Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА «УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ».





ЛЕКЦИЯ 1. Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях АПК.

1.Роль и задачи бухгалтерского учета в системе управления и общие принципы его организации.

2.Особенности организации бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях.

3.План счетов бухгалтерского учета. Формы учета, применяемые на предприятии.

4.Учетная политика предприятий.

5.Основные принципы и отличительные особенности организации управленческого, финансового и налогового учета. Международные стандарты учета и финансовой отчетности.

6.Руководство бухгалтерским учетом.

ВОПРОС 1.

Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей народного хозяйства. Успешное развитие отрасли требует коренного улучшения управления производством на основе использования экономических методов хозяйствования. Особая роль приэтом отводится показателям бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет – это система, обеспечивающая всех потребителей информации необходимыми данными : собственников, руководителей разных подразделений, кредиторов, работников, покупателей и т.д.

Бухгалтерский учет является связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими управленческие решения. Бухгалтерский учет измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации всех хозяйственных операций, обрабатывает эти данные таким образом, чтобы они стали полезной информацией при принятии управленческих решений.



Роль бухгалтерского учета проявляется не только в предоставлении информации для принятия управленческих решений. Он позволяет осуществлять контроль за эффективностью использования производственного потенциала и финансовых ресурсов, рентабельностью ведения производства.

Особенно возрастает роль управленческой и контрольной функций бухгалтерского учета в современных условиях.

Основными задачами бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования являются:

- формирование полной и достоверной информации о фактическом состоянии и движении капитала субъекта хозяйствования;

- контроль за наличием, состоянием и использованием хозяйственных ресурсов на всех стадиях их движения;



- контроль за целевым и рациональным использованием средств;

- своевременное и полное использование внутрихозяйственных резервов улучшения финансово- хозяйственной деятельности организации;

- своевременное обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей.

 

 

ВОПРОС 2.

Особенности сельскохозяйственного производства влияют на организацию бухгалтерского учета. Специфичность заключается в использовании в процессе производства земли, сельскохозяйственных животных и растений.

Земля является особым средством труда, это продукт самой природы. Она становится средством производства только при использовании ее в производственном процессе.

Землю заменить другим средством производства нельзя, ее размеры ограничены. Для улучшения ее плодородия проводят определенные мероприятия.

В бухгалтерском учете земля учитывается в натуральных единицах измерения (га) по видам угодий (пашня, сад, лес).

Для такого средства производства как земля экономические процессы воспроизводства тесно переплетаются с естественными, биологическими, поэтому для земли период, в течение которого производятся затраты, не совпадает с периодом получения продукции.

На результаты сельскохозяйственного производства оказывают влияние погодные условия. С этим связана сезонность сельскохозяйственного производства, неравномерность затрат в течение года. Основная их доля приходится на период сельскохозяйственных работ (весна, осень).

В сельском хозяйстве производственный процесс носит длительный характер, он переходит с одного календарного года на другой, поэтому на конец года имеются большие остатки незавершенного производства. В растениеводстве их подразделяют :



- на затраты прошлых лет под урожай текущего года;

- затраты отчетного года под урожай этого же года;

- затраты отчетного года под урожай будущих лет.

По причине сезонности производства продукция поступает неравномерно, поэтому в течение года определяется плановая себестоимость, а по истечении года фактическая себестоимость. Финансовый результат также определяется в конце года.

Часть продукции растениеводства используется внутри хозяйства, поэтому ведется раздельный учет ее товарной части, семян и кормов.

Животные учитываются в составе основных и оборотных средств.

Характерной особенностью сельскохозяйственного производства является то, что из одной культуры или одного вида скота получают несколько наименований продукции: основную, сопряженную, побочную. В бухгалтерском учете важно правильно распределить затраты между видами продукции.

Сельскохозяйственные организации – это, как правило, многоотраслевые хозяйства, включающие отрасли растениеводства, животноводства, промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, строительство и т.д. Чтобы надлежащим образом вести бухгалтерский учет в сельскохозяйственной организации, нужно знать ее специфику во всех имеющихся отраслях.

 

 

ВОПРОС 3.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов, необходимых для ведения учета на предприятиях, учреждениях, организациях. В плане приводятся полные наименования синтетических счетов, их цифровой код или номер счета, наименование и номера субсчетов, открываемых к отдельным синтетическим счетам.

