Сделай Сам Свою Работу на 5

Тестовые нормы методики СОП

Шкалы "Нормальная" выборка "Деликвентная" выборка
М S М S
2,27 2,06 2,49 2,13
7,73 2,88 10,27 2,42
9,23 4,59 15,97 3,04
10,36 3,41 10,98 2,76
12,47 4,23 14,64 3,94
8,04 3,29 9,37 3,01
7,17 4,05 14,38 3,22

 

Тест «Интернет – зависимость»

Тест создан Кимберли Янг.

Вопросов 20.

Ответы оцениваются по следующему образцу:

1. Никогда или крайне редко.

2. Иногда.

3. Регулярно.

4. Часто.

5. Всегда.

Тестовый материал

1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?

2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?

3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?

5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?

6. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?

7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое?

8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?

9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?

10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?

11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете?

12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?

14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн?

16. Часто ли Вы говорите себе "еще минутку", находясь он-лайн?

17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?

18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?

19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн?

Интерпретация результатов.

20 - 49 баллов: Вы находитесь на среднем уровне пользовательской зависимости. Вы можете находится в сети слишком долго по времени, но у вас есть контроль над ее использованием.

50 -79 баллов: Высокий уровень. Вы испытывают отдельные или частые проблемы, из – за пользования сети Интернет. Вы должны учесть полное влияние киберпространства на вашу жизнь.

80 - 100 баллов: «Интернет – аддикция». Ваше использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Вы должны оценить влияние Интернета на ваш образ жизни и начать искать решения проблем, непосредственно вызванных вашим пользованием Интернетом.

Порядок занятия.

1. Закрепление понятий психологии виртуальной реальности.

2. Психологическое тестирование по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению.

3. Интерпретация и обсуждение результатов.

Контрольные вопросы.

1. Предмет исследования психологии виртуальной реальности.

2. «Интернет – аддикция» как одна из форм отклоняющегося поведения».

3. Виды «Интернет - аддикции».

4. Психические и соматические признаки «Интернет – аддикции».

Список использованной литературы.

1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370

2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. – 478с.

3. Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000.- 231с.

4. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет. // Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000, С. 3-10.

Практическое занятие №8

«Аппаратурные методы исследования в экологической психологии»

Цель занятия.Закрепление лекционного материала по теме «Методы исследования в экологической психологии». Научится разрабатывать программу экопсихологического исследования. Обретение навыков работы с аппаратурными методами исследования на примере полиграфа типа «Поларг 6 М».

Вводные замечания.

Аппаратурные методы исследования –предполагают использование технических средств при изучении и диагностике психических свойств и состояний индивида.

Основными направлениями использования аппаратуры в экологической психологии выступают:

1) оценка воздействий и последействия комплексных экологических и психосоциальных стресс-факторов на человека;

2) определения уровня адаптационных возможностей человека;

3) изучение психосоциального здоровья человека (функциональные, профессиональные возможности человека и т.д.);

4) исследования по выявлению скрытой агрессии;

изучение психофизиологического состояния человека.

Основные технические характеристики полиграфа «Поларг 6М»:

- фазическая составляющая кожно-гальванической реакции (одновременно до 2-х каналов КГР);

- тоническая составляющая кожно-гальванической реакции (ТС);

- плетизмограмма (ПГ) (регистрация работы сердца через периферические кровеносные сосуды до 2-х каналов);

- дыхание грудное (ВДХ) (регистрация изменения объема груди);

- дыхание диафрагмальное (НДХ) (регистрация изменения объема живота);

- двигательная активность (одновременно до 2 каналов ТРМ) (регистрация мимики лица и общей активности мышц тела испытуемого).

Порядок занятия.

1. Ознакомление с практическими особенностями применения аппаратурного метода в экологической психологии.

2. Знакомство с техническими характеристиками и функциональными особенностями полиграфа «Поларг 6М».

3. Проведение пробного исследования с использованием аппаратурного метода.

Контрольные вопросы.

1. Основные и дополнительные методы исследования в экологической психологии.

2. Сущность аппаратурного метода.

3. Основные направления использования аппаратурного метода.

Список использованной литературы.

1. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 184с.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. – 780с.

3. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для Вузов. – Мн.: Асар, 2005. – 768 с.

4. Варламов В.А., Варламов Г.В. Психофизиология полиграфных проверок.– Красноярск: Изд-во ГУВД Красноярского края, 2000.– 257 с.

5. Мисюк М.Н. Физиологические основы поведения человека. В 2-х частях, ч.2.– Мн.: МИУ, 2003.–91 с.

6. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях/ А.И. Яроцкий, Ф.П. Космолинский, И.А. Криволапчук и др.– Гродно: ГрГУ, 2001.– 494 с.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М.: Прогресс, 1988. – 198с.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480с.

3. Дерябо С.Д.Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М., 1999 – 310 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 784 с.

