Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная справедливость





Раздел IV. Основы социологии

Тема 4.3 Социальный конфликт

План:

Причины социальных конфликтов

Элементы социального конфликта

Динамика социального конфликта

Стратегия отношения к социальным конфликтам

Социальная справедливость

 

Важную роль в социальной сфере жизни общества, всей системе общественных отношений играют социальные конфликты как столк­новение двух и более разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов.

Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и по­следствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни, на­пример, конфликты в области экономики и политики, в националь­ных отношениях, в социальной и духовной сферах.

Слово «конфликт» (от лат.confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил).

Социальный конфликт (от лат.confliktus- столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.



Конфликты можно классифицировать и в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом.

Личностный конфликт: характеризует противоречия, происхо­дящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания, ми­ровоззрения, всего духовного мира человека.

Существуют следующие разновидности конфликтов:

1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:

§ внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;

§ межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

§ межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. по направленности конфликтного взаимодействия:

§ горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;



§ вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;

§ смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

3. по источнику возникновения:

§ объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

§ субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. по своим функциям:

§ созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;

§ разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;

5. по длительности протекания:

§ кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

§ затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. по своему внутреннему содержанию:

§ рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

§ эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. по способам и средствам разрешения конфликты бываютмирными и вооруженными:

 

Типологию социального конфликта по остроте противоречий можно представить таким образом:



• конфронтация — пассивное противостояние групп с противо­положными политическими, экономическими, социальными и иными интересами; как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления;

• соперничество — борьба за признание личных достижений и творческих способностей индивидов со стороны общества, со­циальной группы, социальной организации; цель соперниче­ства — приобретение лучших позиций, признание или же демонстрация превосходства путем достижения престижных целей;

• конкуренция — особый тип конфликта, цель которого — полу­чение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам или информации.

 

Конфликты можно классифицировать и в зависимости от пред­полагаемого результата. Такая классификация распространена в основном в западном обществознании. Она имеет образные названия, что также характерно для европейских наук об обществе.

Конфлик­ты бывают таких форм:

• «схватка» — когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;

• «дебаты» — где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс

• «игра» — где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому споры никогда не завершаются.

 

Цель конфликта заключается в достижении собственного интереса за счет интересов других.

Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые задействованы в конфликте, но не ясно представляют его цели и значение. Это может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего ин­тереса в нем.

Субъектомсоциального конфликта является отдельный человек, социальная группа или организация способные создавать кон­фликтную ситуацию, т.е. активно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:

§ объекта - конкретной причины столкновения субъектов;

§ двух и болеесубъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

§ инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.

 

Весь процесс условно включает: предконфликтную ситуацию, начальный этап, этап решающего противоборства, этап устране­ния инцидента.

Между социальными противоречиями и социальным кон­фликтом находится своеобразное состояние отношений, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Она непосредственно предшествует конфликту и развивается в него. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное со­бытие может вызвать обострение отношений, прямо ведущее к кон­фликту.

Важный момент зарождения конфликта — наличие объекта, об­ладание которым или избавление от которого связано с удовлетво­рением потребностей одной из сторон, но нежелательно для другой стороны. В этом случае объект может стать причиной конфликта.

В предконфликтной ситуации субъекты прежде чем решиться на конфликтные действия, оценивают свои возможности и возможно­сти противоположной стороны, предпринимают шаги для консоли­дации своих сил, ищут сторонников. Кроме того, предконфликтная ситуация — это период формирования каждой стороной своей стра­тегии действий, в назревающем конфликте.

Начинается первая фаза социального конфликта: он возника­ет и разрастается. Начало конфликта является периодом наиболь­ших колебаний участников. Не случайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию духа участников, убе­ждая их «идти до конца». Именно на этом этапе могут быть предпри­няты действия, которые позволят остановить открытое столкновение, прейти к компромиссному решению. Разрастание конфликта идет до появления первых ощутимых результатов противоборства. Эти резуль­таты осмысливаются, анализируются субъектами конфликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается.

Если первая (начальная) стадия конфликта не удовлетворила противоборствующие силы и они не решили поставленных задач, конфликт переходит на новую стадию — собственно противоборство с одновременным поиском новых сторонников, корректированием тактики и стратегии. Действия могут измениться от открытых к скрытным, от непосредственных к опосредованным. Они могут быть физическими, психологическими, идеологическими и т.д. По вре­мени они могут стать длительными. Изменение ведения противо­борства конфликтующими сторонами обычно расширяет сферу конфликта и число его участников.

Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается кон­фликтное взаимодействие. Устранение инцидента — это необходи­мое, но не достаточное условие для погашения конфликта. При определенных обстоятельствах угаснувший или даже разрешенный конфликт может вспыхнуть вновь.

Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардиналь­ную перестройку всей конфликтной ситуации или ее разрешение. Должна быть изжита коренная причина конфликта.

Получили обоснование некоторые способы разрешения социаль­ных конфликтов. Главный способ — не допускать социальных кон­фликтов. К другим способам можно отнести:

• благожелательность и толерантность конфликтующих сторон;

• использование нравственных средств, нравственной культуры субъектов и участников;

• выявление альтернативных мнений и интересов, их оценка и поиск возможностей согласования;

• выбор «наименьшего зла» при неуступчивости сторон;

• использование психологических знаний при воздействии на противоположную сторону с целью найти решение;

• переключение внимания конфликтующих сторон на более важные проблемы;

• безусловная честность в процессе поиска методов и средств разрешения конфликта, использование личного примера;

• использование третьих лиц при разрешении конфликта.

 

Существуют различныеметоды разрешения конфликта:

§ избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;

§ переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

§ использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там. где без его участия это было бы невозможно;

§ откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

§ третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

 

Последствия конфликта могут быть:

1. позитивными:

§ разрешение накопившихся противоречий;

§ стимуляция процесса социальных изменений;

§ сближение конфликтующих групп;

§ усиление сплоченности каждого из соперничающих лагерей;

2. негативными:

§ напряженность;

§ дестабилизация;

§ дезинтеграция.

 

Карточка №1

Катя и Саша выбирают, какой фильм посмотреть вместе. Она хочет романтическую комедию, он – захватывающий боевик, при этом они не идут на компромисс и никто не хочет уступать.

 

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

Карточка №2

Двое друзей не могут договориться о том, как провести время. Первый хочет сходить в кино, второй желает просто прогуляться.

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

Карточка №3

Катя и Алена решили поужинать, но они забыли купить хлеб. Ни одна из девушек идти в магазин не хочет.

 

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

Карточка №4

Двое мальчиков из параллели сильно поругались на уроке физкультуры из-за мяча. К конфликту подключаются одноклассники обеих групп.

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

Карточка №5

Олег из группа 106Р оскорбил девушку из группы 102В. На следующий день молодые люди из группы 102В пришли разбираться с Олегом.

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

Карточка №6

В 10А класс пришла новая девочка из мусульманской семьи. Девочки одноклассницы дразнят ее за ношение платка на голове и длинных юбок.

 

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

Карточка №7

Света одна единственная сделала домашнее задание по физике, но списать одноклассникам не дала. Из-за этого вся группа получила двойки. После этого урока со Светой никто не разговаривал.

 

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

Карточка №8

Гена взял у Гоши приставку, но случайно сломал ее. Гоша из-за этого стал настраивать одноклассников против Гены.

 

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

 

Карточка №8

Инга и Катя принимали участие в кулинарном конкурсе. Инга испекла торт, а Катя пирожное. В отсутствие Кати, Инга сверху посыпает пирожное солью, поверх сахарной пудры. Катя за кулисами оскорбляет Ингу и затевает драку.

 

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

Карточка №9

Марина попросила Ирину налить ей чай. Ирина решила пошутить над Мариной и добавила вместо сахара соль. Марина шутку не оценила и вылила чай на Ирину испортив при этом ей кофту.

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

Карточка №10

Два брата учатся в одном классе и постоянно соперничают за лидерство в группе. На одном из уроков браться подрались.

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

Карточка №11

Константин считает, что сына на лето нужно отправить в военно-патриотический лагерь, Марина, мама мальчика считает, что ему там не место и его нужно отправить отдыхать к бабушке в деревню.

Задания:

1. Определите вид конфликта.

2. Назовите цель конфликта.

3. Назовите объект и субъект конфликта.

4. Распишите фазы конфликта.

5. Выберите способ разрешения конфликта.

6. Перечислите последствия конфликта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.