В Республике Беларусь Типовой план счетов и инструкция по его применению введены в действие с 1 января 2004 года. Он приближен к региональным межнациональным планам счетов и практически отвечает требованиям международных стандартов учета и отчетности, принципам организации учета в условиях рыночной экономики.

На основе Типового плана счетов Министерства и ведомства разрабатывают и утверждают по согласованию с Министерством финансов отраслевые планы счетов. С учетом специфики отрасли в план счетов могут вводиться дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. В отраслевых планах могут уточняться, исключаться и объединяться отдельные счета, субсчета, а при необходимости – вводиться новые.

План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях утвержден Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ № 28 от 06,04,2004 г.

Все счета бухгалтерского учета объединены в девять разделов:

1.Внеоборотные активы – счета 01-08.

2.Производственные запасы – счета 10-18.

3.Затраты на производство – счета 20-29.

4.Готовая продукция и товары – счета 40-46.

5.Денежные средства – счета 50-59.

6.Расчеты – счета 60-79.

7.Собственные источники имущества – счета 80-86.

8.Финансовые результаты – счета 90-99.

9.Забалансовые счета – счета 001-014.

 

 

ВОПРОС 4.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского

учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил ведения бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов, финансового состояния организации.

 

 

Определение учетной политики как совокупности способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией, устанавливает ст.6 Закона РБ

 

«О бухгалтерском учете и отчетности». В республике разработан национальный стандарт по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», который определяет общий порядок формирования, разработки и утверждения учетной политики.

В последнее время организациям предоставляется возможность выбирать для себя в рамках текущего законодательства наиболее рациональный способ ведения бухгалтерского учета, обеспечивающий желаемую величину прибыли и показатели финансовой устойчивости организации.

Положения действующих нормативных документов по отношению к учетной политике делятся на две группы:

1.Одноваринтные – они устанавливают однозначный и обязательный к применению порядок учета и налогообложения конкретных фактов хозяйственной деятельности организации.

2.Многовариантные – они предполагают несколько вариантов отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной жизни.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. С 1 января 2004 года организации обязаны формировать учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета.

Учетная политика должна раскрывать такие аспекты учетного процесса, как методический и организационно- технический.

Методический аспект включает в себя избранные организацией конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета:

1.Начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

2.Установление сроков службы внеоборотных активов.

3.Способы погашения стоимости предметов в составе оборотных средств.

4.Определение выручки от реализации продукции.

5.Оценка производственных запасов.

6.Учет затрат на производство.

7.Учет незавершенного производства и др.

Организационно- технический аспект представляет собой систему построения бухгалтерской службы, организации внутрихозяйственного учета , отчетности и контроля, а также технологию обработки учетной информации:

1.Способ ведения бухгалтерского учета (централизованный).

2.Форма ведения бухгалтерского учета (автоматизированная).

3.Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

4.Инвентаризация имущества.

5.Формы первичных документов и учетных регистров.

6.Организация документооборота и др.

Для ведения налогового учета каждая организация должна сформировать методы его ведения, определить ответственных лиц и их должностные обязанности, выстроить систему налоговых регистров и разработать график документооборота, который позволит своевременно подготовить налоговую отчетность.

Учетная политика для целей налогового учета определяет организационные,

 

технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Организационный аспект учетной политики предполагает:

- разработку способа организации налогового учета;

- определение прав, обязанностей и ответственности работников, занятых ведением налогового учета;

- утверждение должностных обязанностей других работников, привлекаемых к организации и ведению налогового учета;

- определение порядка и правил внутреннего контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Технический аспект учетной политики для целей налогового учета отражает:

- принципы построения плана счетов налогового учета;

- форму ведения налогового учета (регистры);

- технологию обработки информации и составления учетных регистров налогового учета (на компьютере).

Методический аспект учетной политики в целях налогообложения позволяет описать правила ведения налогового учета в случаях, когда согласно действующему законодательству они отличаются от правил ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика составляется на предстоящий год с 1 января по 31 декабря. Изменения в учетную политику в течение года могут вноситься при изменении законодательства или при реорганизации. Вновь создаваемая организация оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов РБ от 17 апреля 2002 года № 62.

 

ВОПРОС 5.

