Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация научного знания.





ТЕМА 3. Основания науки.

Цели и задачи изучения темы.

В ходе освоения темы предлагается изучить:

1. Место науки в системе культуры человечества (культура материальная, социальная, духовная).

2. Определения науки.

3. Классификация научного знания.

4. Аксиомы науки (объективность существования мира, закономерность устроения мира).

5. Научные методы.

6. Достоверность научного знания.

7. Границы научного метода.

Основания науки.

Появление и развитие современной науки не случайно связываются с христианством. Только христиане смогли дать ясный и четкий ответ на вопрос о происхождении человека и вселенной. Православная теология указала человеку на утерянный смысл жизни и путь воссоединения человека со своим Творцом через Иисуса Христа. В результате изучение человеком окружающего мира приобрело глубочайший смысл. Однако о науке как самостоятельном элементе духовной культуры можно говорить лишь с XVII века. Начиная с этого периода, культура человечества подошла к этапу качественных перемен, когда научный метод познания обрел самостоятельную ценность в глазах людей и стал влиять на все аспекты духовной деятельности человечества, а впоследствии даже определять господствующую парадигму. Зарождение современной науки часто связывают с именами Коперника и итальянца Везалия. Основания современной науки были заложены в Оксфорде, где ученые подвергли критическому разбору учение Фомы Аквинского, доказывая, что Аристотель – основной авторитет, на который опирался Фома, – отчасти заблуждался в отношении феномена природы. В группе этих оксфордских ученых был Роджер Бэкон (1214-1294 гг.). Однако наиболее заметный вклад внес Роберт Гроссетесте (ок. 1175-1253 гг.), который представил философские основы для отхода от аристотелевской науки. Лидером в критике аристотелевских концепций в XV-XVI вв. являлся университет в Падуе. При образовании Лондонского Королевского Научного Общества, основанного в 1662 году, большинство его членов были верующими христианами. Джордж Тревельян (1876– 1962 гг.) в «Истории английского общества» (1942 г.) писал: «Роберт Бойль, Исаак Ньютон и другие члены раннего Королевского общества были религиозными людьми... именно они сделали понятной для умов своих соотечественников идею закономерности вселенной и разработали научные методы исследований, направленных на отыскание истины». Многие современные ученые, хотя они и не являются сторонниками божественного начала в мироздании, тем не менее, смогли разглядеть христианские корни современной науки. Например, энтомолог Стэнли Бек признал, что «первая из недоказуемых предпосылок, на которой основывается наука, – это вера в то, что мир объективно существует и человеческий ум способен понять его истинную природу... Второй и наиболее известный постулат, лежащий в основании структуры научных знаний – это закон причины и следствия. Поскольку мир был создан разумным Богом, они без труда отыскали взаимосвязь между наблюдателем и наблюдаемыми предметами – т. е., между субъектом и объектом. Третья основная научная предпосылка – убеждение, что природа едина». Альфред Норт Уайтхед (1861-1947 гг.) и Роберт Оппенгеймер (1904-1967 гг.) настаивали на том, что современная наука родилась из христианского мировоззрения. Уайтхед был широко признанным математиком и философом, а Оппенгеймер, после того как в 1947 году стал руководителем Института Новейших Исследований в Принстоне, помимо трудов в своей собственной области – ядерной физике – написал множество работ по самому разнообразному спектру проблем. Ни один из них не был христианином и не считал себя таковым, и тем не менее оба прямо признали, что современная наука выросла из христианских взглядов на мир. Оппенгеймер, к примеру, писал об этом в статье «О науке и культуре» в журнале «Энкаунтер» за октябрь 1962 года. В Гарварде, в цикле лекций, озаглавленном «Наука и современный мир» (1925 г.), Уайтхед говорил, что христианство является матерью науки, поскольку «средневековье настаивало на разумности Бога». Уайтхед говорил также об уверенности «в явной разумности личного существования». Говорил он в этих лекциях и о связанной с разумностью Бога «исключительной верой (первых ученых) в то, что каждое конкретное явление может быть соотнесено с предшествующим совершенно определенным образом, что являет собой пример общих принципов».







Френсис Шеффер пишет: «...не одни лишь христиане способны создавать прекрасное в искусстве или испытывать порывы вдохновения в научном творчестве. Творческое вдохновение определяется тем фактом, что человек создан по образу и подобию Божьему, по образу Великого Творца – независимо от того, отдает ли себе в этом отчет индивидуальная личность, и даже вопреки тому, что ныне образ Божий в людях искажен. Человек, в противоположность нечеловеку – способен к творчеству, и личное мировоззрение проглядывает в любом творении. Это относится и к творческому вдохновению в науке. Мировоззрение определяет, в каком направлении это вдохновение станет развиваться, и – станет ли оно развиваться вообще или иссякнет». Не все ученые, о которых идет речь, были последовательными христианами, но христианская система мышления первых ученых давала им «веру в возможности науки». Позднее христианская основа науки была утрачена, но уже создались традиции и инерция, хотя науку может двигать вперед прагматическая необходимость в техническом развитии и даже инициатива государства. Таким образом, в христианском мировоззрении существуют основания для научного познания. К сожалению, со временем метод обрел самостоятельную ценность, и христианская система ценностей оказалась невостребованной современной наукой.

