Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАНЯТИЕ № 4. ПОДГОТОВКА ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

ПЛАН

1. Первый этап подготовки реформы.

2. Деятельность губернских комитетов.

3. Изменение правительственной программы. Работа Редакционных комиссий.

 

ЛИТЕРАТУРА

Вдовин В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (Период капитализма). Вторая половина XIX века. М., 1975. Док. № 5-14.

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М.,1990. Гл. 1. № 11; гл. 2.

История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 272-284.

Конец крепостничества в России. М., 1994. С. 85-193.

Дополнительная литература

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. в России // Вопросы истории. 1989. № 10.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

Кошелев А.И. Записки. М., 1991.

 

К первому вопросувыясните причины начала подготовки реформы, определите соотношение социально-экономических и нравственных оснований. Подумайте, в чем выразилось влияние Крымской войны, вступление на престол Александра II, усиление позиций либеральной бюрократии.

Проанализируйте речь императора от 30 марта 1856 г., оцените деятельность товарища Министра внутренних дел А.И. Лёвшина, факт создания Секретного комитета и ход его работы. Внимательно изучите рескрипт 20 ноября 1857 г. Выделите в рескрипте две части, уясните принципы создания губернских комитетов и главные основания, предлагавшиеся правительством для создания проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Особое внимание обратите на «Отношение МВД ...» (Сборник документов В.А. Вдовина, № 6), развивающее и углубляющее положения рескрипта, а также на дополнения, внесенные Главным комитетом (Хрестоматия. 1990. С. 25-26).

При подготовке ко второму вопросу объясните соотношение сил в создаваемых губернских комитетах, проанализируйте состав одного из них по «Запискам» А.И. Кошелева (с. 224). Прочтите отрывки из проектов А.М. Унковского, М.П. Позена, Ю.Ф. Самарина, выясните причины различий в предлагаемых мерах. Обратите внимание на отрывок из воспоминаний П.П. Семенова (Хрестоматия. 1990. С. 23-25) – наблюдения автора сделаны после поездки по нынешней территории нашей области. Вывод о преобладании «крепостников» в губернских комитетах позволит отчетливее оценить значение деятельности правительственных учреждений. Отметьте, что необходимость отмены крепостного права была очевидной для всех членов Комитетов, но содержание реформы в представлениях «либералов» и «крепостников» существенно отличалось.

Причины и суть изменений в правительственной программе отмены крепостного права (нoябpь-дeкaбрь 1858 г.) необходимо усвоить при подготовке к третьему вопросу. Выделите главное в изменении правительственной программы отмены крепостного права, что было утверждено императором 4 декабря 1858 г. По имеющемуся документальному материалу проследите деятельность Редакционных комиссий, отношение к их работе представителей провинциального дворянства, составьте себе представление о личности и взглядах Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина.

В качестве вывода по занятию оцените деятельность правительственных и неправительственных учреждений и способ подготовки грандиозного преобразования страны. Продумайте, в соответствии с этим, свое отношение к тезису о «революции сверху» в России, о роли правительственной бюрократии в условиях самодержавного государства.

 

ЗАНЯТИЕ № 5. СОДЕРЖАНИЕ «ПОЛОЖЕНИЙ...» 19 февраля 1861 г.

ПЛАН

1. Правовое состояние крестьян. Права по имуществу.

2. Крестьянское самоуправление. Организация управления крестьянами.

3. Наделы и повинности.

4. Выкупная операция – второй этап реформы.

 

ЛИТЕРАТУРА

История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 299-342.

Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917. М., 1990. Гл. 3.

Российское законодательство Х – XX вв. Т. 7. М., 1989.

Дополнительная литература

3айончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 125-152.

Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. М., 1978.

 

К первому вопросу необходимо рассмотреть некоторые статьи из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Прежде всего, обратите внимание на ст. 1, которая устанавливала отмену крепостного права и статьи 2 и 3. Затем изучите те разделы, которые регламентировали права крестьян, как личные, так и по имуществу. Необходимо обосновать вывод о состоянии крестьян после реформы: получив многие права, они, в то же время, остались неполноправным сословием, платящим подушную подать, отбывающим рекрутскую повинность, для которого сохранялись телесные наказания. Найдите статьи, подтверждающие приведенные положения и оцените в связи с этим степень завершенности реформы и глубину ликвидации прежних отношений.