Для достижения единообразия ведения бухгалтерского учета, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации в РБ проводится государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Органом государственного управления является Совет Министров РБ. Методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финансов РБ, которое разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции к ним, положения по бухгалтерскому учету и отчетности, национальные стандарты, унифицированные формы первичных документов и учетных регистров, иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

В создании и разработке нормативных документов участвуют ассоциация бухгалтеров РБ, Министерство по налогам и сборам, отраслевые министерства и ведомства.

Отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Министерством финансов РБ разрабатывают и утверждают отраслевые стандарты, инструкции, специализированные первичные документы и учетные регистры.

 

 

ТЕМА «УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ».

1. Экономическое содержание кругооборота средств и задачи учета.

2. Учет кассовых операций и денежных документов. Особенности учета наличных валютных средств.

3. Учет денежных средств на расчетном счете.

4. Учет денежных средств на валютном счете. Учет обязательной продажи валюты на Межбанковской валютной бирже.

5. Учет денежных средств на специальных счетах в банке.

6. Учет переводов в пути.

7. Учет денежных средств при журнально - ордерной и автоматизированной формах учета.

ВОПРОС 1.

Осуществляя производственную деятельность, организации совершают многочисленные и разнообразные операции, составляющие содержание хозяйственных операций. В организации происходит непрерывное движение средств, т.е. их кругооборот, основными стадиями которого являются : снабжение, производство и реализация.

Производство

 

З---- Пт---- Сп -----Гп

 

Ст Рс

Производственная форма

 

Д - Т - Д

Снабжение Реализация

 

Д----------З Т = ( Гп + ) -----Д

 

Товарная форма Денежная форма

Где Д – денежные средства, З – запасы производства, Пт – предметы труда, Ст – средства труда, Сп – средства производства, Рс – рабочая сила, Гп – готовая продукция, Т – товарная продукция по цене реализации, - прибыль от реализации, Д – денежные средства в возросшей сумме.

Рис 1. Кругооборот средств предприятия.

Снабжение является первой стадией кругооборота хозяйственных средств, в процессе которого деньги превращаются в предметы труда, образующие производственные запасы. Кроме того, приобретаются или пополняются средства производства и трудовые ресурсы. Затем из сферы обращения средства переходят в сферу производства.

В процессе производства, который является основной стадией кругооборота средств, создаются материальные блага. Здесь происходит соединение рабочей силы со средствами производства. Рабочие, воздействуя на предметы труда при помощи средств

 

 

труда, придают им новый вид или свойство, т.е изготавливается новый продукт, который отличается своей натуральной формой и стоимостью. После изготовления готовая продукция попадает в сферу обращения для реализации.

В процессе реализации, заключительной стадии кругооборота средств, готовая продукция покидает сферу производства и вновь поступает в сферу обращения. Произведенная продукция реализуется и принимает вновь денежную форму, что создает возможность для возобновления кругооборота.

Перед бухгалтерским учетом денежных средств стоят следующие задачи:

- проверка своевременности и правильности документального оформления операций с денежными средствами , полное, достоверное отражение их в учете.;

- обеспечение сохранности и контроля за использованием денежных средств в соответствии с их целевым назначением;

- контроль за рациональным вложением свободных денежных средств как источника, приносящего доход;

- своевременное проведение инвентаризации денежных средств.

ВОПРОС 2.

Организации обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка. В отдельных случаях организации участвуют в процессе налично - денежного обращения, при оплате труда штатных и нештатных сотрудников, закупке материалов, сырья, выдаче авансов на командировочные расходы и др. В связи с этим в кассах организаций могут находиться наличные денежные средства. Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами утверждены постановлением правления Национального банка РБ от 26 марта 2003 года № 57, с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 июня 2004 г. № 99. Ведение кассовых операций возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей и не может передоверять кому бы то не было выполнение своих обязанностей. В случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника, с которым также заключается письменный договор о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

В кассе можно хранить суммы в пределах установленного лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Для установления такого лимита организация представляет в обслуживающее учреждение банка расчет- заявку по установленной форме. Лимит устанавливается с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации, режима работы, сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, сроков их хранения. Организациям, не имеющим наличной денежной выручки, лимит определяется в пределах среднедневного прихода или среднедневного расхода наличных денег. Превышение лимита допускается только в дни выдачи заработной платы, стипендий, пенсий на срок не выше 3 рабочих дней, для сельскохозяйственных организаций не выше 5 рабочих дней, включая день получения денег в банке. Не использованные денежные средства, полученные на выплату заработной платы, подлежат сдаче в обслуживающие учреждения банков.