Место науки в системе культуры человечества (культура материальная, социальная, духовная).

Естественные науки являются составной частью духовной культуры человечества. Появление и развитие науки, как и других элементов духовной культуры таких, как религия, искусство, мораль и др., связано со стремлением человека понять окружающий его мир и свое назначение в нем. Поэтому вопрос о существовании разумного Творца и Его взаимоотношениях с человеком как особой частью творения является одним из основных определяющих мировоззрение человека, в том числе развитие всех областей определяют мировоззрение человека, в том числе развитие области духовной культуры, включая науку. Наука является частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества.

Культура – это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп, человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура, – это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника, физическая культура, благосостояние людей.

Социальная культура – это система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себя такие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой, религиозной, экономической и другой).

Духовная культура – это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений знаками. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Определения науки.

Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству этого знания, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры. Наука как знание и деятельность по производству знаний возникла с начала человеческой культуры и составила часть духовной культуры общества, хотя само по себе слово «наука» («science») сравнительно недавнего происхождения. В переводе с латыни «scientia» означает знание. Слово «ученый» появилось в европейских языках в конце XIX века и означало человека, занимающегося наукой. Профессия ученого становится сравнимой по значимости с такими старейшими профессиями, как юрист и служитель церкви, только в XX веке. Система науки включает в себя такие элементы, как субъект, объект, цели, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта. Ее состояние на том или ином этапе развития общества зависит от многих факторов.

Субъектом науки являются ученые, коллективы и человечество в целом, которые осуществляют сознательную целенаправленную научную деятельность по получению научного знания. Деятельность ученых, их инициативные действия при соответствующем обеспечении (т. е. активность субъекта) направлена на изучение явлений, получение законов и теоретических конструкций, являющихся объектами научной деятельности. Активность ученых направлена на достижение определенной цели и требует определенных социальных условий и средств (т. е. определенных способов и орудий для осуществления этой деятельности). Цель предполагает предвосхищение в мышлении человека необходимых средств для научной работы, последовательности и результатов научной деятельности. Конечный продукт научной деятельности, результат – это итог научной деятельности. Результаты науки многообразны, но все они несут научное знание. Признаками научного знания являются: систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, практическая применимость. Научное знание может быть получено в таких формах, как научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, научные картины мира. Результаты науки зависят от социальных условий научной деятельности в обществе, государстве. В свою очередь, наука оказывает влияние на все области общественной жизни, что косвенно также является результатом науки. Разные эпохи выдвигали в качестве «двигателя» науки различные общественные явления, например, в древности это была мифология, в античной Греции – философия, в средние века – религия, а для современной науки движущей силой развития является технология. Преобладание того или иного явления на определенных исторических этапах всегда оказывало и оказывает влияние на все области культуры, в том числе и на науку.

Достаточно интересное определение науки дал известный ученый и религиозный деятель святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Наука – это система достигнутых и развивающихся знаний и гипотез о наблюдаемых явлениях действительности». Это краткое определение науки мы будем считать наиболее предпочтительным.

Новейший философский словарь гласит: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества – моралью, религией, философией, искусством и т.д.».

В философской энциклопедии дается следующее определение науки: «Наука – ... система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, "духовного производства", имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемами и методами исследования. Понятие "наука" применяется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная наука – это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей».

В общей классификации науки обычно разделяются на естественные (естествознание и точные науки) и гуманитарные. К первой категории относят физику, химию, биологию, астрономию, математику и др. Ко второй – науки философские и социальные. Это различение наук имеет важное значение для правильного понимания проблемы "наука и религия", поскольку основной ее вопрос в том и состоит, опровергают ли религию естественные науки, а не наука вообще, в которую, по определению, входит весь комплекс человеческого знания, в том числе и религиозная философия, и сама религия.

Классификация научного знания.

Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика).

Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура.

Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные (астрономия, медицина, математика).

Попытки классификации продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы:

1. Теоретические науки (математика, физика, теология);

2. Практические науки;

3. Механические науки (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина, театр);

4. Логика, включающая грамматику и риторику.

Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал математику.

Такие науки как математика, логика, информатика и кибернетика одними учёными выделяются в отдельный класс «формальные науки», иначе называемые абстрактными науками. Формальным наукам противопоставляются естественные и социальные науки, которые получают общее обозначение эмпирические науки. Другие же учёные считают математику точной наукой, а остальные когнитивными науками.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.