Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные правила нейропсихологического сопровождения процессов развития.





1. Психологическое развитие ребенка протекает одновременно по трем каналам. Это развитие:

1) нервной системы;

2) психических процессов;

3) различных систем организма.

Все свойства нашей психики, нервной системы и тела всегда генетически заданы и всегда формируются в обучении.

2. Уникальность мозга состоит в том, что в нем хранится все накопленные в предшествующих поколениях знания о способах поведения.

При этом мозг хранит не образы, а различные способы взаимодействия человека со своими внутренними состояниями и окружающим миром.

У ребенка может произойти какой-то сбой в программе развития, обусловленный вредностями внутриутробного развития, родовой травмой или хроническими соматическими заболеваниями. Но память мозга обладает громадными ресурсами компенсации этих вредностей. Значит, наша задача - приложить усилия к тому, чтобы довести уровень развития самого «тяжелого» ребенка до максимально доступного для него уровня.

3. Лучше всего мозг помнит наиболее универсальные модели поведения, которые неизменно воспроизводились из поколения в поколение с незапамятных времен:



· способность к имитации поведения и эмоционального реагирования других людей. Так реализуется «коммуникативная потребность», необходимая человеку для выживания. Имитативные способности мозга распространяются и на речь.

· способность наших психосоматических систем к оперативной адаптации ко всем изменениям (подчас весьма вредоносным) во внешнем мире и в нашем собственном организме. Совершенно независимо от нашего сознания или желания они начинают видоизменяться, трансформироваться, подстраиваться под новые условия.

· этапы сенсомоторного развития (двигательная внутриутробная активность, прохождение по родовым путям, ползание, слежение глазами, ходьба и т. д.). В них постепенно реализуются наши многочисленные «познавательные потребности».

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение должно быть построено так, чтобы все эти универсальные программы поведения были постоянно активны.

4. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех этих ресурсов пластичности мозга. Ее основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван методом «замещающего онтогенеза».



5. В целом базовая технология МЗО неизменно содержит четыре обязательных пункта:

1.Формирование произвольной саморегуляции и коммуникативных по­требностей ребенка.

2.Формирование психосоматического каркаса личности.

3.Формирование психомоторных координаций.

4.Формирование познавательной компетентности во всех ее проявлениях.

Они должны внедряться в психолого-педагогическое сопровождение единовременно и точно в определенной последовательности. Структура МЗО полностью повторяет основные этапы психологического развития ребенка. Если мы будем вырывать из контекста удобные для нас упражнения или менять порядок так, как нам хочется, - эффекта не будет. Или он будет минимальным и краткосрочным.

6. Ни одна проблема психического развития не является изолированной. Просто больше акцентируется наличие «видимого нарушения», например, речевых проблем или СДВГ. На самом деле в той или иной степени страдают все формы и уровни поведения ребенка. Это связано с системно-динамическим строением психических процессов. Они уже внутриутробно формируются, взаимно обусловливая, обогащая и дополняя друг друга.

Для получения оптимального результата психолого-педагогического сопровождения должны быть развиты (или скорригированы, сформированы) все уровни и формы высших психических функций (ВПФ).



7. Все ВПФ обладают многофакторным, многоступенчатым строением. Например, для того, чтобы ребенок овладел хорошей памятью, у него должны быть непременно развиты следующие психические процессы:

· объем и избирательность восприятия во всех возможных модальностях (слуховой и тактильной, вкусовой, зрительной и т. д.);

· объем, избирательность и прочность самой памяти;

· процессы сличения, узнавания, воспроизведения и т. д.;

· процессы контроля за эффективным протеканием процессов запоминания и воспроизведения и т.д.

8. Все ВПФ формируются в процессе развития на базе становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Процесс психического развития идет от подкорковых к корковым структурам (снизу вверх) и от правого полушария к левому (справа налево). Подкорковые структуры созревают раньше корковых, а правое полушарие — раньше левого. Эта этапность должна жестко воспроизводиться в процессе психолого-педагогического сопровождения.

9. Центральная роль подкорковых структур в формировании любой ВПФ связана, прежде всего, с реализацией общей энергетики организма, психо-соматического баланса и психомоторных координации. Что бы мы ни делали, у нас должны оптимально работать системы энергоснабжения и базовые сенсомоторные интеграции. Как известно, сенсомоторный этап развития — самый первый и важный в жизни ребенка. Это и слаженные движения глаз, и всевозможные координации рук, глаз и языка.

Потому максимальное внимание на первых этапах нейро­психологического сопровождения уделяется психомоторным координациям, дыханию, растяжкам и иным психотехникам.

10. Центральная роль правого полушария с первых секунд жизни ребенка состоит в обеспечении систем полноценного единовременного, глобального и целостного восприятия окружающего мира и собственной телесности. Потому развитие правого полушария зависит, прежде всего, от объема и разнообразия сенсорного поля, в котором находится ребенок, от богатства его ощущений. Кроме того, правое полушарие инициирует, активирует перенос информации к левому полушарию.

Центральная роль левого полушария состоит в обеспечении разнообразных форм отреагирования (двигательного, предречевого и речевого) на всю совокупность этих полисенсорных потоков. Причем таких его форм, которые разворачиваются последовательно, шаг за шагом. Потому развитие левого полушария зависит, прежде всего, от интенсивного накопления навыков такого отреагирования. Оно начинается уже с режима кормления и купания, элементарных откликов на «агукание» окружающих и собирания пирамидок. Впоследствии над этим базисом надстраиваются все системы речевого отреагирования.