В случае, когда организация не представляет расчет на установление лимита остатка средств наличных денег в кассе, этот лимит считается нулевым.

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказания услуг организация обязана проводить с применением кассовых суммирующих

 

 

аппаратов или специальных компьютерных систем, которые подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения организации.

Наличные денежные средства в кассу организации поступают при получении их в банке по чеку, а также от работников организации, покупателей, заказчиков.

Для получения чековой книжки в банк представляется заявление- обязательство в одном экземпляре за подписями лиц, имеющих право распоряжаться счетом и печатью. К нему прилагается платежное поручение на оплату стоимости чековой книжки. Чековая книжка выдается представителю хозяйствующего субъекта. Все чеки пронумерованы и на них проставляется номер счета владельца чековой книжки. Все реквизиты чека заполняются в организации при получении денежных средств. Отрывная часть чека остается в банке, а его корешок с указанием полученной суммы – у организации.

Поступление денег в кассу и выдача их из кассы оформляется приходным и расходным кассовыми ордерами. Приходный кассовый ордер является бланком строгой отчетности. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. Приходные и расходные кассовые ордера выписываются бухгалтером и до передачи в кассу регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Исправления в приходных и расходных кассовых ордерах не допускаются.

Приходные кассовые ордера (ф. № КО-1) подписываются главным бухгалтером и кассиром. Лицу, внесшему деньги в кассу, выдают отрывную часть ПКО. При получении денег из банка квитанцию к ордеру не выписывают.

В ПКО кроме обязательных реквизитов ( номер, дата, наименование организации) указывают сумму, от кого поступают денежные средства, на какие цели или за что их вносят.

Сельскохозяйственные организации могут использовать для приема денежных средств от реализации ценностей за наличный расчет накладную- приходный ордер ф. № РП-4 на отпуск ценностей за наличный расчет. Данный документ строгой отчетности имеет серию и номер. Он выписывается в трех экземплярах: первый вручается покупателю и служит сопроводительным документом груза; второй остается на складе в качестве основания для списания товарно- материальных ценностей; третий передается в кассу организации и заменяет приходный кассовый ордер.

Расходные кассовые ордера (ф. № КО -2) подписывают главный бухгалтер, руководитель и кассир. Лицо, получающее деньги прописью указывает сумму и ставит свою подпись и дату получения.

Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя указывается лицо, которому доверено получение денег. Доверенность прилагается к документу, по которому выданы деньги.

На выплату заработной платы, за выполненные сельскохозяйственные работы выписывается платежная ведомость, которая заверяется руководителем и главным бухгалтером. По истечении трех (пяти) рабочих дней после получения денег в банке для выплаты заработной платы кассир обязан в платежной ведомости напротив фамилии лиц, не получивших заработную плату, проставить штамп или сделать отметку «Депонировано».Одновременно не выданные суммы записываются в ведомость депонированной заработной платы. На общую сумму выписывается расходный кассовый ордер и по объявлению на взнос наличными деньги сдаются в банк на расчетный счет.

 

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в Кассовую книгу (ф. № КО – 4), которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью.

Отрывная часть листа кассовой книги с приложенными приходными и расходными документами является отчетом кассира, который сдается в бухгалтерию ежедневно.

Подчистки и незаверенные исправления в Кассовой книге запрещаются. Исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера.

Кассовая книга и документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с населением, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее трех лет при условии завершения ревизии после проведения налоговой проверки.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера. Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций несут руководитель организации, главный бухгалтер и кассир, а обслуживающие их банки проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций.

Для обобщения информации о наличии и движении наличных денег в кассе предназначен активный счет 50 «Касса». К счету «Касса» могут быть открыты субсчета:

- 50/1 –«Касса организации»;

- 50/2 – «Операционная касса»;

- 50/3 –«Денежные документы»;

- 50/4 –«Валютная касса»;

- 50/5 - «Касса филиала» и др.

В дебет счета 50 записываются поступления денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 отражают выдаче денежных средств и документов.