5. Н. Смит Психология. Современные системы. – СПб.: Прайм-Еврознак.- 2007. – 544с.

6. Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000.- 231с

7. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 184с.

8. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 212с.

 

Дополнительная литература

9. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

10. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.:Беларусь, 1994.

11. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. – 780с.

12. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. –Аспект Пресс, 2002. –286 с.

13. Варламов В.А., Варламов Г.В. Психофизиология полиграфных проверок.– Красноярск: Изд-во ГУВД Красноярского края, 2000.– 257 с.

14. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет. // Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000, С. 3-10.

15. Ганзен В.А., Балин В.Д.Теория и методология психологического исследования. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1991. - 75 с.

16. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.452-461.

17. Дилтс Роберт. Стратегии гениев. М.:Независимая фирма Класс, 1999.

18. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. – Екатеринбург: Архитектон, 1996. –304 с.

19. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. – 478с.

20. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личной эффективности: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. –512 с.

21. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. –684 с.

22. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: «Питер», 2000 – 336 с.

23. Мисюк М.Н. Физиологические основы поведения человека. В 2-х частях, ч.2.– Мн.: МИУ, 2003.–91 с.

24. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.549-558.

25. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 398 с.

26. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370

27. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

28. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях/ А.И. Яроцкий, Ф.П. Космолинский, И.А. Криволапчук и др.– Гродно: ГрГУ, 2001.– 494 с.

29. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для Вузов. – Мн.: Асар, 2005. – 768 с.

Глоссарий

Анимизм - система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов души, способной действовать активно и самостоятельно.

Антропоморфизм - система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы человеческими свойствами, уподобление человеку.

Антропоцентрический тип экологического сознания – особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая систему представлений о мире.

Апатия представляет тенденцию индивидуума не участвовать в решении касающейся его проблемы

Виртуальная аддикция -нехимическая психологическая зависимость человека от систем виртуальной реальности.

Виртуальная реальность - (от лат. virtus - мнимый, воображаемый) созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы взаимодействия: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства и т.п.

Виртуальная реальность - иммерсивная (внутренне сдерживаемая) и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред.

Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции.

Знак -материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Манипулирование- способ психологического воздействия, нацеленный на изменение направления активности других людей и осуществляемый настолько искусно, что остается незамеченным ими.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.

Методология - вся совокупность приемов и средств теоретического познания.

Моделирование – исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных (чаще математических) моделей.

Моделирование психики - метод исследования психических состоянии, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Модель –система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала.

Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе и характеризующееся снижением тонуса, восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий);

Наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма.

Персонификация, или олицетворение - система представлений, когда тот или иной объект становится воплощением отдельных человеческих свойств, абстрактных понятий или идей.

Поведенческий сеттинг - ограниченная социальная и физическая система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу.

Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Программные схемыспецификация форм поведения, реализуемая участниками сеттинга.

Проксемика - бессознательное структурирование человеком микропространства или «персонального пространства».

Пространственная среда - совокупность пространственно – предметных свойств и отношений окружающей среды, которая может иметь естественно-природный и антропогенный характер, и которая обеспечивает человеку возможность его пространственных действий и поведения.

Психологический релизер - специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

Психотравмирующие обстоятельства - комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний.

Регрессия - обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида.

Репрезентативность(от фр. reprusentatif) — представительность; соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.

Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности.

Социогенез - процесс возникновения высших психических функций, становления личности, развития межличностных отношений в ходе развития общества.

Среды окружения - исчерпывающий набор условий и обстоятельств, как физических, так и социокультурных, в которых живет человек.

Стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; выражается в повторении неэффективных способов поведения.

Стихийные бедствия - экстремальные ситуации, возникающие в результате явлений, действий сил природы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни более или менее значительных групп людей, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей.

Стресс - понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Субъектификация— процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Территориальность - явление фиксирования какого-либо пространства, определение нормы поведения в нем, осуществление контроля над ним».

Тестирование – метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы – тесты, имеющие определенную шкалу значений.

Физический мир — существование мира безотносительно к взаимодействующему с ним субъекту.

Фокальной точкой - определенное равновесие в координации действий, выбираемое всеми участниками взаимодействия на основе информации, лежащей вне взаимодействия как такового.

Фрустрация -препятствие в реализации поведения, направленного на достижение конкретной цели.

Экологическая валидность имеет отношение к тому факту, что организм в силу своих наследственных или приобретенных особенностей подготовлен к демонстрации различных форм поведения в разных контекстах или средах. Действия организма оказываются успешными в одно время и в одном месте, но не столь успешными, или совершенно неуспешными, в другое время и другом месте.

Экологическая психология - область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.

Экологический мир — мир, представляющий собой совокупность жизненно значимых связей субъекта со своим окружением.

