Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗанятиЕ № 1. БЫТ СОСЛОВИЙ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЛИТИКА ВЛАСТИ в первой половине XIX в.

ФГБОУ ВПО

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИИ

 

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

XIX – начала ХХ века

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

III курс, право и история

ЛИПЕЦК 2016

ВВЕДЕНИЕ

При подготовке к практическому занятию, прежде всего, требуется внимательно просмотреть текст соответствующей лекции. Очевидно – для того, чтобы конспект лекции мог помочь при самостоятельном анализе источника, необходимо внимательно прослушать лекцию, добросовестно вести конспект. Работа с текстом лекции поможет вам не только при усвоении материала к практическому занятию, но и при подготовке к сдаче экзамена.

В дальнейшей работе четко следуйте требованиям методических указаний. Начинать работу по каждому вопросу необходимо с выявления тех документов, которые относятся к его содержанию. В элементарном виде проводите внешнюю критику источника, с тем, чтобы было ясно, откуда привлечен документ, кто его автор, время, место и условия появления.

По каждому вопросу в тетради составляйте план ответа и делайте отметки с тем, чтобы ими воспользоваться при ответе на занятии. Так как на первом плане находится самостоятельный анализ источника, пометки могут указывать на страницу и место нахождения мысли или факта, краткое их изложение, которые дают основания для вашего вывода, обозначенного в тетради. Понятно, что вы не можете использовать весь предлагаемый в списке литературы документальный материал. Это и не обязательно. Главным является то, чтобы к каждому вопросу вы могли предложить свой ответ, частично на материале прочитанного источника, с цитированием его данных. Основным изданием, которое будет использовано при рассмотрении вопросов занятий, являются Хрестоматия (Воронеж, 2002) и Хрестоматия (М., 1990). Староста группы должен иметь в своем распоряжении все обозначенные сборники документов, с тем, чтобы, в случае отсутствия необходимых сведений в Хрестоматиях, привлечь и распространить документальный материал из других пособий.



Даже если Сборники документов или их ксерокопии находятся в вашем распоряжении на занятии – необходима внимательная предварительная их проработка в домашних условиях и подготовка плана ответа по каждому вопросу, который будет проверяться преподавателем на занятии. Это связано с тем, что при балльно-рейтинговой системе межсессионная работа составляет главную часть в формировании знаний и в оценке на экзамене.

Обязательно требуется внимательное чтение важнейших источников, чаще всего это отрывки из мемуаров, иногда – из публицистики, статистические материалы, законодательные акты. Так, к первому занятию это небольшие отрывки из работ А.С. Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Б.Н. Миронова. Необходимо ориентироваться на требования методических указаний – именно в связи с ними будет рассматриваться каждый вопрос. Дополнительная литература не является обязательной для изучения; необходимо просто иметь представления о имеющихся сочинениях по теме, так как иногда возникает интерес к тем или иным вопросам, который можно удовлетворить, просматривая предлагаемую литературу.

Так как обсуждение вопросов ведется в свободной форме – каждый из участников занятия получит возможность изложить собственную точку зрения по теме занятия, привести факты, которые еще не назывались, дать их анализ. При таком обсуждении преподаватель выясняет степень подготовки к занятию каждого студента, присутствующего в аудитории, просматривает их конспекты, что влияет на количество баллов, выставляемых при балльно-рейтинговой системе учета работы и знаний студента.

На первой неделе учебы, пока еще нет практических занятий, прошу вас выполнить следующее задание: из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля прочитать 7 любых словарных статей, отметив конспекте только – основные слова и две пословицы, приводимые составителем к прочитанным вами статьям.

ЗанятиЕ № 1. БЫТ СОСЛОВИЙ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЛИТИКА ВЛАСТИ в первой половине XIX в.

ПЛАН

1. Население России и его сословный состав.

2. Состояние помещичьих имений.

3. Крестьянство, его мiръ и община.

4. Правительственная политика в отношении крестьянства.

ЛИТЕРАТУРА

Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР. Первая половина XIX в. М., 1974. Док. 1-5, 10, 12, 13, 21-24, 31-34, 37.