СЧЕТ 50 «КАССА»
Поступление Расходы
К-т 51 ------Поступление наличных денежных средств с расчетного счета Д-т 51------Внесение наличных денежных средств на расчетный счет
К-т 62-------Поступление наличных денежных средств от покупателей Д-т 71------Выдача авансов на командировочные расходы и хозяйственные нужды
К-т 71-------Возврат неизрасходованных сумм выданных авансов Д-т 73------Выдача займов работникам организации
К-т 75/1-----Поступление денежных вкладов от учредителей Д-т 70,76—Выдача заработной платы работникам
К-т 73-------Поступление денежных средств по прочим операциям с персоналом Д-т 75/2----Выдача дивидендов учредителям
К-т 92/1----Оприходование излишков по результатам инвентаризации Д-т 94------Списание недостач по результатам инвентаризации

На субсчете 50/1 учитывается движение наличных денежных средств в кассе организации в национальной валюте РБ.

На субсчете 50/2 отражается движение наличных денежных средств в кассах товарных контор, кассах отделений и т.д.

 

 

На субсчете 50/3 учитываются денежные документы, хранящиеся в кассе организации (почтовые марки, марки госпошлины). Денежные документы учитываются по сумме фактических затрат на их приобретение.

Если организация осуществляет операции с наличной иностранной валютой, к активному счету 50 должен быть открыт субсчет 50/4 для обособленного учета движения

каждой наличной иностранной валюты в отдельности. При осуществлении операций с наличной иностранной валютой учреждения банков устанавливают организациям лимит остатка валютных средств, хранящихся в кассе, как в рублевом эквиваленте, так и в номинале. Учет движения средств на субсчете 50/4 оформляется соответственно приходными и расходными кассовыми ордерами утвержденной формы. Отличительной особенностью является указание в первичных документах номинала принятой или выданной валюты, курса Национального банка, действующего на дату составления документа, рублевого эквивалента валюты.

Организации используют наличную иностранную валюту только для оплаты командировочных расходов, так как осуществление платежей по внешнеэкономическим сделкам и расчеты за реализуемую физическим лицам продукцию на территории РБ осуществляется исключительно в рублях РБ.

Для учета иностранной валюты по кассе заводят отдельную Кассовую книгу, причем если в кассу поступает различная валюта, то учет ведется раздельно по каждому виду валюты.

В состав оборудования валютной кассы должны входить:

- каталоги (справочники) отличительных признаков определения подлинности валют;

- технические приборы для проверки подлинности купюр иностранной валюты.

В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнения в ее подлинности и платежеспособности.

Синтетический учет по счету 50 ведется в журнале-ордере ф. № 1-АПК. Данный журнал – ордер открывается на месяц. На лицевой стороне отражаются кредитовые обороты по счету 50 в корреспонденции с дебетом счетов 51,55,57,71 и др. Записи осуществляются на основании отчетов кассира и первичных документов. До записи в журнал- ордер суммы по однородным операциям в отчете кассира складываются и заносятся в журнал-ордер общим итогом. В графе «Дата» указываются даты составления отчетов кассира.

Оборотная сторона журнала-ордера предназначена для отражения дебетовых оборотов по счету 50. Заполнение оборотной стороны также осуществляется на основании отчетов кассира итогами за соответствующий день. Здесь показывается сальдо на начало месяца, а также отражается сальдо на конец месяца по счету 50, которое сверяется с конечным сальдо по последнему за отчетный месяц отчету кассира.

Итоги журнала-ордера сверяются с журналами-ордерами 2,4,6,7-АПК, а также ведомостями 25,38,39,40,41-АПК. После сверки кредитовые обороты переносятся в Главную книгу.

Не реже 1 раза в квартал в сроки, установленные руководителем организации, в кассе должна проводиться инвентаризация, в связи с чем создается комиссия. По результатам инвентаризации составляется акт в двух экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй – материально- ответственному лицу. При обнаружении недостач или излишков в акте указывается их сумма и называются причины возникновения.

 

 

За нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными средствами к организациям применяют штрафные санкции.

1. Инструкция о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых

операций и расчетов наличными денежными средствами – утверждена постановлением Правления НБ РБ от 27.06.2003 г. № 125.

2. Инструкция о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории РБ – утверждена постановлением Правления НБ РБ от 27.06.2002 г. № 119.

