Сделай Сам Свою Работу на 5

я группа строчных букв: е, е, ч, ъ, в

Вот ручей уже забулькал,
Снег темнеет на сосне.
Если длинные сосульки,
Долгой, долгой быть весне.

(А.Екимцев)

ЗАДАНИЕ. Запиши отгадки, группируя их по орфограммам.

 

1. Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (грач)

2. Два близнеца, два братца, верхом на нос садятся. (очки)

3. Из горячего колодца через нос водица льется. (чайник)

4. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)

(Под) окном л.жал щенок. Он весь с. ежился от холода. (К) нему
подошел Миша и взял его д.мой.

ЗАДАНИЕ. Расскажите, как Миша ухаживал за щенком.

5-я группа строчных букв: х ук, э, з, к

Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались оттуда бусинки- дробинки.
(горох)

Каковы же особенности и содержание работы по каждому из направлений? Как правило, они комплексные по характеру, одни приближены по содержанию к естественному письму предложений и небольших текстов. Другие несколько искусственные, используются только как тренировочные для развития свободных, легких движений руки.

Если проследить динамику усложнения, то можно вычленить такие ступени: в 1 классе - рисование, раскрашивание узоров, бордюров отдельных компоненты
которых напоминали элементы изучаемых букв, во 2 классе - обведение узоров- росчерков в воздухе по образцам с доски или «сухим пером».

В 3 классе чистые росчерки преобразовались в своеобразные связки для расписывания целой группы однотипных букв, которые выполнялись уже письменно,
например:

В 4 классе упражнения по характеру подобны предупреждением, но сложнее по исполнению, так как, почаще связки, объемнее «порции» безотрывного письма, более ускорен темп их выполнения. Например:

Многие спрашивают, зачем используются для этих целей искусственные элементы - связки. Во-первых, связки снижают напряжение в руке, дают ей своеобразный отдых в движении, так как обычно выполняются в более крупном плане и нередко со сменой направления движения, во-вторых, связки позволяют включать в непрерывную цепочку гораздо большее количество букв, чего нельзя, делать без них. Обычно рекомендуется писать подряд только такое число букв, какое встречается в словах русского языка (не тренировать руку на том, что ей не придется исполнять в естественном письме). В школьной практике этот вид упражнений довольно распространен, поэтому вместо упражнения типа ддддд лучше использовать его варианты:



В целях достижения ритмичности письма можно рекомендовать проводить такие упражнения под счет. В случае если росчерк, связки новые для детей, можно посвятить их освоению отдельные занятия, целью которых будет развитие плавности руки, например:

Следует помнить, что если письмо ритмичное, то элементы букв будут располагаться на равных расстояниях. Следовательно, работа по развитию ритмичности письма есть одновременно работа по исправлению распространенного недочета в почерках детей данного возраста.

Как известно, единый ритм письма способствует также установлению единой скорописи письма. В целых стимулирования детей по наращиванию скорости написания можно также практиковать: 1) прописывание некоторых слов словосочетаний в разных скоростных режимах (сначала медленное, затем быстрее) с задачей сохранения качества письма; 2) письмо отдельных предложений (пословиц, небольших стихотворений) по памяти, на время (кто успеет за отведенное время написать больше, грамотно, четко); 3) списывание с доски, с индивидуальных карточек, из учебника текстов, их хронометририрование и выявление средней скорости письма (рабочей скорости) каждого ученика и класса в целом.

Работа с небольшими текстами в условиях естественного письма (конечно, после серии предварительных тренировочных упражнений) тоже может стать одержанием отдельных занятий по чистописанию, целями которых являются закрепление или проверка плавности, ритмичности.
Скорости письма при сохранении каллиграфии. Иногда перед упражнением закрепляющего характера можно давать для «расписывании руки» какой-нибудь легко исполняемый росчерк типа:

Ледяные поле засияли, засверкали от первых лучей солнца. Арктика с
радостью встречает полярный день.

В свете основной цели четвертого года обучения чистописанию претерпевают некоторые изменения в содержании и методике работы все другие направления (работа над формами букв одинаковой высоты, параллельностью, одинаково направленных штрихов), особенно работа над формами букв.