Экологическое сознание - сфера общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия.

Экоцентрический тип экологического сознания – особая форма отраженияМини – практикум по экологической психологии

Практическое занятие №1

«Разработка программы экопсихологического исследования»

Цель занятия.Научить и закрепить навыки проведения исследования в контекстном поле экологической психологии. Составление плана исследования. Постановка целей и задач. Выделение объекта и предмета исследования. Подбор адекватного психодиагностического инструментария. Первичная обработка данных. Составление графиков и диаграмм. Формулировка выводов. Составление отчета.

Вводные замечания.

Предмет психологического исследования - это исследуемый процесс, явление, например:

- эмоции,

- агрессивность,

- тревожность;

- адаптивность;

- конфликтность.

Объект психологического исследования должен быть обособленным:

- класс явлений,

- подсистема большой системы,

- часть целого,

- одна из структур полиструктуры и т.д.

Для таких объектов оказываются наиболее адекватными категории системного описания, наилучшим образом достигается изоляция и полнота набора измеряемых переменных.

Четкое определение объекта исследования - необходимое условие успешного его проведения.

Как правило, объект исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, в качестве которых могут выступать дети, взрослые, определенные социальные группы и т.д.

Определив объект исследования, можно приступать к следующей процедуре - выбору метода сбора данных, методик исследования и т.д.

В результате формулировки проблемы становится очевидной цель работы - т.е. то, на что направлено психологическое исследование. Для достижения целипроцесс проведения исследования нужно разбить на подпроцессы, которые будут характеризоваться специфическими задачами для завершения каждого из них. Задачи исследования,при прохождении и решении их, превращаются в выводы

Формулировка должна производиться в системных категориях. Например: исследовать динамику структуры психического явления за определенный период времени, произвести систематику явлений данного класса, получить профиль личности и т.д. При решении проблемы исследования актуализируется важнейший момент - определение исходных концептуальных позиций и предположений, которые делает автор при разработке проблемы. Это в научном исследовании носит название гипотезы.

Порядок занятия.

6. Ознакомление студентов с основными категориями психологического исследования.

7. Составление плана самостоятельного психологического исследование.

8. Формирование выборки.

9. Овладение навыками первичной обработки данных. Построение таблиц, диаграмм. Описание полученных результатов.

10. Создание отчета, составленного по результатам исследования.

Контрольные вопросы.

6. Объект и предмет исследования.

7. Цель и задачи исследования.

8. Методы и методики исследлвания.

9. Понятие гипотезы исследования.

10. Понятие выборки исследования.

Список использованной литературы.

5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. – 780с.

6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 398 с.

7. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для Вузов. – Мн.: Асар, 2005. – 768 с.

8. Ганзен В.А., Балин В.Д.Теория и методология психологического исследования. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1991. - 75 с.

Практическое занятие №2

«Восприятие городского пространства»

Цель занятия. Закрепление знаний студентов, полученных на лекционных занятиях по теме «Методы исследования в экологической психологии». Формирование первичных навыков проведения экспериментального исследования в рамках экологической психологии.

Вводные замечания.В современных реалиях, внешний облик города – его архитектура, строения – меняется очень быстро, в связи с чем, изменяются и требования к нему, как некому социальному объекту, приводящие к изменению представлений жителей о городе, влияющих на жизнь, планы и настроение людей. Один из важнейших аспектов изучения влияния является ментальный образ города, сложившийся в сознании жителей. Построение и изучение ментального образа (ментальной карты) фундировано теорией С. Милгрэма и К. Линча, которые под ментальной картой понимают образ города, который отражается в сознании человека: улицы, кварталы, площади, имеющие для него важность, связывающие их устойчивые маршруты передвижения и ассоциативные цепочки, эмоциональная нагруженность каждого из элементов городской среды. Иными словами, подобные карты сочетают когнитивный, эмоциональный, интуитивный компоненты[2].