Отчётливо просматривается зависимое положение крестьян при анализе организации управления ими (вопрос № 2). Рассмотрите структуру самоуправления и компетенцию его выборных представителей, решите, почему правительство пошло на создание общества как самоуправляемой единицы. Из «Положения ...» о крестьянских учреждениях прочтите статьи, характеризующие место, роль и компетенцию мирового посредника (ст. 5, 6, 23, 27, 30), уездного мирового съезда (ст. 97, 100, 105-110), губернского по крестьянским делам присутствия (ст.123, 126-128). Сделайте вывод о степени свободы русского крестьянина в организации собственной жизни.

Особого внимания требует третий вопрос – о наделах и повинностях. Установив систему наделения крестьян землей (деление на полосы, местности, высший инизший наделы, соотношение между ними, дарственный надел), найдите в «Местном положении ...» те статьи, на основании которых уменьшался, против дореформенного, крестьянский надел. При анализе повинностей временнообязанных крестьян разберитесь в градациях оброка (ст. 169) и объясните причины их введения, обратите внимание на сохранение института круговой поруки (ст. 245).

В ходе подготовки к четвертому вопросу определите два этапа реформы. Познакомьтесь с расчетом выкупной суммы, уясните, что лежало в основе её определения. Обратите внимание на ст. 165, которая вызывала многочисленные споры сторонников и противников её сохранения и, в конечном счёте, была отменена в 1893 г. Нужно отчетливо представить систему организации выкупа, в ходе которого крестьянин превращался в «собственника», а земля оказывалась принадлежащей поземельной общине.

Необходим обстоятельный вывод по занятиям: дайте общую оценку реформы как незавершенной, но и предположите политические итоги возможного углубления ее или более серьезных преимуществ для помещиков. Определите, какое воздействие оказала реформа на мировоззрение крестьян, на его отношение к помещику и властям.

 

Задание к занятию № 9: Политические, общественные и духовные деятели России XIX в.

 

ЗАНЯТИЕ № 6. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60 – 70-х гг.

ПЛАН

1. Содержание земской реформы.

2. Судебная реформа и ее деятели.

3. Военные преобразования. Д.А. Милютин.

4. Оценка реформ.

ЛИТЕРАТУРА

История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 343-353.

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М., 1990. С. 74-96.

Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. 3. М., 2000.

 

Первые три вопроса требуют анализа конкретного содержания документов. При рассмотрении Положения о земских учреждениях выясните цели их создания, компетенцию, способы формирования, устройство и основные направления деятельности, взаимоотношения вновь создаваемых органов и местной администрации.

Анализ содержания судебной реформы предусматривает понимание того, насколько серьезными были перемены в судебной системе. Выясните структуру (мировые судьи, съезд мировых судей, окружной суд, судебная палата) и компетенцию различных ступеней суда, гласность, устный характер и состязательность процесса. Определите значение введения институтов присяжных заседателей и присяжных поверенных, принципа несменяемости судей и судебных следователей.

При рассмотрении военных реформ обратите внимание на обоснование военным министром необходимости переустройства армии, направление преобразований, главные их составляющие. Обратите внимание на то, как Устав о воинской повинности воздействовал на распространение образования в народной среде.

При изучении законодательных актов нужно обратить внимание на соотношение нового, того, что содействовало движению вперед, и элементов старого, представить, насколько это соотношение соответствовало готовности общества, сложившимся в нем ценностным ориентациям. В каждой реформе проследите проявление принципа всесословности. Прочтите биографию Д.А. Милютина, оцените его деятельность для реформирования русской армии.

На основании изученного материала сделайте вывод о значении всей совокупности реформ 60-70-х гг., их влиянии на русское общество, значении для будущего России. Предположите, в каком направлении необходимо было продолжать преобразования для успеха эволюционного развития страны.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.