Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы, определяющие рост и развитие ребенка

Первый семинар

Вопросы для обсуждения:

Развитие ребенка. Основные понятия и термины

Права маленьких детей

Области развития

Раннее детство. Почему оно так значимо?

Уход за ребенком,важнейший фактор его оптимального развития.   Уход за ребенкомпредставляет собой единство действий, осуществляемых родителями, воспитателями, медиками, общественными структурами, обеспечивающими здоровье, питание, психосоциальное и умственное развития ребенка.
Понятие «уход»тесно связано с понятием «развитие» Уходза ребенком означает ответ на его фундаментальные запросы в рамках:
  • Защиты
  • Питания
  • Медицинской помощи
  • Любви и отношений
  • Взаимодействий и стимулирования
  • Безопасности.
 
  Уход –это больше чем «помыть» или «покормить», это единство практик/действий родителей, воспитателей, медиков и общественных структур, направленных на защиту и обеспечение здоровья, питания, развития и воспитания ребенка. Как следствие, уход за ребенкомпредставляет собой ключевой фактор успешного развития ребенка. Потребности ребенка не изолированы друг от друга, они проявляются, зачастую, одновременно и требуют сейминутного удовлетворения. Очень часто, когда ребенок ещё очень маленький, родители с ним почти не общаются, дают ему пустышку и воспринимает ребенка как объект. Даже если родители удовлетворяют все остальные важные потребности ребенка – в случае необходимости идут с ним к врачу, обеспечивают безопасность и т.д. – дети, в последствии, сами себя могут воспринимать в качестве «объекта», безинициативного, с трудом интегрирующимся в общество. Как следствие благоприятная среда, в которой развивается ребенок, сможет удовлетворить в то же время все его потребности. Основные действия по уходу за ребенком: обеспечение безопасности, предоставление жилья, обеспечение одеждой, едой, предупреждения и лечения от болезни, общение и стимулирование, игры, социализация детей.
Рост и развитие Для понимания роста и правильного развития ребенка абсолютно необходима знания физиологии и патологии этого возраста.   Рост ребенка – понятие, относящееся к специфическим изменениям физического плана. Например, увеличение количества клеток или увеличение их объема ведёт к увеличению роста, веса, длины рук, ног, а также к изменению формы тела ребенка. Таким образом, такие изменения могут быть легко замерены. Рост ребенка, также означает биологическую дифференциацию, трансформацию, организацию, взросление и прогресс. Человек растёт на протяжении всей жизни, в силу того, что отжившие или мертвые клетки заменяются новыми. Самый высокий ритм роста имеют дети в первый год жизни: в этот период они утраивают свой вес и удваивают свой рост в сравнении с таковым на время рождения. Понятно, что отклонение роста в этот период очень опасны для дальнейшего развития ребенка. На следующем этапе раннего дошкольного возраста динамика роста ребенка несколько снижается. В подростковом возрасте ритм роста снова снижается.  
Рост и развитие – процессы взаимодополняемые Часто эти понятье воспринимаются как синонимы, хотя они обозначают различные аспекты, указывают на различные характеристики.     Развитие определяется, как увеличение или изменение простых форм в более сложные, конкретные. Это процесс управляемый, непрерывный, в рамках которого ребенок усваивает новые, более обширные знания, более вариативное поведение и разнообразные умение, хотя модель развития для всех детей, в общем, едина, ритм их развития различен. Ритм и качество развития ребенка связаны с физиологической зрелостью нервной и мускульной системой ребенка. Наследственные факторы и факторы среды, также влияют на ритм и качество развития ребенка. Все указанные факторы призваны обеспечить дифференциацию столь значимую для развития ребенка.  
Какие могут быть последствия? Новорожденные и грудные дети, имеющие в своем развитии проблемы физического, поведенческого или познавательного планов: это дети, рожденные раньше времени, дети с маленьким весом, дети, не кормленные грудью и т.д.     Процесс роста и/или развития может быть:  
  • Типичным/нормальным – предполагает усвоение некоторых умений и определенных поведенческих моделей в предсказуемом ритме и последовательности. В категорию «типичный» включаются и незначительные различия, и простые несоответствия (например, дети первого года жизни, которые научились ходить без того, чтобы ползать).
  • Атипичным– характеризует детей, которые развиваются, с отклонением в развитии или характеризуются неполным развитием в сравнении с нормальным типом развития.
Дети с задержкой в развитии могут проявлять себе также, как деть маленького возраста в той или иной области. Отклонения в развитии предполагают наличие одного элемента, который отличается от такого, характерного для нормального развития. Анормальное развитие в одном или нескольких областях может иметь (или не иметь) отрицательное влияние на развитие и усвоение умений из других областей. Существует много причин анормального/атипичного развития: генетические, плохое питание, болезни, лимитированные возможностей в познании (проблемы слуха, зрения, движения, умственные недостатки и т.д.)  
Внимание! Ранее установление проблем и своевременные их разрешение, имеет зачастую, критическое значение для данных детей.     Каждая проблема или неясная ситуация, возникшие в связи с ростом и развитием ребенка должны обсуждаться со специалистами (медиком, психологом, ит.д.), которые в каждом конкретном случае предложат необходимые рекомендации.

