документы в области социальной работы ОК-8, ПК-1, ПК-14

 



Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости

Основными документом регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в СПбГИПСР, являются: Устав СПбГИПСР, Положение об аттестации учебной работы студентов института.

Материалы по рубежному контролю

Порядок проведения рубежного контроля регулируется Положением об аттестации учебной работы студентов института. Проводится в форме теста.

Тест (Необходимо выбрать один правильный ответ, вопросы связаны с историей социальной работы в России):

1.Для системы призрения в 18 веке характерно:

а). становление государственной системы призрения

б) повышение роли церкви в системе призрения

в) бурное развитие частной благотворительности

2. Когда в общественный лексикон в России вошло понятие социальная работа:

а) 90-е годы 20 века б) 60-е годы 20 века в) 1-ой половине 19 века



3. Доминирование церкви в системе призрения характерно для следующего периода:

а) с 12 по 17 века б) 1-ая пол. 18 века в) 1-ая пол. 20 века

4.Данные черты (бурное развитие частной и общественной благотворительности, развитие трудовой помощи, роль в системе призрения органов земского и городского самоуправления) характерно для следующего периода в истории социальной работы в России:

а). 2-ой половины 18 века б). 2-ой половины 19-начала 20 столетий

в). 17 века

5. Субъектами системы призрения в 15 веке были:

а) Ведомство учреждений императрицы Марии б) монастыри в) полиция

6. В допетровской России нуждающимися признавались в первую очередь:

а) просящие Христовым именем б) вдовы в) безработные

7. На формирование отечественной «теории милосердия» (учения о милостях телесных и милостях духовных) в древней Руси в первую очередь повлияли труды:

а). патриарха Никона б). Иоанна Златоуста в). Дмитрия Донского

8. Какой указ впервые четко проводил мысль о том, что призрение убогих и сирых есть часть внутренней политики государства:

а) указ Петра I 1705 года б) указ царя Федора 1682 года в) указ Екатерины II 1775 года

9. Субъектами системы призрения в конце 18 века были:

а) комитеты по разбору и призрению нищих б) приказы общественного призрения

в) народный комиссариат государственного призрения

10. Субъектом системы призрения в 1-ой половине 19 века были:

а) Ведомство учреждений императрицы Марии б) органы земского самоуправления

в) министерство народного здравоохранения

11. Субъектом системы призрения в конце 19 века были:

а) земское и городское самоуправление б) монастырский приказ

в) народный комиссариат государственного призрения

12. Формой трудовой помощи являются:

а). общественные работы б). назначение пособий в). подача милостыни

13. В ходе земской реформы Александра II в земских губерниях приказы общественного призрения были:

а). объединены с городским самоуправлением б). упразднены в). продолжили функционировать как прежде

14.В 20-е годы 20 века основную роль в организации социальной помощи по отношению к крестьянам играли:

а). совхозы б). государство в). крестьянские комитеты взаимопомощи

15. В 1917-1920гг. советской власти были проведены следующие мероприятия:

а). ликвидированы благотворительные организации на особых основаниях

б). усилена поддержка со стороны государства церковной благотворительности

в). стимулировалась подача милостыни

4.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица.

Вопросы к итоговому контролю знаний (экзамену)

1. Исторические модели социальной помощи в России

2. Периодизация истории социальной работы в России.

3. Историография истории социальной работы в России и проблема периодизации истории социальной работы в России.

4. Роль русской православной церкви в системе призрения в допетровской России.

5. Система призрения на Руси в 10-15вв.

6. Система призрения на Руси в 15-17вв.

7. Система призрения у славян в дохристианский период.

8. Система общественного призрения при Петре I.

9. Развитие в России государственной системы призрения в 18 веке.

10.Церковная реформа Петра I и ее влияние на систему призрения.

11.Реформы Екатерины II в области общественного призрения.

12.И.И.Бецкой и его благотворительная деятельность.

13.Благотворительные организации на особых основаниях и их место в системе призрения в 19-начале 20 столетий.

14.Ведомство учреждений императрицы Марии.

15.Императорское человеколюбивое общество.

16.Российское общество Красного Креста.

17.Развитие системы призрения в 1-ой половине 19 века в России.

18.Влияние реформ Александра II на систему общественного призрения.

19.Система призрения в России во 2-ой половине 19 века.

20.Роль земского самоуправления в системе общественного призрения во 2-ой половине 19 – начале 20 вв.

21.Роль городского самоуправления в системе общественного призрения во 2-ой половине 19 – начале 20 вв.

22.Церковная благотворительность в 2-ой половине 19 – начале 20 вв.

23.Проблема нищенства и бродяжничества в России в конце 19 – начале 20 вв.

24.Причины нищенства и бродяжничества в России в конце 19 – начале 20 вв.

25.История учреждений трудовой помощи в России в 19 – начале 20вв.

26.Цели и задачи трудовой помощи. История трудовой помощи в России во 2-ой половине 19 – начале 20 вв.

27.Система общественного призрения в России в начале 20 в.

28.Общественная мысль в России по вопросам социальной политики в начале 20 века.