Практикум по истории СССР XIX в. Сост.: Л.Ф. Захарова, И.В. Кузнецов. М., 1970. С. 10-54.

Захарова Л.Ф., Кузнецов И.В. Практикум по истории СССР XIX в. Вып. 1. М., 1980. С. 5-36.

История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 106-127.

Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.1. СПб., 1999. С. 435-439.

Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина. Любое издание. Гл. XXVI.

Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург // Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 6 т. Т. 5. М., 1950. С. 237-239.

 

Дополнительная литература

Россия под надзором. Отчеты III Отделения. 1827-1869. М., 2006. С. 201-203.

Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIХ в. М., 1967.

Рянский Л.М., Рянский Р.Л. Очерки социально-экономической истории крепостной деревни Курской губернии первой половины XIX века. Курск, 2009.

Долгих А.Н. Крестьянский вопрос во внутренней политике российского самодержавия в конце XVIII – первой четверти XIX вв. Т. 1-2. Липецк, 2006.

 

Просмотрите содержание конспекта лекции и назовите данные как об общей численности населения, так и его распределение по сословиям (понятие и признаки сословия должны быть приведены в тетради).

Имеющиеся в сборниках документов материалы позволяют подготовить ответ на первый вопрос: оценить численный и сословный состав населения империи в первой половине века; выяснить соотношение численности привилегированных и непривилегированных сословий, что дает возможность сделать вывод о господствующих ценностях, соответствующих тем, которые принадлежат преобладающей части населения страны. Общая характеристика должна быть дополнена анализом внутренних групп сословий. Так, например, в рамках дворянства: потомственное, личное, аристократия, провинциальное, поместное, служилое (гражданское и военное); в духовенстве – черное и белое, церковные иерархи и приходское священство, крестьяне – помещичьи (владельческие), казенные (государственные), удельные и т.д.

При рассмотрении второго вопроса составьте представление об организации производства в помещичьих имениях (барщинных и оброчных). Оцените условия существования основной массы российского поместного дворянства. Для этого каждый должен прочесть отрывок из книги М.Е. Салтыкова-Щедрина и составить представление о жизни основной части помещиков, хотя сообщение автора касается дворянства Пошехонья (выясните географическое расположение этого региона России). Обратите внимание на наиболее распространенный тип помещичьих хозяйств и на материале сведений о душевладении дворянства (таблица должна быть приведена в тетради) подсчитайте долю среди помещиков «мелкоты» до 150 душ крепостных. Выясните уровень культуры и стиль жизни поместного дворянства и то, что наиболее привлекательным было для них в условиях существования крепостного права. Подумайте, какими должны были быть в этих условиях их жизненные установки, отношение к зависимому крестьянству, правительству.

При изучении третьего вопроса уясните, что основная часть великороссийского крестьянства существовала в условиях такого социального института как мiръ (община). Выясните основные принципы функционирования мира, общины и основанного на ней крестьянского хозяйства. По книге Б.Н. Миронова не только внимательно прочитайте, но и перенесите в тетрадь выделенные автором основные функции общины. Определите, каково было хозяйственное бытие крестьян помещичьих и государственных, предположите, каковы были главные стремления тех и других в условиях сохранения зависимости от господина и государства. Для более четких представлений о жизни крестьян прочтите текст А.С. Пушкина и оцените правомерность утверждений автора.

Четвертый вопростребует внимательного рассмотрения законодательных актов первой половины века, касающихся положения крестьянского населения. Действия власти оцените по указу о вольных хлебопашцах и обязанных крестьянах. Определите, насколько глубоким было изменение быта крестьян, а также то, насколько различными законодательными актами (запрет печатания объявлений о продаже людей; эмансипация крестьян Лифляндии, Эстляндии и Курляндии; введение инвентарей и пр.) власть обозначала собственные представления о неправомерности существования крепостного «права». Выясните, каким было отношение власти к направлению перемен в жизни деревенских жителей, на примере устройства свободных сельских обывателей в соответствии с преобразованиями П.Д. Киселева.

В качестве вывода по занятию необходимо сформулировать свое представление о положении основных сословий в государстве и понимание утверждения официальных лиц страны о крепостном состоянии как «пороховом погребе под государством».

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.