ВОПРОС 3.

Большая часть расчетов между организациями в процессе их хозяйственной деятельности осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах является банк.

В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в РБ , утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 г. № 359, все расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями В РБ осуществляются в белорусских рублях в безналичном порядке (за исключением установленных этим документом случаев).

Каждая организация, имеющая самостоятельный баланс и наделенная собственными средствами, открывает в банке счет для хранения свободных денежных средств и производства расчетов.

Порядок открытия счетов, документы, необходимые для этого, и другие вопросы определены Правилами открытия банками счетов клиентам в РБ, утвержденными постановлением Правления НБ РБ от 28.09.2000 г. № 24.12.

Для открытия счета в банк необходимо представить следующие документы:

- заявление на открытие счета, в котором приведены полное и точное наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, телефакса, скрепленное двумя подписями и печатью. На обороте заявления банковский работник фиксирует номер присваиваемого клиенту счета;

- копии документов о регистрации, заверенные в установленном порядке;

- документ о государственной регистрации;

- копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке;

- справку о регистрации В Фонде социальной защиты населения в качестве налогоплательщика;

- документ о регистрации в налоговой инспекции и дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

- банковские карточки установленной формы с образцами подписей директора и главного бухгалтера и их заместителей и оттиском печати, заверенные нотариально.

С расчетного счета банк выплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него денежных средств банк производит на основании письменных распоряжений владельцев счета (денежный чек, платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, объявление на взнос наличными). Исключение составляют платежи, осуществляемые в бесспорном порядке (без согласия плательщика) по решению:

 

- государственного арбитража;

- финансовых и налоговых органов.

Бесспорный порядок списания средств с расчетного счета плательщика производится также на основании требования поставщика, в верхней части которого делается запись «Без акцепта». Такое требование может выставляться за коммунальные услуги, почтово-телеграфные расходы.

При недостаточности денежных средств на расчетном счете оплата документов осуществляется в очередности, установленной Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в РБ, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 г. № 359.

При осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица обязаны соблюдать следующую очередность:

Вне очереди производить платежи в счет:

- неотложных нужд в размере10 % средств, поступивших на указанные счета за предыдущий месяц;

- погашение задолженности по выплате заработной платы в суммах 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы в Фонд социальной защиты населения, выходных пособий, алиментов, пособий по социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению;

- погашение банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего.

В первоочередном порядке производить платежи:

- в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- по исполнительным документам о взыскании заработной платы, алиментов, сумм по возмещению вреда и т.д.

- за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного резерва;

- по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества, в соответствии с законодательством.

Во вторую очередь осуществлять платежи:

- за полученные природный газ, электрическую и тепловую энергию;

- за коммунальные услуги.

В третью очередь производить платежи за сельскохозяйственную продукцию, продукты ее переработки, продовольственные товары, лекарственные препараты, книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой.

В четвертую очередь осуществлять платежи,не относящиеся к ранее перечисленным.

Первичными документами по совершению банковских операций являются:

1.Объявление на взнос наличными –состоит из объявления, ордера и квитанции. Выписывается при сдаче наличных денег на расчетный счет. После сдачи денег в банк квитанция с печатью банка возвращается вносителю и является подтверждением сдачи денег. Ордер выдается владельцу счета вместе с выпиской банка и подтверждает

 

 

зачисление денег на расчетный счет. Объявление остается в кассе банка и является подтверждением получения денег в кассу банка.

2.Чековая книжка –предназначена для получения наличных денег с расчетного счета. Выдача чековой книжки осуществляется по письменному заявлению организации. Она содержит 25 или 50 чеков. Чек – это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести выплату указанной суммы наличных денежных средств чекодержателю.

3.Платежное поручение –приказ банку списать с расчетного счета указанную сумму и перевести ее на счет бенефициара. Выписывается в 3-4 экземплярах. На первом экземпляре ставятся подписи распорядителей финансов и печать.

4.Платежное требование-поручение –выписывается в четырех экземплярах бенефициаром в адрес плательщика. На 1 и 3 экземпляре ставятся подписи и печать. Отправляются все экземпляры по почте в адрес плательщика. Плательщик указывает сумму, с которой он согласен, ставит свои подписи и печать. После этого относит все экземпляры в банк для осуществления платежа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.