29.Благотворительная и меценатская деятельность русской буржуазии во 2-ой половине 19-начале 20вв.

30.Становление и развитие системы социального рабочего законодательства в России во 2-ой половине 19 – начале 20 вв.

31.Известные российские филантропы 19-начала 20вв. (на выбор).

32.Октябрьская революция 1917 года и первые мероприятия советской власти в социальной сфере.

33.Становление и развитие советской системы социального обеспечения в 20-е годы.

34.Становление и развитие советской системы социального обеспечения в 30-е годы.

35.Система социального обеспечения в СССР в послевоенный период.

36.Реформы начала 90-х годов в современной России и их влияние на социальную сферу.

37.Основные социальные проблемы современной России.

38.Становление социальной работы в современной России.

39.Основные исторические тенденции развития социального образования в России.

40.Система социальной помощи в Древнем мире (основные черты).

41.Система призрения в Европе в Средние века (основные черты).

42.Социальная помощь в Европе в 17-19вв. (основные черты).

43.Концепции «государства изобилия» и «государства всеобщего благосостояния» и их влияние на развитие социальной работы.

44.Основные этапы развития социальной работы в США.

45.Основные направления, тенденции и модели социальной работы в Западной Европе (история и современность).

46.Виды и формы социальной работы в Германии (история и современность).

47.Социальная работа в Великобритании (история и современность).

48.Международные организации социальной работы.

49.Исторические этапы развития социального образования в европейских странах и США.

50.Социальная работа в странах Азии (история и современность).

 

РАЗДЕЛ 5. Информационное сопровождение дисциплины

 

5.1 Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Агапов Е.П. История социальной работы: учебное пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. - М. : Дашков и К : Академцентр, 2009.

2. История социальной работы: учебник / под.ред. В.И.Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 400с.

3. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы /М.В.Фирсов – М.: КНОРУС , 2012. - 400с.

4. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров/ Е.И.Холостова – М.: Юрайт, 2011. – 905с.

5.2Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы: хрестоматия учебных текстов германских преподавателей и экспертов по социальной работе и социальной педагогике. М.: Издательская компания «Подвиг», 2001. – 306 с.

2. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Издательство РАГС, - 1998. – 234 С.

3. Благотворительность в России./ под ред. О. Лейкинд СПб., 2006

4. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге: Рубеж XIX-XX веков: историко-документальное издание /авт.-сост. В.Н. Занозина, Е.А. Адаменко СПб., 2000

5. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге: Рубеж XIX-XX веков: историко-документальное издание /авт.-сост. В.Н. Занозина, Е.А. Адаменко СПб., 2000

6. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России М., 2001

7. Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительность в России М., 1999

8. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч.: Ч.1 (до начала ХХ в.): учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 464 с.

9. Григорьева И.А. Социальная политика в 90-х годах: модели и приоритеты. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1997. – 38 с.

10. Кострикин А.В. Социальная политика и социальная работа в Европе и США: наиболее известные деятели. Учебно-справочное пособие. – СПб: Издательство ООО «Архей», 2010. – 60 с.

11. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с друвности до начала ХХ века). – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480 с.

12. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. /В.П. Мельников, Е.И. Холостова. – М.: Маркетинг, 2001.

13. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. – 442 с.

14. Соболева М.Е. Социальная работа за рубежом: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 1999. – 104 с.

15. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2000.

 

 

5.3 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

1. Европейский журнал социальной работы (European Journal of Social Work) Интренет-версия: http://taylorandfrancis.metapress.com/app/home/

2. Официальный портал Европейского Союза www.europa.eu.int

3. Официальный портал Совета Европы www.coe.int

4. Сайт Международной организации Красного Креста www.icrc.org

5. Сайт института Inter-Nationes: http://inter-nationes.de

6. Сайт Международного совета по социальному благосостоянию Icswinti@colba.net

7. Сайт Международной ассоциации школ социальной работыwww.iassw.soton.ac.uk

8. Сайт Международной организации труда www.ilo.ru

9. Сайт Международной Федерации социальных работников www.ifsw.org

10. Сайт миссии МОТ в Москве www.trud.org

11. Сайт Организации Объединенных Наций www.un.org

 

РАЗДЕЛ 6. ГЛОССАРИЙ

Акт об оседлости – законодательный акт Британии, принятый в 1662 году в развитие Закона о бедных 1601 г. и направленный против бродяжничества и для оказания помощи бедным. Акт разрешал занимать необрабатываемые пустоши и строить дома на незанятых землях, но вводил приписку к общинам всех, проживших на ее территории не менее 40 дней, при этом если сумма годового найма жилья была менее 10 фунтов и в течение 40 дней поступали жалобы, мировые судьи имели право выселить поселенца в тот приход, в котором он ранее проживал. Породил злоупотребления (например, тайное выселение бедняков, чтобы не содержать их на средства прихода) и взяточничество со стороны приходских старост.

Благотворительность – безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. В настоящее время под Б. понимаются как правило негосударственные формы помощи.