 

Права маленьких детей

ü Физическая безопасность   ü Поддержка чувства собственной ценности
ü Питание и адекватная медицинская помощь   ü Возможность самовыражения
ü Комплексная вакцинация   ü Стимулирование творчества.
ü Наличие хотя бы одного взрослого, к которому был бы привязан ребенок    
ü Наличие взрослого, который мог бы понимать и отвечать на запросы ребенка    
ü Предметы, которые он мог бы наблюдать, трогать, обонять, слушать, пробовать    
ü Необходимость воспринимать мир вокруг себе    
ü Стимулировать способность в говорении и понимании    
ü Помощь в обладании новыми двигательными умениями, умениями в общении и рефлексии    
ü Возможность выбора и ответственности    
ü Поддержка в развитии самоконтроля и реализации «проектов»    

 

 

Доклад UNICEF „Situaţia copiilor în lume: Copilăria timpurie”, 2007

 

 

Другие права и обязанности   ü Право воспитываться в такой среде, в который ребенок был защищен физически и эмоционально.
детей,   ü Право доступа к образовательным средствам
включенных   ü Право иметь воспитателя и поддержку
в воспитательный   ü Право на компетентного воспитателя
процесс   ü Право на уважение и корректное отношение
    ü Право на участие в воспитательском процессе
    ü Право на социальную помощь в случае необходимости
    ü Право на конфиденциальность
    ü Право на защиту от насилья
    ü Право на защиту от неоправданных запретов
    ü Право на понимание важности усвоенных знаний
    ü Право на учение с интересом и удовольствием
    ü Право на игру и релаксацию
    ü Ответственность делить с другими материалы и существующее оборудование
    ü Ответственность в использовании оборудования, избегая его возможных поломок
    ü Ответственность в сотрудничестве
    ü Ответственность в отношениях
    ü Ответственность в общение
    ü Ответственность в принятии точки зрения других
    ü Ответственность в собственных действиях и их последствиях

 

 

По Porte, Louis, Student behavior, Theory and Practice for teachers, Allen and co., 1996