11. Очевидно, что оба полушария мозга одинаково важны для протекания любого психического процесса. Наиболее доступный способ постоянной стимуляции правого и левого полушария — упражнения, в которых задействованы левая (связанная с правым полушарием) и правая (связанная с левым полушарием) стороны тела. Все упражнения выполняются каждой рукой и ногой отдельно, затем — обеими вместе (однонаправленно и врозь). Так достигается не только повышение активности каждого из полушарий, но и их совместная работа.

12. До 3—4 лет правое полушарие играет в процессе развития веду­щую роль. После этого наступает период интенсивного формирования ведущей роли левого полушария. Но он должен быть заблаговременно подготовлен всей совокупностью психолого-педагогических воздействий. Что, собственно, и предлагается в программах МЗО.

13.Единственно возможный путь и средство развития ребенка — постоянное активное, экспрессивное отреагирование им любой ситуации. Принципиально у человека имеется лишь два способа экспрессии — движение и речь. Очевидно, что основная психолого-педагогическая задача — направленное формирование у ребенка высших форм двигательной и речевой активности. Только тогда он сможет использовать свои движение и речь как главные инструменты {средства) эффективного взаимодействия с собой и окружающим миром.

14.Обратная связь — непременное условие психического развития. Постоянный поток обратной информации (обратной связи) обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок. Каждое упражнение и весь ежедневный цикл упражнений должны завершаться определенным результатом. Это может быть рисунок, а может — просмотр занятия, снятого на камеру, как это делают спортсмены. В любом случае свой «продукт» ребенок должен увидеть, услышать, понюхать; результат должен ему понравиться или не очень. Только тогда у ребенка возникнет желание получить следующий результат и, главное, стремиться к нему.

15. В нашем мозге существует механизм - способность к предвосхищению будущих событий, или антиципации. Антиципация дана нам всем в некотором зачаточном виде. В процессе развития она постоянно пополняется и обогащается благодаря присутствию взрослых, которые демонстрируют ребенку то, что он сам неспособен пока сделать. Как известно, это обозначается как «зона ближайшего развития» — ЗБР. Независимо от того, учим мы ребенка пользоваться горшком (карандашом, буквами или компьютером), собирать грибы или плавать, у него перед глазами должен постоянно находиться наш образец всех этих манипуляций.

16. Любой человек лучше усваивает то, что он видит в исполнении другого человека: в наглядном плане. Даже свои ошибки мы легче исправляем, когда видим их на чужом примере. Ребенок гораздо легче воспримет любую информацию, если она в его присутствии адресована другому ребенку или кукле. Особенно внимателен и пристрастен он, если двое взрослых обучают друг друга.

17. Запрос к ребенку от взрослых (ЗБР), конечно, должен варьироваться в зависимости от уровня развития. Но в любом случае мы опираемся на наиболее развитые психологические системы конкретного ребенка. Опора на опыт и актуальные потребности ребенка позволяет перенести формируемые психические процессы на максимально доступный уровень. Очевидно также, что психолого-педагогическое сопровождение должно протекать на разных уровнях: непроизвольном и произвольном, вербальном и невербальном, эмоциональном и когнитивном и т. п. Любая психолого-педагогическая программа по определению строится:

· от простого к сложному. При этом главное — определить, что именно является сложным или простым при данном типе развития;

· с учетом объема, сложности и степени разнообразия материала (вербального и наглядно-образного). Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком разнообразным. Эмоциональная насыщенность материала должна создавать положительный фон занятий и оптимальный настрой ребенка. Очевидно, что это реализуется через привлечение разнообразных игровых ситуаций.

17. Важно проведить психолого-педагогические занятия в игровом контексте. Вместе с тем необходимо помнить: для ребенка не менее актуальными являются и другие потребности. Например, потребность в эмоциональном общении, потребность в принадлежности к определенной группе, потребность в постоянном получении новой информации, потребность в наращивании компетентности и т. д.

19. Метод замещающего онтогенеза — нейропсихологическая технология, которая эффективна для профилактики и коррекции любого типа развития: от сверхнормативного до крайне неблагоприятного. Ее универсальность определяется тем, что законы развития мозга едины для нормы, субнормы патологии. У всех детей должны быть сформированы взаимодействия между правым и левым полушариями, между подкорковыми и корковыми системами и т. п. И формируются они по определенным законам, описанным в нейропсихологии детского возраста.

Безусловно, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с аутизмом, ребенка с СДВГ и ребенка с общим недоразвитием речи будет иметь свою специфику. Но она будет связана не с изменением логики нейропсихологических занятий. Эта стратегия останется неизменной. Другой вопрос, что в каждом таком случае могут понадобиться специфические условия занятий, удлинение каждого из этапов коррекции и углубленное сопровождение со стороны психотерапевтов, логопедов и т. д.

Исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка (при адекватном подходе к его проблемам) неизбежно приведут к наращиванию его психического потенциала. В противном случае функционально «невостребованные» психологические структуры будут тормозить и искажать весь ход развития. Причем неполноценно будут формироваться не только высшие познавательные процессы, базис для которых закладывается в раннем детстве. Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменения в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуры растущего ребенка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.