Сделай Сам Свою Работу на 5

Словарь терминов по садово-парковому искусству.





  1. Абрис - 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т. п.
  2. Аквариум — водоем, специальный резервуар, предназначенный для содержания водных животных и растений. Может быть под открытым небом и в помещении.
  3. Акведук - водопровод для доставки воды из отдаленных источников. Как декоративный элемент оформления садово-паркового пространства введен в романтические сады второй половины XVIII века.
  4. Акцент - в садово-парковом искусстве - подчеркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма.
  5. Аллегория— олицетворение некоторых отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно близкие, конкретные образы, существа и предметы.
  6. Аллея— пешеходная или проезжая дорога в парке, обсаженная с двух сторон равно отстоящими друг от друга деревьями, кустарниками одного вида. Тройная А. обычно состоит из четырех параллельных рядов деревьев с выделением центрального проезда и двух боковых путей для пешеходов. Для русских усадебных парков были характерны А. со сближенным до 1,5-2,0 м расположением деревьев в рядах, образующих как бы готический свод.
  7. Альпинарий - каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору. Для него характерно сочетание низкорослых альпийских растений со скалами, водой. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII веке. Воспроизводит в миниатюре красоту горного ландшафта.
  8. Альтанка - парковое сооружение легкой ажурной конструкции, обсаженное лианами. Предназначена для отдыха и защиты от солнца или дождя. Начало применения восходит к паркам эпохи барокко.
  9. Ампельные растения - растения с вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в ампелях (подвесных вазонах, корзинах и др.). Используются для оформления беседок, трельяжей, навесов и т. д.
  10. Ампир - художественный стиль эпохи Наполеона I, характеризующийся стремлением к монументальности и порядку художественных форм. Опирался на классицизм конца XVIII века. Декоративные мотивы ампира ориентируются главным образом на древнеримские или египетские образцы, имеют триумфальный характер. В России использование этого стиля связано с подъемом патриотизма после войны 1812 г., во многих усадьбах (Кузьминки) и городских парках (в центре Петербурга) ампирные здания прекрасно гармонируют с живописными полями и рядами высоких деревьев.
  11. Амфитеатр - в древней римской архитектуре был зрелищным сооружением, имевшем в плане форму эллипса. В XVII-XVIII веках их начали строить в парках в виде декоративных сооружений для проведения зрелищных мероприятий. В парках барокко амфитеатром называли полукруглое завершение площади, противоположной дворцу.
  12. Амфора - глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украшения парков. У древних греков и римлян использовался для хранения вина, масла, зерна.
  13. Английский парк — пейзажный парк.
  14. Ансамбль — в садово-парковом искусстве пространственно и функционально связанная совокупность архитектурных сооружений, рельефа, растительности водоемов и других элементов ландшафта, образующих целостную композицию. Ансамбль складывается в течение длительного исторического периода путем постепенного развития, дополнения (Архангельское) или в ходе единовременного строительства (Ливадия). Основными признаками ансамбля являются наличие идейно-художественного замысла, согласованность пропорций, ритма, соподчиненность главных и второстепенных элементов, использование эстетических качеств местной ландшафтной ситуации, а также возможность зрительного восприятия общей объемно-пространственной композиции.
  15. Антураж — окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции часто становятся антуражем по отношению к архитектурным сооружениям, монументам.
  16. Анфилада — ряд отдельных, разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными по одной оси. Чередование больших и малых полян в парке иногда аналогично залам дворца (Тростянец, Вороново).
  17. Аптекарский огород, травник — огороженный сад для выращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав и цветов, овощей, кустарников). Часто располагался в укрытых от ветров местах у стен монастырей, на южных склонах речного берега (на р. Неглинной рядом с Московским Кремлем).
  18. Арабески — 1) вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке (европейское название орнамента, сложившегося в искусстве мусульманских стран). Размещенные на дворцовых стенах (Альгамбра) арабески эстетически взаимодействуют с окружающей и реальной растительностью; 2) один из видов оформления партера.
  19. Аранжировка - расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.
  20. Арборетум - дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.
  21. Аркада — ряд арок, опирающихся на столбы и колонны. Широко применяется при устройстве лоджий, галерей, отмечает главный вход в парк, на выставочную территорию и т. д.
  22. Архитектоника- в декоративной дендрологии означает структуру кроны; определяется ее размерами, формой, характером разветвленности побегов и ветвей, красотой их взаимного расположения.
  23. Архитектура — строительное искусство; особый вид творческой деятельности человека, в результате которого создаются произведения, воплощающие в себе единство материальной культуры общества и искусства.
  24. Архитектурная графика — особый вид графического искусства, при помощи которого изображается объект проектирования или реконструкции.
  25. Архитектурно-планировочная организация парка - порядок размещения основных парковых центров, функциональных зон, пешеходных и транспортных коммуникаций; композиционная схема, отражающая взаимосвязь искусственных и природных компонентов ансамбля (насаждений, водоемов, здании, монументов и т. д.).
