Сделай Сам Свою Работу на 5

Лепка из глины и пластилина





Методическая разработка

на тему:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Автор:

Яланская Татьяна Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. Т.Г.Яланская, учитель начальных классов МБОУ СОШ № :6 г. Краснодара

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................................3

2. Период работы над каллиграфией у шестилеток.......................................4

3. Дидактический материал к урокам чистописания в 1 классе.....................11

4. Минутки чистописания в 1 классе.............................................................................13

5. Обучение первоклассников письму в тетрадях с одной линейкой....................18

6. Минутки чистописания во 2 классе...............................................................23

7. Минутки чистописания в 3 классе.................................................................29

8. Обучение чистописанию в 4 классе.......................................................35

9. Литература и ссылки......................................................................................43

 

 

Введение.

Проблема красивого, разборчивого почерка стала в наши дни очень актуальной, одной из наболевших проблем в современной школе. С чем это связано?



Одной из причин является внедрение во все области нашей жизни, в том числе и в область образования, компьютерных технологий. Клавиатура заменила детям ручку и карандаш. Как радостно наблюдать, с какой быстротой и лёгкостью детские пальчики летают по кнопкам, и какое разочарования постигает учителя, проверяющего домашнее упражнение по русскому языку или классное сочинение по литературе...

Причина, безусловно, кроется не только в компьютере. Причинами данной проблемы являются недостаточное количество эффективных методик, ограниченность времени, которое учитель может посвятить индивидуальной работе с учащимися по отработке навыков письма, занятость родителей, не уделяющих достаточного внимания закреплению навыков, полученных в школе, а порой и просто непонимание значимости данной проблемы учителями и родителями.

Осознав актуальность данной проблемы, я пришла к выводу о необходимости разработки доступной методики освоения навыков каллиграфического письма, которая была бы не только эффективна, но и увлекательна для детей.



«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное письмо.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Цель данной работы – разработка методики обучения каллиграфии младших школьников с применением личностно-ориентированных, игровых технологий, осуществлением дифференцированного подхода в обучении с учётом возрастных психо-физиологических особенностей учащихся.

Выработка у младших школьников навыка письма наряду с чтением и вычислительными навыками задача первостепенной важности, поскольку от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психическое развитие.

Вместе с тем процесс обучения детей письму и выработка у них автоматизированности графического навыка отличается сложностью, что обусловлено своеобразием этого вида речевой деятельности. В связи с этим возникает необходимость практической работы с младшими школьниками на уроках письма (в период обучения грамоте) и в дальнейшем на уроках русского языка.

Обучение письму является сложным, осознаваемым в целом и в его элементах процессом и требует для овладений им предварительной подготовки детей. Наилучшие результаты достигаются при дифференцированном подходе к обучению каллиграфии. Здесь очень важно обеспечить дифференцированное восприятие детьми форм букв, подлежащих написанию.



В методике обучения письму, при обучении написания букв нередко используются одни и те же приемы: предварительное рассматривание элементов букв, сравнивание их с элементами соответствующей печатной буквы, предварительное письмо сложных элементов буквы. Несомненно, что эти приемы важны при первоначальном обучении письму букв. Однако они не всегда дают то качество письма, которое необходимо получить. Причину слабой эффективности данного вида работы усматривается в общем подходе в обучении детей дифференцированному восприятию всех письменных букв алфавита. Ведь каждая буква имеет свою, отличную от других буквенных форм конфигурацию, хотя во многих буквах и имеются некоторые общие элементы. Поэтому необходима индивидуальная дополнительная работа по обучению детей правильному и безошибочному восприятию конфигурации каждой буквы.

 

ПЕРИОД РАБОТЫ НАД КАЛЛИГРАФИЕЙ У ШЕСТИЛЕТОК

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами. В том числе, такими которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Поэтому при подготовке ребенка к школе важно не научить его писать, а создать условия для развития мелких мышц руки.

Какими же способами можно тренировать детскую руку? Существует иного игр и упражнений по развитию моторики, которые можно порекомендовать родителям будущих первоклассников:

 

Лепка из глины и пластилина

Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Но необходимо обращать внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?

Необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искаженным.

1. Изготовление поделок из бумаги. Например: выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

2. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

3. Конструирование.

4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

6. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.

7. Всасывание пипеткой воды.

8. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.

9. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно делать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и др.

10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

11. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т.д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д.

12. Научить наших детей всему, что умеем сами!

13. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например: гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

14. «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о
чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем соединить указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руку, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая рука «потянет» за собой развитие интеллекта.

ШТРИХОВКА ДЛЯ ШЕСТИЛЕТОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания № 12 и № 13 выполняются детьми самостоятельно с использованием знакомых «узоров» штриховки.


Далее при изучении букв, также можно использовать штриховку, где применяются элементы букв изученных, в данном случае:

 

 

Можно предложить детям определенные «узоры» для каждого конкретного рисунка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.