Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимоотношения и связи между людьми





Тема 8. Общество как саморазвивающаяся система

Д.З:

Заполнить таблицу (учение о социально-экономических формациях К.Маркса)

Проанализируйте отрывки из писем К.Маркса

«История делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причём каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая – историческое событие. Этот результат можно опять таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Таким образом, история, как она шла, до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения. Но из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете экономические обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, – из этого всё же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в неё».



Письмо Йозефу Блоху

«…История носила бы очень мистический характер, если бы “случайности” не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих “случайностей”, среди которых фигурирует также и такой “случай”, как характер людей, стоящих вначале во главе движения».

Письмо Людвигу Кугельману

Ответьте на вопросы:

1.Прокомментируйте на основании приведённых текстов, каким образом Маркс понимает связь в историческом процессе случайности и необходимости. Чем, согласно его точке зрения, является «закон истории» и каким образом он согласуется с действиями отдельных людей, сознающих себя действующими в той или иной степени свободно?



2. Что можно отнести к «личным», а что к «общесоциальным» обстоятельствам? Объясните, почему, согласно Марксу, в конечном счёте, внешние обстоятельства могут быть сведены к экономическим?

Д/З. Ответьте на вопросы по лекции:

1)Почему, на Ваш взгляд, так сложно дать определение понятия «Общество»?

2)Из чего состоит общество? (структура)

3)Какие есть подсистемы (сферы) общества?

4)В чем специфика каждой сферы? Почему общество не может без всех этих сфер?

5)В чем заключается формационное развитие общества? Общественно-экономические формации. Что это?

6)Что включают в себя производительные силы и производственные отношения?

7)Цивилизационный подход, как он рассматривает развитие общества?

8)На какой из этих подходов вы больше всего ориентируетесь?

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

Термин «общество» очень многозначен. Основные смыслы:

1)отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. общества);

2)это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.);

3) все человечество в целом;

4) общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное);

5) под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Данное значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества. Его содержание раскрывается элементным составом.



СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Структура общества включает множество разнообразных элементов

Основными среди них являются:

1) субъекты общества (человек, люди и их объединения);

2) взаимоотношения и связи между людьми;

3) социальные институты;

4) деятельность

Субъект общества

Каждый человек общества включен в определенное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в обществе формируется устойчивая структура социальных общностей, включающая такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т.д. Впрочем в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут дифференцироваться и по другим признакам Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры) территориальными (жители города, жители села) по роду занятия (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интеллигенция) отношением к собственности (предприниматели, наемные рабочие), а также по уровню доходов, уровнем образования и т т. д.

Взаимоотношения и связи между людьми

Общественные отношения - это определенная связь, зависимость между субъектами, составляющих общество. Отношения представляют своего рода цементирующий материал, который объединяет людей в общество, превращает в монолит и его отдельные элементы.

В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выделяют экономические, политические, правовые, социальные, религиозные отношения и т.д. в зависимости от субъектов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межгосударственные отношения и т.д. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер Необходимо и каждого учитывать взаимосвязи и взаимопроникновения общественных отношений, а также то, что их роль постоянно меняется.

Социальные институты

Социальный институт представляет собой исторически определенные формы организации и регулирования общественной жизни.

С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества.

В зависимости от сферы общественных отношений выделяют, как правило, такие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.) 2) политические (государство, партии, полиция, армия), 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты право применения, правового воспитания и др.) 4) культурные (научные, художественные объединения, создающих культурные богатства); 5) религиозные, 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресурсов), 7) институт родства, брака и семьи.

Деятельность

Проблема деятельности была предметом пристального внимания и многих мыслителей и философов. Значительный вклад в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как и Кант, Г В Ф Гегель, И-Г Фихте, К Маркс М Вебер, которые пришли к выводу, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой тот знаменатель, к которой можно свести все разнообразие форм общественной жизни. К этой мысли, в частности, пришел Макс Вебер, который видел основу жития общества в социальном действии, которую он определил как человеческое поведение, направленное на другого человека. Развивая его идеи, Толкотт Парсонс утверждал, что вся социальная практика, по сути, представляет собой совокупность "отношений между исполняющими свои обязанности людьми" Примерно так считал и Карл Маркс Он сделал вывод о том, что общество является «продуктом взаимодействия людей».

ОБЩЕСТВО, ЕГО ПОДСИСТЕМЫ

Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам общественной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в в узком смысле этого слова) или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения Рассмотрим особенности и функции каждой из этих сфер общественной жизни.

1) Экономическая (материальная) сфера - охватывает процессы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологических революцию.

В системе социальной деятельности материальному производству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей людей: потребностей в пище, одежде, жилье и т д

2) Духовная сфера - это сфера деятельности, где осуществляется духовное производство, в процессе которого создаются не вещи и предметы, а идеи, образы, научные и художественные ценности из необходимости удовлетворения духовных потребностей человека. Эти ценности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах и т.д. Но главное в этих предметах - нематериальная, духовная ценность, них идеи, образы и чувства.

Духовное производство является обязательной составляющей производства в целом, с его помощью создаются условия для роста человеческой духовности, без которой не может существовать человечество

3) Политическая (управленческая) сфера - это сфера деятельности разного рода администраторов, руководителей, политиков ее специфическая задача - поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жизни. Без этого, как и без материального или духовного производства, оно невозможно.

Управление осуществляется на разных уровнях: от государства к предприятию и семьи Эта деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбе, но ее часто поражают многочисленные болезни: злоупотребление методами принуждения, насилия, чрезмерный рост чиновничьего аппарата. Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность Именно на этом уровне решаются судьбы миллионов людей.

4) Социальная (гуманитарное) сфера - обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. К ней относится деятельность врача, юриста, учителя, артиста, работников сферы обслуживания. Конечно, люди сами способны к самолечению, самообразования, сами себя развлекают, однако воспроизведение, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека - настолько важное общественное дело что общество включается в этот процесс с помощью школы, вузов, путем создания системы здравоохранения и правозащитаисту.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.