Сделай Сам Свою Работу на 5

Пилотикатиссаттхера Ваттху. Притча о тхера Пилотикатиссе

Хириниседхо пурисо

кочи локасми виджджати

йо ниддам апабодхети

ассо бхадро касамива.

Ассо йатха бхадро касанивиттхо

атапино самвегино бхаваттха

саддхайа силена ча вирийена ча

самадхина дхаммавиниччхайена[131] ча

сампаннавидьячарана патиссата

джахиссатха дуккхамижам анаппакам.

Стих 143

Редко в этом мире найдется человек,

который из чувства стыда

воздерживается от злодеяний и держится осторожно,

подобно лошади, которая не подает повода для стегания хлыстом.

 

Стих 144

Подобно тому, как лошадь содрогается от удара хлыста,

будь прилежным и настороженно относись к циклу перерождении (самсаре).

Пусть вера, нравственность,

усиленная концентрация и понимание Дхаммы

принесут тебе знание и практику нравственности,

и с серьёзностью оставь позади неизмеримую Дуккху (Сансару).

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (143 и 144) в связи с историей о тхера Пилотикатиссе.

Однажды тхера Ананда увидел плохо одетого молодого человека, который просил милостыню; ему стало жаль юношу, и он сделал его саманера. Молодой саманера оставил свою старую одежду и миску для милостыни на ветке дерева. Когда он стал монахом, он стал известен как Пилотикатисса. Так как он стал монахом, ему не приходилось больше беспокоиться о пище и одежде, так как всего было достаточно. Тем не менее, он почему-то не был доволен жизнью монаха и подумывал о том чтобы вернуться к мирской жизни. Каждый раз, когда у него возникали такие мысли он ходил к тому дереву, где оставил одежду и миску. Там, под деревом, он задавал себе вопрос: «О бесстыжий! Неужели ты хочешь покинуть место, где тебя хорошо кормят и одевают? Неужели ты снова хочешь надеть эту потрепанную одежду и попрошайничать с миской в руке?» Так он ругал себя и, успокоившись, возвращался в монастырь.

Через два-три дня он снова хотел оставить жизнь монаха и снова шел к дереву, где осталась его старая одежда и миска. Задав себе тот же вопрос, вспомнив о презренности своей прошлой жизни, он возвращался в монастырь. Это повторялось много раз. Когда другие монахи спросили его, почему он так часто ходит к дереву, где осталась его одежда и миска, он сказал, что ходит увидеться со своим учителем. Так, постоянно думая о своей старой одежде как о предмете медитации, он осознал истинную природу множеств кхандха (т.е. аничча, Дуккха, анатта), и со временем стал арахатом. Тогда он перестал ходить к дереву. Другие монахи, заме­тив, что Пилотикатисса перестал ходить к дереву, где осталась его старая одежда и миска, спросили его: «Почему ты больше не ходишь к своему учителю?» Он ответил им: «Когда я в этом нуждался, я ходил к нему; но сейчас у меня нет необ­ходимости ходить к нему». Когда монахи услышали этот ответ, они повели его к Будде. Представ перед ним, они сказали: «Достопочтенный Господин! Этот монах утверждает, что достиг просветления; он, должно быть, лжет». Но Будда ответил им: «Монахи! Пилотикатисса не лжет, он говорит правду. Хоть он и поддерживал раньше отношения со своим учителем, сейчас этих отношений больше нет. Тхера Пилотикатисса приказал себе различить верные и неверные причины и различить истинную природу вещей. Теперь он стал арахатом, поэтому между ним и его учителем нет больше связи».



Затем Будда проиэес следующие стихи:

 

Редко в этом мире найдется человек,

который из чувства стыда

водерживается от злодеяний и держится осторожно,

подобно лошади, которая не подает повода для стегания хлыстом.

 

Подобно тому, как лошадь содрогается oт удара хлыста,

будь прилежным и настороженно относись к циклу перерождений (самсаре).

Пусть вера, нравственность,

усиленная концентрация и понимание Дхаммы

принесут тебе знание и практику нравственности

и с серьёзностью оставь позади неизмеримую Дуккху (Сансару).

 

Сукхасаманера Ваттху. Притча о Саманера Сукхе[132]

Удакам хи найанти неттика

усукара намайанти теджанам

дарум намайанти таччхака

аттанам дамайанти суббати.

 

Стих 145

Крестьяне[133] направляют воду по каналам,

изготовители стрел выпрямляют свои стрелы,

плотники обрабатывают дерево,

мудрые же укрощают самих себя.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (145) в связи с историей о саманера по имени Сукха.

Сукху сделал саманера в возрасте семи лет тхера Шарипутра. На восьмой день саманера пошел с тхера Шарипутрой за подаянием. По дороге они увидели крес­тьян, орошающих свои поля, изготовителей стрел, выпрямляющих свои стрелы, и плотников, делающих из дерева колеса. Увидев все это, он спросил тхера Шарипутру, можно ли направить эти неживые вещи туда, куда захочешь, или сделать из них то, что захочешь, и тхера ответил ему утвердительно. Тогда молодой саманера задумался о том, что если это так, то нет причин, по которым человек не мог бы укротить свой разум и заниматься Медитацией Познания и Спокойствия.

Поэтому он спросил у тхера разрешения вернуться в монастырь. Там он закрыл­ся в комнате и в одиночестве предавался медитации; Сакка и дэвы помогали ему в этом, охраняя тишину в монастыре. В тот самый день, на восьмой день после того, как Сукха стал саманера, он достиг просветления. В связи с этим Будда сказал на собрании монахов: «Когда человек всерьез занимается Дхаммой, даже Сакка и дэвы помогают ему и защищают его. Я сам задержал Шарипутру у входа, чтобы Сукху никто не беспокоил. Саманера, увидев, как крестьяне орошают поля, как изготовители стрел выпрямляют свои стрелы и как плотники делают из дерева колеса и другие вещи, тренирует свой ум и занимается Дхаммой. Так он сейчас стал арахатом.»

Затем Будда произнес следующий стих:

Крестьяне направляют воду по каналам, изготовители стрел выпрямляют свои стрелы, плотники обрабатывают дерево, мудрые же укрощают самих себя.


ГЛАВА 11

Jaravagga — О Старости

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.