В развитии четкой скорописи нельзя обойтись без усилий в достижении точности начертания всех букв. Тем более что в ходе ускоренного письма буквы чаще подвергаются деформации (искажению), происходит естественное сокращение пути начертания буквы. Поэтому, в плане «подстраховки» четкости письма в начале учебного года прописать все буквы алфавита в условиях ускорения. Лучше снова воспользоваться объединением букв по генетическому принципу (от более простых форм к более сложным), напоминаем группы букв:

1. и ш й И Ш Й, г п т р;

2. л м я Л М Я А;

3. ц щ Ц Щ, у Ч ч;

4. с е е С Е Е, о О а д б;

5. ь ы ъ в;

6. н ю к Н Ю К;

7. з. э, ч, ж, В З Э Х Ж, ф;

8. Ф У, Г П Т, Б, Р, Д.


Перед занятием очень кратко выяснить с детьми общие и отличительные особенности букв, как по форме, так и по движению руки в процессе письма, а также какие недочеты, характерные для ряда учеников класса.

 

Со второго полугодия занятия по каллиграфии должны быть сориентированы на пропедевтическую работу по предупреждению недочетов, связанных с употреблением форм ряда букв друг другу. Темами таких занятий может стать работа над буквами:

1) ш-ц, ш-щ,

2) и-п, ш-т,

3) л-я, я-е, л-я-е;

4) н-ы, н-и, н-п, н-к, и-ы;

5) ж-ш, ж-т, ш-ж-т;

6) а-о, е-с, г-ч (с соединительными элементами), неточный прием соединения может привести доже к орфографической ошибке,

7) к-и, к-п, к-и-п-н, к-х;

8) ш-м, и-л (с соединительными штрихами);
9) буквами и буквосочетаниями:
И-ее, ие-ие, ш-ш, ы-ы;
Ие-иг-ил, х-эс, жэк, ю-го (ою-ого)
Ос-ог, а-ог

10) буквосочетаниями: лю-мо, ме-ли

При сопоставлении этих пар букв или буквосочетаний необходимо сосредоточить внимание детей на специфических чертах каждой буквы, на стремление писать каждую букву отчетливо. Можно применять тот же прием - от крупного письма к мелкому.

В 4 классе в условиях перехода на скоропись возрастает роль умения писать безотрывно (связно), а оно в свою очередь связано с использованием рациональных приемов соединения букв и точностью их написания. При повторении безотрывного соединения овалов или полуовалов (петельное соединение) делается упор на осознанность понимания того, что различные варианты соединений вводятся для удобства, быстроты письма и сокращения пути движения руки в процессе письма. Хотя приемы безотрывного соединения и способствуют более быстрому, плавному письму, это не значит, что всем учащимся будет удобно писать, не прерывая движения даже при быстром письме. Кроме того, с одного росчерка одни дети могут написать безотрывно 3-4 буквы другие более 5-7. Поэтому считаю, что вооружить учеников разными приемами связного письма будет полезным для них, но требовать в обязательном порядке от каждого безотрывного письма нет необходимости.

Как и в 3 классе, порядок проведения упражнений по чистописанию почти произвольный, определенную последовательность можно соблюсти только при работе над плавностью и над формами букв (по степени усложнения материала). Выбор темы занятий определяется в основном потребностями класса, недостатками в почерках детей.

Объем материала для записи тоже произвольный. Обычно за 8-10 минут, отводимых программой на занятия чистописанием, ученики успевают записать 4-5 строчек в зависимости от темы и цели объем может быть на одном уроке меньше, на других больше, важна обучающая струя и достижение определенного результата.

При оценивании работ следует брать под контроль ту часть написанного, которая удалась в ходе тренировочных упражнений, так как именно на этих минутках проводится своеобразная учеба, тренировка в технике письма, хотя и здесь надо иметь в виду, что не все может сразу получиться.

Весь текстовой материал, подлежащий записи, должен быть проанализирован с точки зрения значения и орфографической грамотности, предупреждаться неизученные орфограммы и пунктограммы. По возможности он должен быть связан с изучаемым или изученным материалом по русскому языку, чтобы использовать его в качестве дидактического материала для повторения или изучения нового материала по программе или правописанию.

Учитывая, что 4 класс является переходным к среднему звену, где становление почерка детей продолжается, советую ознакомиться с содержанием и методикой работы по всем направлениям, указанным в данной разработке, учителям-словесникам на совместном заседании методических объединений для установления преемственности в деле формирования полноценного письма школьников.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.

2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1979.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. - М., 1993

4. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.

5. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.

6. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001

7. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 1999

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.