Благотворительные организации на особых основаниях – крупные благотворительные организации в России в 19-нач.20 веков, которые находились под покровительством членов императорской фамилии. Крупнейшей и старейшей в ряду данных организаций было Ведомство учреждений императрицы Марии

Воспитательный дом – специальное учреждение в России в 2-ой 18- нач.20 веков, предназначенное для призрения детей, покинутых родителями.

Дом трудолюбия – благотворительное заведение, предоставляющее работу и приют для нищих и бродяг с целью их социального перевоспитания. В России дома трудолюбия получили распространение во 2-ой половине 19 – начале 20вв.

Инвалид, инвалидность- (лат. – слабый, немощный) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В современной России признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы.

Инвалидные дома – в дореволюционной России заведения системы призрения, предназначенные для призрения увечных воинов.

Континентальная модель – (в терминологии Р.Титмусса – модель достижений) – одна из основных моделей социальной работы и социальной политики, получившая распространение в государствах континентальной Европы. Основана на развитой системе социального страхования и деятельности негосударственных организаций, в т.ч. групп самопомощи, поддерживаемых государством (см. субсидиарность).

Либеральная модель – одна из основных моделей социальной работы и социальной политики, получившая наибольшее распространение в США. Основана на невмешательстве государства в решение социальных проблем, если они могут быть решены через рынок негосударственных услуг и самим клиентом.

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милостей телесных и милостей духовных.

Незаконнорожденные дети- так в России в 18-19 веках назывались дети, рожденные вне законного(церковного) брака.

Нищелюбие – в допетровской России добродетель, состоящая в оказании помощи нищим.

Нищенство – собирание милостыни, подаяния в качестве средства к существованию.

Общества организации благотворительности – движение в Великобритании и США, получившее распространение во второй половине XIX века, Сторонники ООБ отказались от прямой материальной помощи, создали систему (биржу) благотворительных агентств для нуждающихся, осуществляли «дружественные посещения» семей бедняков с целью изучения их положения, определения причин нужды и консультирования, предлагали рекомендации работодателям по снижению социальных проблем. Наряду с движением сеттлментов ООБ стали одним из прообразов профессиональной социальной работы.

Общественные работы- система организации общедоступных (как правило временных) работ, имеющих общественную значимость или не требующих профессионального обучения, с целью борьбы с массовой или хронической безработицей.

Опека– организация юридической защиты и попечения о личности и имуществе лиц, лишенных дееспособности.

Пенсия– денежное обеспечение, получаемое лицом при достижении соответствующего пенсионного возраста, при наступлении инвалидности и т.п.

Призрение – от глагола призреть, т.е. о ком-то заботится, кого опекать и т.д.

Приказ общественного призрения – территориально-административный орган системы призрения на уровне губернии в России в конце 18- начале 20 вв. Образованы в ходе губернской реформы Екатерины II.

Сиротство – социальное понятие, отражающее положение детей сирот. Сирота- ребенок оставшийся без попечения родителей.

Скандинавская модель – модель социальной работы и социальной политики, принятая в скандинавских странах. Базируется на солидарности консолидированного общества и осуществляется через институциональное перераспеределение общественного продукта. Связана с высокими налогами и ставками социального страхования, ключевой ролью государства.

Социальная политика – деятельность правящих кругов того или иного государства по управлению развитием социальной сферы общества, чать внутренней политики. Основные задачи социальной политики: повышение благосостояния, улучшение условий труда, предотвращение и преодоление социальных конфликтов и взрывов. Социальная политика опирается на выбор социальных приоритетов и принципов, изучении общественного мнения, мониторинге социальной и демографической ситуации, социальном прогнозировании.

Социальная работа– это профессиональная деятельность, связанная с применением социологических, психологических и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и социальных проблем.

Социальное обеспечение– в СССР, установленная государством система социально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по обеспечению матерей и детей, по медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

Социальное рабочее законодательство – в дореволюционной России законы, нацеленные на предоставление социальных гарантий представителям рабочего класса.

Социальное сиротство – это особая группа детей, лишившихся родительской опеки по социально-экономическим и правовым причинам

Социальное страхование- одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему, организованную государством, на основе обязательных или добровольных взносов, для денежного или материального обеспечения граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случаях временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.

Субсидиарность – один из основополагающих принципов социальной политики (в более широком понимании – государственного и муниципального управления), в соответствии с которым социальные проблемы должны по возможности решаться на том уровне, где они возникают, через самоорганизацию граждан при поддержке государства. В соответствии с принципом субсидиарности органы государственного и муниципального управления не должны создавать собственные государственные службы и учреждения там, где соответствующие службы и учреждения уже созданы или создаются по частной инициативе негосударственных объединений (т.н. «свободных носителей»).

Трудовая помощь – форма призрения, основанная на предоставлении нуждающемуся лицу работы. В России получила наибольшее распространение во 2-ой половине 19 – начале ХХ в. Наиболее распространенные формы трудовой помощи: дома трудолюбия и общественные работы.

Эгалитаризм (от фр. egalite – равенство) – стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения общественных противоречий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.