  26. Архитектурные элементы парка - здания и сооружения (павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады и т. д.), гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта.
  27. Архитектурный сад - тип сада, в котором преобладают садовые постройки, архитектура и другие искусственные сооружения.
  28. Асимметрия — такое сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.
  29. Ассортимент - подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.
  30. Атриум— окруженный арками, колоннадой открытый дворик, обычно с небольшим декоративным бассейном в центре, теплолюбивыми растениями, скульптурой.
  31. Аха (ах-ах) - граница сада или парка, не загораживающая вид на окружающий ландшафт; создавалась с помощью глубокого рва и подпорной стены. Прием применялся в парках XVIII-XIX веков.
  32. Аэросолярий - площадка, оборудованная для приема воздушных и солнечных ванн.
  33. Балюстрада - сквозное ограждение террас, лестниц, подпорных стен, состоящее из ряда фигурных столбиков - балясин; в садах и парках часто оформляется цветочными вазами, скульптурой.
  34. Барокко - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с конца XVI века до середины XVIII. Нашел отражение при создании садов и парков Франции, Италии и других стран, включая Россию. Стиль барокко отличает декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность форм. Средства архитектуры, скульптуры, инженерного искусства и собственно садоводства направлены на достижение театрализованного и эмоционального восприятия, создание патетически приподнятого настроения. Характерно стремление к необычности, неожиданности, предпочтение приемов активного преобразования естественного ландшафта в виде террас, водных каскадов, фонтанов, высоких шпалер, прямых аллей, сложных и динамичных партерных рисунков, сочетающих элементы геометрических фигур.
  35. Бельведер — вышка, надстройка на здании, беседка на возвышении, откуда открывается красивый вид на окрестности, перспектива на парк.
  36. Берсо, биндаж - сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.
  37. Беседка - парковое открытое сооружение, покрытие которого покоится на колоннах или столбе. Предназначена для создания тени, для защиты от дождя, а также для отдыха, бесед, чтения и настольных игр.
  38. Благоустройство — мероприятия, проводимые в населенных пунктах для улучшения условий жизни населения: озеленение, санитарная очистка, борьба с загрязнением воздушного бассейна, защита от шума, освещение.
  39. Бонсай - искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.
  40. Бордюр — низкие и узкие полосы цветочных растений, трав, посаженных по контуру газона, клумбы по краям дорожек.
  41. Бордюры - узкие линейные посадки из одного или двух рядов низких (не более 50 см) цветущих кустарников или декоративно-лиственных трав определенного вида. Служат для обрамления клумб, рабаток или дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах.
  42. Боскет - замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев, подвергшихся специальной стрижке. В парках эпохи барокко замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами. Преобладающий ассортимент пород при создании боскетов в России: липа мелколистная, ель обыкновенная, акация желтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клен татарский, смородина золотистая.
  43. Ботанический сад- зеленый массив, предназначенный для научно-исследовательской и культурно-просветительской работы в области ботаники, растениеводства и озеленения населенных мест.
  44. Бродери - см. Партер кружевной.
  45. Букет— пучок красивых цветов, листьев, травы.
  46. Букетные посадки — прием формирования паркового пейзажа с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого деревца, чтобы создать условия для развития боковым побегам.
  47. Буленгрин (Боулингрин) - специальный газон спортивного типа, средняя часть которого понижена в форме плоского котлована. Б. используется для усиления впечатления пространственности парков и садов.
  48. Бульвар - широкая озелененная полоса, выделяемая на проезжей части по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.
  49. Бутоньерка — небольшой букетик из душистых растений, который вставлялся в петлицу или прикреплялся к корсажу.
  50. Буферная зона (парка-памятника) — часть периферийной территории парка или дополнительно осваиваемая смежная территория, на которой организуются массовый отдых и обслуживание посетителей с целью снизить чрезмерно высокую рекреационную нагрузку на культурно-историческую зону парка.
  51. Ведута — вид местности, города, центральной площади, приморской набережной, большого паркового ансамбля и т. д. Характерна топографической точностью изображения, выполняется в виде гравюры, живописного полотна, рисунка.
  52. Веерная композиция плана парка — соединение лучевых аллей обычно у основного входа в парк, откуда они расходятся по всей его территории. Архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем лучам в направлении от центра-входа к периферии. Полукольцевые дороги связывают лучи между собою. Веерная композиция формируется как регулярными, так и пейзажно-живописными элементами на ровной или пересеченной местности. Применяется как основа планировки парка в целом или его части (парк Сокольники).

53. Вертикальная планировка - комплекс мероприятий, направленных па преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории. Специфика ее при реконструкции и восстановлении исторических парков состоит в необходимости сохранения ценной существующей растительности и почвенного покрова террас, лестниц, подпорных стенок, сходов к воде и других элементов ансамбля.



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.