Анализ ментальных карт предполагает выделение двух типов карт города. Физическая ментальная карта, содержит информацию о ключевых материальных элементах городского пространства и их отношениях между собой. Информационная ментальная карта, включает в себя пространство индивидуальных и коллективных городских смыслов, представленных, как правило, такими информационными феноменами, как стереотипы, эмоциональные маркеры, поведенческие образцы и нормы. Структурирование информационной карты города задается через физическую карту. Это те же городские районы, улицы, кварталы, здания, но уже связанные с определенным набором знаний об этих элементах городской среды, часто имеющие эмоциональную окраску, информацию о конкретном опыте социального взаимодействия. Важно помнить, что ментальная карта – это психический конструкт, объект сознания, а не реального мира, который обладает возможностью объективации в результате совпадения образов города у представителей конкретных социальных групп. Традиционное разделение психических феноменов на индивидуальные и коллективные справедливо и для ментальных карт. Формирование информационной ментальной карты связано с получением информации из двух важнейших типов источников. Первый – это коллективный опыт использования городского пространства, закрепленный в общепринятых стереотипах и нормах, например маркировка городских районов как благополучных, неблагоприятных для жизни, криминальных и т.д. Показательно, что районирование города в коллективном представлении очень редко совпадает с административным районированием – это проявляется и в установлении границ там, где это удобно людям, и в особой топонимике. В любом случае существенным является тот факт, что индивид получает информацию об опыте, не относящемся лично к нему, и стабильность этой информации основывается только на доверительном отношении к ней, которое, вероятно, формируется в процессе еще первичной социализации. Второй тип – индивидуальный опыт, связанный с личными переживаниями индивида или такими переживаниями, которые воспринимаются им как личные. Можно также охарактеризовать этот опыт как интерактивный: в отличие от коллективного он менее стабилен и формируется через непосредственное взаимодействие индивида с городской средой или через считывание информации референтных групп, с которыми индивид идентифицирует себя настолько активно, что воспринимает их сообщения как событие собственной жизни. Результатом взаимодействия индивидуального и коллективного опыта может являться и обнаружение несоответствий между ними, своего рода «точек напряжения» на ментальной карте.

Порядок занятия:

6. Ознакомление студентов с основными видами, структурными элементами, единицами анализа ментальных карт.

7. Построение индивидуальных и коллективной ментальной карты г. Минска.

8. Анализ и интерпретация полученных данных.

9. Обсуждение результатов.

10. Выработка предложений по практическому применению ментальных карт в различных областях психологической науки.

Контрольные вопросы:

5. Классификация методов исследования в экологической психологии.

6. Эксперимент в экологической психологии. Основные понятия и классификация метода.

7. Понятие «ментальная карта». Виды ментальных карт.

8. Применение картирования городского пространства на практике.

Список использованной литературы

6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб.: «Питер», 2000 – 336 с.

7. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. – Екатеринбург: Архитектон, 1996. –304 с.

8. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для Вузов. – Мн.: Асар, 2005. – 768 с.

9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. –684 с.

10. Панов В.И. Введение в экологическую психологию.Учебное пособие. - М.: Школьные технологии, 2006. – 184 с.

Практическое занятие №3

«Экстремальная психология»

Цель занятия.Приобретение навыков анализа психологических факторов, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий. Приобретение навыков диагностики психических состояний в экстремальных условиях.

Вводные замечания.Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

Стресс - понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Независимо от разновидности стрессов и стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Особенно сильное дезорганизующее воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы, достигшие степени аффекта в той или иной его форме (импульсивной, тормозной или генерализующей). Сила аффекта такова, что они способны тормозить любые другие психические процессы. Более того, аффекты навязывают человеку определенные стереотипные способы "аварийного выхода" из экстремальной ситуации, соответствующие форме проявления аффекта. Однако подобные способы, сформировавшиеся за миллионы лет биологической эволюции вида "хомо сапиенс" (бегство, оцепенение, неуправляемая агрессия), оправдывают себя только в типичных биологических условиях, но не в социальных!

Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в экстремальных ситуациях должна предусматривать соответствующую психологическую подготовку.

Порядок занятия.

5. Устный опрос по лекционной теме «Экстремальная психология».

6. Ознакомление с диагностическими методиками:

- «Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина;

- Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова);

- Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.);

- Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса - Дарки);

- Диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей).

7. Проведение тестирования.

8. Обсуждение полученных результатов.

Методический материал.

«Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.

Вопросов: 165.

Назначение: диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

Инструкция. Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы.

Тестовый материал

166. Бывает, что я сержусь.

167. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

168. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.

169. Судьба определенно несправедлива ко мне.

170. Запоры у меня бывают очень редко.

171. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.

172. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

173. Мне кажется, что меня никто не понимает.

174. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.

175. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

176. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

177. У меня бывают часто странные и необычные переживания.

178. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.

179. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

180. Бывает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.

181. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

182. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

183. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.

184. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.

185. Голова у меня болит часто.

186. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

187. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

188. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

189. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

190. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.

191. Я человек общительный.

192. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

193. Большую часть времени настроение у меня подавленное.

194. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

195. У меня мало уверенности в себе.

196. Иногда я говорю неправду.

197. Обычно я считаю, что жизнь стоящая штука.

198. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

199. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

200. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

201. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

202. Самая трудная борьба для меня это борьба с самим собой.

203. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).

204. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

205. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

206. Часто у меня такое чувство” что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.

207. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

208. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

209. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).

210. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.

211. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

212. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

213. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

214. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.

215. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

216. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

217. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

218. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.

219. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

220. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).

221. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

222. Я легко плачу.

223. Я мало устаю.

224. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

225. С моим рассудком творится что-то неладное.

226. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.

227. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

228. Меня беспокоят сексуальные вопросы.

Прокрутить вверх

©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.