Области развития

Существует много способов классификации областей развития. Самая известная классификация (по Блуму) включает три области:
  • Психомоторную
  • Когнитивную (познавательную)
  • Социо-эмоциональную
  Концепция, согласно которой ребенок рассматривается как единое целое, имеет в своей основе принцип взаимосвязанного участия всех областей в развитии ребенка. Ни один из аспектов развития не может проявятся самостоятельно. Вместе с тем, все умения, какими бы простыми или сложными ни были, они отражают общую взаимозависимость. Данные три области влияют на центрированность элементов нормального развития ребенка и предопределяют его эволюцию на протяжении процесса непрерывного развития. Понимание важности каждой области развития помогает в создание «портрета» ребёнка, так необходимого для оценивания различных его характеристик, и, в первую очередь, познавательных и поведенческих. Динамика развития ребёнка в разных областях может быть различной: один ребенок может, очень рано научится ходить, в то время как говорить, он начнет значительно позднее. Развитие каждой области зависит от существующих стимулов и познавательных возможностей, предоставленных окружающей средой.  
Рост и физическое развитие   Физический рост –имеет строго индивидуальные характеристики, проявляющиеся в изменении форм и объема всего тела или его отдельных элементов. Физическое развитие ребенка выступает индикатором здоровья и общего состояния ребенка. То, что другие области/компоненты развиваются, эффективно в большой степени зависит от уровня физического развития ребенка. Психомоторное развитие предполагает умение ребенка двигаться и контролировать различные части своего тела. Сложные моторные движения включают в себя использование больших групп мышц. Например, ходьба, бег, прыжки, плавание, толкание или передвижение предметов. Простые/утонченные психомоторные движение/умения включают в себе конструирование из кубиков, застегивание пуговиц, использование карандаша при рисовании или - ручки при письме.  
Когнитивное развитие   Область когнитивного развития включает в себе все психические процессы и приобретения ребенка в плане восприятия, представлений, умений и компетенций. Развитие восприятия относится к комплексному использованию информации, полученной/приобретенной посредством слуха, зрения, тактильного чувства, обоняния, вкуса и т.д. Восприятие - это ощущение или комбинация ощущений, используемых при отборе специфических аспектов из окружающей среды (цвет, объём, форма, звуки, вкус, духи и т.д.) с целью идентификации важных деталей или особенностей, которым необходимо уделить внимание. Основы системы восприятия закладываются на момент рождения. Посредством опыта, учения и взросления, восприятие развивается как процесс приобретения и переработки информации, в том числе и в целях установления её идентичности и различия. Восприятие – основа познания. Когнитивное развитие это непрерывный процесс взаимодействия ребенка с людьми, предметами, его участие в различных мероприятиях, событиях, имеющих место в окружающем мире. Когнитивные процессы включают в себя такие умственные действия как: интерпретация, разделение, классификация, запоминание информации. У дошкольников когнитивные процессы включает также умения воспринимать, оценивать идеи, размышлять, разрешать проблемы, понимать правила и новые понятия, предвидеть и наглядно представлять образы. Развитие речи. Язык может быть определен как система знаков, посредством которых осуществляется общение (устное, письменное). Естественное развитие речи имеет секвенциальный характер. Развитие языка и речи предопределяется общим развитием ребенка: когнитивным, социальным, психомоторным. Развития речи зависит также от аудируемом количестве речи. Другими словами, развитие речи ребёнка зависит от качества и количества речевых стимулов/мотивов.
Эмоциональное и социальное развитие   Эмоциональное и социальное развития ребенка имеет в своей основе ощущения и восприятия собственного «я», а также отношения с другими. Сюда относятся: поведение и реакции ребенка в процессе игр или других действии, его связь с родителями или другими взрослыми. Другие фундаментальные аспекты эмоционального и социального развития связаны со специфическими гендерными ролями, самостоятельностью, моралью, уверенностью в себе, признанием правил и т.д. Эмоциональное развитие. Часто этот тип развития называют личностным развитием, являющимся важнейшим для раннего становления ребенка. Эмоции ребенка становятся разнообразнее в зависимости от его реакции на различные события. На раннем этапе развития у ребенка появляются следующие отношения: способность воспринимать и выражать чувства, понимать чувства других, способность реагировать на изменение, способность мыслить, понимать и получать радость/удовольствие от ощущения, оценивать собственную значимость. Более того, ребенок уже на самом раннем этапе своего развития осознаёт свою социальную принадлежность. Социальное развитие или социализация ребенка начинается с первых дней жизни ребенка посредством взаимодействия с родителями и другими членами семьи. Взаимодействие с другими и есть социальное развитие ребенка. Дети проявляют различные умения социального общения уже с первых лет жизни. Они учатся радоваться тому, что находятся в компании других людей, учатся быть уверенными в себе. В отношениях с другими людьми, дети учатся различным формам сотрудничества, выражению несогласья и сочувствия, общению и утверждению в группе/коллективе; дети учатся быть членами группы, активно участвовать в её жизни, адаптироваться к ожиданием других членов группы, соблюдать и уважать права других. Кроме того, дети учатся выражать тем или иным образом свои чувства/эмоции в соответствии с признанными ценностями.

Факторы, определяющие рост и развитие ребенка

Рост и развитие ребенка, в большой степени, определяются генетическими факторами, унаследованными от обоих родителей, посредством двух групп генов, функционирующих независимо, но влияющих на ритм и возможности роста и, в первую очередь, скелета. Кроме того, на различие роста и развития ребенка определенным образом влияет и его щитовидная железа.

 

В принципе, существует множество факторов, которые могут влиять на нормальное развитие детей. Вместе с тем, это зависит от сопротивляемости организма, наследственности, уровня становления нервной системы, силы и длительности влияния этих факторов.

 

Небольшой вес на период рождения, неадекватное питание, плохой уход, потеря веса, в силу частых и повторяющихся заболеваний, инфекции, нарушение его прав и целый ряд других факторов приводят к задержке роста ребенка в сравнении с другими детьми.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.